В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КАТАСТРОФЫ ЕЩЕ ГРЯДУТ Назад
КАТАСТРОФЫ ЕЩЕ ГРЯДУТ
Директор "Звездочка" видит причину гибели подлодки К-159 в недостаточном госфинансировании военно-промышленного комплекса

Человек достаточно быстро привыкает ко всему. У нас уже не вызывают паники сообщения о чеченских терактах с многочисленными летальными исходами. Окрепнув душой после гибели АПЛ "Курск", мы как должное восприняли гибель К-159.

Нарушили правила буксировки? Ну, все на службе бывает! Понтон штормом оторвало? Ну, шторм = он и у берегов Африки шторм... А вдруг понтон да трос попросту оказались с заводским браком, то есть катастрофа была предопределена еще на берегу? Стоп! Ставить под сомнение заявления первых лиц страны теперь неэтично: инфляцию остановили, вертикаль власти крепнет, благосостояние народа растет. Однако...


"...Почему у нас происходят такие трагедии, причем довольно часто?" = начал с вопроса выступление на V областной конференции партии "Единая Россия" директор "Звездочки" Николай Калистратов. И сам же дал на него ответ:

= Когда начиналась перестройка, многие наши оппоненты очень не любили оборонку. Были и такие заявления: "Придет время, что будут и деньги, будет и гособоронзаказ, но вы дойдете до такого состояния, что сделать уже ничего не сможете". Я должен сказать, что, к сожалению, по некоторым направлениям мы к этому и идем. Пережив самые тяжелые годы, Северодвинск сохранил свои предприятия и трудоспособные коллективы. Однако наметившийся общероссийский подъем привел к бегству квалифицированных кадров из города корабелов.

Именно так Николай Яковлевич охарактеризовал существующую кадровую проблему. Опытные кадры "бегут" в Санкт-Петербург, но и не только туда. Причина проста: имея большие производственные издержки, северодвинские предприятия ни копейки не получают от родного государства. Пятнадцать лет назад поддержка от государства еще была. Лучшие кадры из Москвы, Петербурга, Томска, Николаева стремились в Северодвинск. Сегодня в город у Белого моря никто не едет. Более того, талантливые специалисты уезжают в Петербург, Москву, за рубеж.

Н.Калисторатов привел цифры: за последних семь месяцев со "Звездочки" уволилось 49 наиболее квалифицированных сборщиков, 39 электросварщиков, 44 токаря. Покинули предприятие люди без тени страха за свое будущее: имея 4-5 разряд, они всегда найдут работу в северной столице. Там бывших северодвинцев даже жильем обеспечивают. Плюс достойной заработной платой. На Адмиралтейских верфях, где трудятся восемь тысяч человек, она в среднем составляет 9 000 рублей. Балтийский завод при численности работников в семь тысяч человек обеспечивает среднюю зарплату в девять с половиной тысяч рублей. Почти столько же платит рабочему классу и Северная верфь.

Сравнивать есть с чем. В Северодвинске, в условиях Крайнего Севера, с двойным коээфициентом (2,2) средняя зарплата в минувшем году на "Звездочке" не превышала пяти тысяч. На "Севмашпредприятии" и "Арктике" = и того меньше.

= При такой разнице в условиях рынка рабочих и специалистов не удержать, = уверен Калистратов. = В Питере масса экспортных заказов. На одного работающего их удельный вес в три-пять раз больше, чем у нас. Адмиралтейские верфи строят пять дизельных подлодок для Китайской народной республики. "Севмаш", который в три раза больше, строит всего две лодки, завоеванные в тяжелой борьбе. "Звездочка" последние пять лет имеет на ремонте одну лодку. Это при том, что численность работающих на ней больше, чем на Адмиралтейских верфях.

Экспортные заказы дают питерским заводам деньги. Заводам северодвинским гособоронзаказ снижает экономические показатели и способствует уходу людей. По словам Николая Калистратова, до сих пор продолжает действовать никем не узаконенная система, по которой в калькуляции оборонного заказа устанавливается максимальная заработная плата. В 2001 году она была устанавлена в 3,5 тысячи, в 2002 году = 4,5 тысячи, ну а в этом году = 5-6 тысяч.

Кто оценил в такие цифры труд квалифицированнейшего персонала, работающего с реакторами, ракетами, ежедневнно подвергающегося опасности?! Люди свои знания, умения и навыки оценивают куда как выше, отчего и не хотят работать в Северодвинске.

Единственный, по мнению Калистратова, реальный вариант сохранить оборонный комплекс, которым некогда гордилась вся Россия и которому завидовал весь мир, = добиться от Госдумы и Правительства иного подхода к финансированию гособоронзаказа: от пресловутых северных и районных коэффициентов перейти к формам расчета заработной платы, адекватным условиям рынка.

Заслушав доклад директора "Звездочки", губернатор Анатолий Ефремов, присутствовавший при сем в качестве члена Политсовета АРО, настоятельно рекомендовал Калистратову "прекратить лить крокодиловы слезы" и решать свои проблемы самостоятельно. Как никак, гособоронзаказ для Северодвинска в этом году составляет 1 миллиард 856 миллионов рублей. На чем-нибудь да сэкономить, в целях улучшения незавидного положения трудящихся, можно.

Однако Николай Калистратов особого простора для экономического маневра не видит. Заставить военных заказчиков платить в два раза больше за единицу продукции невозможно. Столь же нереально требовать от военных сокращения объемов заказа за прежние деньги. На такое они тем паче не пойдут.

В принципе, можно с положением смириться, ведь незаменимых людей нет: когда разбегутся последние высококвалифицированные сборщики и токаря, нанять неквалифицированных. Главное, чтоб их зарплата и в пять, и в три тысячи устраивала. Не боги горшки обжигают. Ну, подумаешь, будут ближайшие двадцать лет у ВМФ не только понтоны с браком, но и подлодки с браком, и ракеты с браком. Ведь та же К-159, как и легендарный "Курск", в лучшие времена построена была, но все равно ведь затонула.

http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=3381

Док. 478471
Перв. публик.: 06.09.03
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 251

  • Калистратов Николай Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``