В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Растление несправедливостью войны Назад
Владимир Симонов: Растление несправедливостью войны
- Они постучали в нашу входную дверь, и наш отец поднялся с постели открыть. Они убили его выстрелом сквозь дверь, а затем выстрелили в него еще раз. Потом один американский солдат вошел внутрь и расстрелял нас всех. Я притворилась мертвой, он меня не заметил...

Это из показаний 12-летней иракской девочки Сафы Юнис, снятых на видео правозащитной организацией "Хаммураби" в поселке Хадита, что в 69 км. к северу от Багдада.

Восемь американских морских пехотинцев разглядывают в эти дни рождественское ночное небо через тюремную решетку. В США начался судебный процесс "Кровавая баня в Хадите", как западная пресса уже окрестила эту трагедию. Четырем морпехам предъявлено обвинение в "непредумышленном убийстве" 24 мирных иракцев, среди которых - 76-летний старик, несколько женщин и 3-летний ребенок. Еще четверо офицеров и солдат обвиняются в сокрытии того, что совершила первая четверка.

Америка встретила нынешнее Рождество, пору светлых порывов души и сострадания к людям, судом по делу о самом крупном военном преступлении за всю историю войн, в которых она участвовала.

И на скамье подсудимых оказались не только убийцы с воинскими званиями. Под судом - нынешняя мораль армии США, которая вновь не выдержала столкновения с растлевающей несправедливостью войны в чужой стране.

19 ноября 2006 года в Хадите вроде бы не случилось ничего особенного. Просто на обочине дороги, по которой двигался моторизованный патруль сержанта Франка Вутерича - четыре "хаммера" с ротой пехотинцев, взорвался самодельный фугас. Обычная история. По таким взрывам, как по крикам муэдзинов, жители Ирака уже научились узнавать, который час.

От взрыва погиб один из американцев. Но его, казалось бы, банальная смерть вдруг сработала в сознании его товарищей каким-то рубильником, включившим припадок безумия. Сержант Вутерич отдал приказ "сначала стрелять, потом задавать вопросы".

Чуя ущерб, который трагедия в Хадите может нанести и без того негативной репутации американских войск в Ираке, командование попыталось отделаться уклончивым сообщением. "Да, был взрыв, да, убит один военнослужащий США. В завязавшейся перестрелке погибли несколько иракских жителей". И все.

Возможно, о случившемся в Хадите так никто бы не узнал, если бы на следующий день местный журналист Тахер Табет не пробрался на место преступления со своей видеокамерой.

Видео разоблачило все, что пытались скрыть люди Вутерича. Тела женщин и детей, еще в ночных рубашках с подтеками крови. Стены и потолки жилищ, изрешеченные автоматными очередями, причем явно изнутри. Запекшиеся кровавые лужи на полу.

Это смотрелось как "иракский Май Лай", второе издание трагедии в печально знаменитой вьетнамской деревушке, где в 1968 году американский взвод расстрелял и сжег 500 местных крестьян. Армия США скопировала собственное преступление полувековой давности.

Видеозапись Табета попала в журнал "Тайм", который и оповестил мир о трагедии в Хадите. Сегодня американский генштаб признал, наконец, что этот поселок стал могилой для 24 мирных иракцев. А Джон Мурта, конгрессмен-демократ, предположил, что Хадита обречена стать более позорным и широковещательным скандалом, чем даже пытки и глумления, учиненные американскими надзирателями в иракской тюрьме Абу Грейб.

Возможно. Но дело не в том, где по вине морской пехоты США пролилось больше гражданской крови и слез - в Май Лай, в Абу Грейб или в Хадите. Важно понять другое: почему проходят десятилетия, а элитный воинские подразделения самой мощной в мире и уважающей себя индустриальной демократии творят в чужих странах с чужими гражданами одни и те же акты страшного беззакония, словно скопированные на ксероксе.

Армия - это как человеческий организм. Она чутко реагирует на окружающие обстоятельства. Когда эти обстоятельства взрываются фугасами на иракских улицах по 25 раз в день, когда на морских пехотинцев накатывается ощущение бессилия и собственной вины перед иракскими повстанцами, защищающими свою страну от иностранного нашествия, когда теория Вашингтона облагодетельствовать Ближний Восток демократией выглядит как неуклюжая шутка, оккупационная армия обречена на то, чтобы у нее начались серьезные проблемы с моралью.

Жена американского сержанта из роты, которая свирепствовала в Хадите, рассказала журналистам о "тотальном распаде дисциплины" у сослуживцев ее мужа, "включая наркотики, алкоголь и постыдные церемонии". Под последним она имела в виду, видимо, хэппенинг, устроенный ротой на подступах к Фаллудже. Пехотинцы конфисковали у местных жителей лошадей, обрядились в подобие римских тог, врубили через усилители тяжелый рок и пустились в импровизированные гонки на римских колесницах, как в фильме "Гладиатор".

Отсюда можно сделать предположение о нынешнем состоянии морали типичного участника военной экспедиции США за рубежом. Это ощущение себя неким высшим разумом, приобщающим туземцев к новой мировой цивилизации американского образца. С такими настроениями легко взять наперевес М-16, войти в хижину, расстрелять спящую многодетную семью и уйти со смутным ощущением некоторой неполноты счастья:

"Кажется, эта иракская девчонка меня надула. Она только притворилась мертвой..."

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

25/12/2006
http://pda.rian.ru/analytics/20061225/57750772.html

Док. 478427
Перв. публик.: 25.12.06
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 127

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``