В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Симонов: Америка не услышала от Буша ничего нового Назад
Владимир Симонов: Америка не услышала от Буша ничего нового
Общение с Конгрессом никогда еще не давалось нынешнему президенту США так тяжело.

Джордж Буш выступил во вторник со своим ежегодным докладом "О положении страны" в седьмой и, главное, в предпоследний раз. Ему нужно было заложить хотя бы пару камней в фундамент будущего памятника своему президентству. Чем, действительно, запомнятся американцам его два срока в Белом доме - помимо хаоса в Ираке и трагической медлительности после стихийного бедствия в Новом Орлеане? Пора было приступать к перечню свершений своей администрации, которые могли бы войти в школьные учебники истории.

Но более неудачного момента для этого трудно было выбрать. Впервые нынешнему президенту США пришлось обращаться к обеим палатам Конгресса, где контроль был захвачен в ноябре его политическими противниками - демократами. Ему внимало недоброжелательное, если не враждебное большинство. К тому же эта аудитория прекрасно знала: на трибуне стоит оратор, обладающий сегодня самым низким президентским рейтингом за всю американскую историю, если не считать Ричарда Никсона в разгар Уотергейтского скандала.

Обычно самоуверенный, боевитый президент звучал на этот раз на редкость примирительно. Уже в первых абзацах своей речи он повторил слова "мы", "наши", "нас", имея в виду республиканцев и демократов, 17 раз. Главная мысль этой преамбулы - призыв к двухпартийному единству. Гражданам Америки все равно, кто где сидит в зале Конгресса по отношению к центральному проходу, то есть кто к какой партии принадлежит, сказал Буш, если депутаты готовы шагнуть через этот проход, чтобы делать общее дело. Зал одобрительно закивал.

Далее оратор пустился перечислять те дела, против которых у демократов, собственно, никогда не было особых возражений. Так, президент призвал укреплять энергетическую безопасность Америки - общее место почти всех его речей после появления в Белом доме. На этот раз Буш предложил снизить потребление бензина за 10 лет на 20% и к 2027 году удвоить объем национальных стратегических резервов нефти, исчисляющихся сегодня 727 млн баррелей. Кроме того, он будет просить Конгресс выделить 1,6 млрд в течение тех же 10 лет на научные разработки новых источников энергии.

Кто против? Естественно, никто. За исключением, может быть, крупных корпораций, поддерживающих его собственную Республиканскую партию. Они недовольны тем, что Буш не спешит вставить свою энергетическую стратегию в экологическую рамку - одновременно ограничить эмиссию парниковых газов. Но это должно беспокоить самих республиканцев: финансирование их избирательной кампании 2008 года может заметно обмелеть.

Президент на трибуне продолжал тем временем погружаться в сугубо внутренние экономические и социальные проблемы, явно стараясь оттянуть встречу с темой No1 - Ираком. О состоянии национальной экономики он говорил почти восторженно. Показатели безработицы низки, то же можно сказать об инфляции, а зарплаты растут. "Будущее наших надежд и возможностей начинается с растущей экономики - а это то, что у нас уже имеется".

С такими дифирамбами большинство Конгресса уже согласиться не могло. Как комментировали позднее многие законодатели-демократы, Буш не увидел за деревьями гибнущий лес, то есть антисоциальные тенденции экономики. Если всего пару десятков лет назад оклад среднего исполнительного директора в Америке превышал заработки среднего рабочего в 20 раз, то теперь этот разрыв - в 400 раз. Стоимость медицинского обслуживания, как и расценки на образование, пробили все потолки, а перемещение базы национального производства за рубеж лишает американцев тысяч рабочих мест. Короче, средний класс, этот "исторический хребет" Америки, лишается своей законной порции за обеденным столом.

Но, конечно, наибольший отпор вызвали пассажи выступления Джорджа Буша, посвященные Ираку. И именно тем, что в них не оказалось ничего нового.

Президент взял странный, с точки зрения демократов, тон: он буквально умолял их поддержать свою идею направить в Ирак дополнительные войска, "дать ему шанс" - и в то же время не предложил своим критикам ничего взамен. Напротив, по Бушу, оставшиеся два года его президента и три последующих должны принести Америке наращивание ее армии на 92 тыс. человек. Сколько из них сложит голову в иракской войне - а она, по его словам, переживет не одно поколение американцев - президент не сказал.

От имени Демократической партии оратору ответил сенатор-демократ от штата Вирджиния Джим Уэбб. Служение Америке на разных заокеанских фронтах - в генах его семьи. Отец Уэбба водил грузовые самолеты в блокированный Берлин, сам сенатор и его брат, вертолетчик, воевали во Вьетнаме, а его сын - морской пехотинец в Ираке. Так что Джим Уэбб знал, о чем говорит. В жестком выступлении сенатор призвал президента к "политике, которая выведет наших солдат с улиц иракских городов и к формуле, которая позволит нашим войскам в скором времени покинуть Ирак". Если Буш это сделает, демократы присоединятся к нему. Если нет - укажут ему верный путь, угрожающе предупредил сенатор.

Всё нынешнее обращение Джорджа Буша к нации было пронизано щемящей интонацией человека, который тщетно добивается благожелательности окружающих, пытается протянуть им руку. Но, похоже, мало кто в Конгрессе был готов ее пожать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

24/01/2007
http://pda.rian.ru/analytics/20070124/59612862.html

Док. 478417
Перв. публик.: 24.01.07
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 116

  • Симонов Владимир

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``