В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Кривошапкин: `Республика к выборам готова` Назад
Анатолий Кривошапкин: `Республика к выборам готова`
"Как известно, 16 октября 2005 года состоятся выборы депутатов в представительные органы местного самоуправления сел, поселков, наслегов и глав муниципальных образований.

Кроме этого, как сообщил нам председатель Центризбиркома Якутии Анатолий КРИВОШАПКИН, в этот день пройдут выборы депутатов в улусные Собрания в трех улусах - Среднеколымском, Аллаиховском и Эвено-Бытантайском. В 4-х улусах нужно будет избрать депутатов вместо выбывших. В Среднеколымском и Аллаиховском улусах народ определится с тем, кто станет главой улусных администраций. Таких масштабных выборов в постсоветской Якутии еще не было. Жителям республики предстоит выбрать 4423 депутата и 407 глав муниципальных образований.
- Анатолий Денисович, в чем смысл этих выборов?
- Главная идея предстоящих 16 октября выборов: "Власть на местах должна быть народной". До 1993 года существовали Советы народных депутатов, которые начинались с сельсовета, поссовета, затем - райисполком, горисполком. Власть была ближе к народу. После 93-го года она удалилась от людей почти на недосягаемое расстояние. Государственная власть осталась только на уровне республики.
- То есть мы возвращаемся к старой системе?
- Но наполняя ее новым содержанием. По закону муниципальные образования независимы от государства. Исполнительные органы власти не имеют права вмешиваться в действия муниципальной власти. Люди на местах сами должны решать, что им в первую очередь делать - отсыпать дорогу или сделать ограждение для сельского кладбища. То есть куда в первую очередь направить финансы из местного бюджета.
- О, бюджет - это сладкое слово. Не секрет, что эти деньги порой расходуются не на то, на что были предназначены. А если глава муниципального образования начнет тратить бюджетные деньги по своему личному усмотрению, то получается, никакой орган государственной власти не сможет его приструнить?! Анархия какая-то!
- Напрямую воздействовать на всенародно избранного главу органы исполнительной власти не имеют права (снять его с должности, отстранить, наложить выговор, взыскание и т.д.). Однако есть возможность остановить его противозаконные действия через прокуратуру и суд. Хотя есть и более действенный способ - глава ответственен перед жителями своего муниципального образования. Именно они могут выразить ему недоверие, если сочтут, что он не тот, каким казался во время предвыборной кампании. А уж тем более в небольшом селе, где все друг друга знают, воздействовать на "неправильного" главу органа местного самоуправления будет намного легче.
- Ах, да, можно будет зайти к нему по-соседски и сказать: "Ты чего, Бекка, наши деньги в свое частное предприятие вложил?" Анатолий Денисович, значит ли возрождение поссоветов и сельсоветов то, что они будут подчиняться нашему Ил Тумэну?
- Ни в коем случае. Государственное Собрание (Ил Тумэн) - это законодательный орган. Органы же местного самоуправления не обладают правом принимать свои законы. Люди, живущие в муниципальном образовании, через ОМС будут самостоятельно решать, как им жить, что им делать в первую очередь, что строить, как, зачем и на какие средства.
- То есть власть возвращается к людям?
- Несомненно. За прошедшие годы власть стала слишком централизованной, и проблемы жизни людей на низовом уровне оказались вне поля зрения государства. Слишком далеки власти от простых людей. Насколько реально, например, обычному человеку попасть на прием к мэру Михальчуку со своим наболевшим вопросом?
- Это из области фантастики.
- А уж тем более жителю села добраться до властей очень сложно, а решать проблемы местного масштаба некому. Хотя хочу заметить вот что. В каждом поселке, селе, деревне обязательно есть люди с активной жизненной позицией, которые неравнодушны к тому, что творится в окружающем их мире. Часто им просто некуда выплеснуть свой творческий потенциал. Им-то самое место в поссоветах и наслежных советах. Кому, как не самим людям, решать, как они будут жить?
- Республика готова к выборам?
- Да, заявляю это со всей ответственностью. На все депутатские мандаты и на посты глав муниципальных образований есть кандидаты. Более того, мы ввели несколько новшеств. Например, избирательные участки будут не одномандатными, а многомандатными, как того требуют местные условия.
- Анатолий Денисович, объясните, пожалуйста, разницу между ними. А то мне, простому человеку, довольно сложно понять, что это значит.
- Одномандатный избирательный округ подразумевает то, что на один избирательный округ должно быть одно место депутата, например, сельсовета. А один избирательный округ должен быть сформирован таким образом, чтобы все мандаты обладали равным весом. К примеру, для деревни в 1200 жителей нужно, скажем, 7 депутатов (число мандатов в представительном органе всегда нечетное, чтобы голосование за принятие какого-либо решения было результативным и не заканчивалось "вничью"). Значит, на одном избирательном участке должно быть примерно по 170 жителей. При делении деревни на избирательные округа получается довольно курьезная картина. Половина дома голосует на одном участке, а вторая - на другом. Это если одномандатный - на каждый округ по одному депутату. Так делить малонаселенный пункт смысла мало. Поэтому было решено организовать многомандатные округа. То есть вся деревня - один многомандатный округ, в котором выбираются сразу 7 депутатов. Не нужно делить ее на округа и для каждого делать свой бюллетень, в который будет трудно найти нескольких кандидатов. Достаточно будет напечатать один бюллетень, в который войдут фамилии всех кандидатов на эти 7 мандатов. Их будет больше, чем семь. И пусть люди выбирают тех, кого они считают достойными представлять их интересы. Ведь все равно в этой деревне все друг друга знают.
Далее. Для депутатов представительных органов возрастной ценз снижен до 18 лет. Это сделано для того, чтобы привлечь больше молодежи в органы местного самоуправления.
- А в каком возрасте можно стать главой ОМС?
- В 21 год. Такие молодые люди могут прийти к власти на местах, набираться опыта, учиться руководить и стать в будущем достойной политической сменой. Еще для небольших населенных пунктов, где нет сберегательных касс, отменено положение, обязывающее кандидата в депутаты открыть специальный счет для ведения избирательной кампании. Кандидат просто письменно отказывается от открытия этого счета.
Для населенных пунктов, где проживает меньше 1000 человек, кандидатам в депутаты необязательно собирать подписи для регистрации. Вообще процедура сбора подписей в последнее время изжила себя, став просто "кормушкой" для многих. Возможно, придет время, когда она будет ликвидирована.
Кроме самовыдвижения, на этапе регистрации кандидатов практиковалось их выдвижение трудовыми коллективами и на собраниях по месту жительства. Это было сделано с учетом нашего северного менталитета. Нам, в подавляющем большинстве от природы застенчивым людям, сложно выдвигать самого себя. Намного легче, когда коллектив или соседи сочтут тебя достойным представлять их интересы во власти. Значит, и во время выборов будет поддержка избирателей. Ведь, можно сказать, у нас в республике начинается новая жизнь.
- Анатолий Денисович, еще вопрос. Возможно, он покажется несколько наивным, однако прошу простить мою политическую неграмотность. Во время правления Путина мы привыкли к разговорам о формировании вертикали власти. А теперь что, эта вертикаль снова растекается по горизонтали, то есть по органам местного самоуправления?
- Нет, это не так. Президент Путин выстроил вертикаль государственной, исполнительной власти. А органы местного самоуправления - это муниципальные образования и никакого отношения к госвласти не имеют. И исполнительная власть не имеет права вмешиваться в действия глав и депутатов местного самоуправления.
- Как-то странно получается! Выбрали главой поссовета Васю Иванова, и ему уже никто не указ?
- Да. Но он, как глава, подотчетен избирателям и обязан действовать в рамках законов.
- То есть?
- Ну, допустим, он не может выращивать на сельхозугодьях опийный мак, пусть даже это очень прибыльное дело и поможет бюджету села. Это запрещено законом. А вот решить, что вместо картошки лучше выращивать капусту, глава, посоветовавшись с депутатами, может. И никто, даже президент, не имеет права заставить его садить картофель.
- А, получается, муниципальное образование - это как семья, живущая в отдельной квартире. Мы обязаны платить квартплату, соблюдать определенные правила (не шуметь, не мусорить и пр.), и в то же время сами решаем, когда делать ремонт, когда переставлять мебель и что покупать в первую очередь - диван или холодильник. Это наше личное дело и никто не может указать нам, какие обои выбрать для гостиной. Так?
- Можно сказать, что так. Хочу еще раз обратиться ко всем якутянам с призывом прийти на избирательные участки 16 октября 2005 года и решить, с кем они войдут в новую жизнь.

12.09.2005
Ирина ЕЛИСЕЕВА
http://www.molodejka.ru/print.asp?id=2295&n=5347

Док. 478252
Перв. публик.: 12.09.05
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 160

  • Кривошапкин Анатолий Денисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``