В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вступительное слово перед лекцией #8203;Леденцов Н.Н. Назад
Вступительное слово перед лекцией #8203;Леденцов Н.Н.
Cейчас я очень рад, что мы снова, по пятницам, в нашем замечательном доме имеем удовольствие слушать интереснейшие лекции на те темы, которые мы сами выбираем. И сегодня, решением нобелевского комитета сказано [лекция проходила на следующий день после объявления о присуждении Нобелевской премии 2000 года по физике Ж.И. Алферову], что эта премия присуждается за развитие информационных технологий, и в общем, за две её, так сказать, части: вашему покорному слуге с моим старым хорошим знакомым - Гербертом Крёмером, за развитие полупроводниковых гетероструктур для сверхбыстрой и опто- электроники. И вторая часть премии присуждена Джеку Килби за его вклад в интегральные схемы.

Нужно сказать, я по-моему, в своих лекциях и здесь, в этом зале, даже не один раз говорил, и займу немножко, отниму минут пять-десять от Николая Николаевича, и скажу ещё то, что я повторял не раз, но мне кажется, что это чрезвычайно важно (лекции у нас называются "Прощание с ХХ веком"), уже уходящее двадцатое столетие было не только веком революций, социальных потрясений, тяжелейших войн, и в этом отношении печален двадцатый век, но это столетие было триумфом Квантовой физики. Можно сказать, что прогресс на нашей планете шёл под знаменем физики и под знаменем квантовой физики. Ведь квантовая физика - это не только физическая теория, это не только рождение чрезвычайно важных физических открытий, это ведь оказалось настоящей натурфилософией двадцатого столетия. Квантовая физика встала во главе современной сути теории познания. Практически все научные дисциплины базируются, базировались в двадцатом веке на её достижениях. Но при этом никогда не нужно забывать ещё одной простой истины: что такая величайшая область творения человеческих гениев, достаточно называть имена создателей современной квантовой физики: Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Поль Бера, Шредингер, Паули, Гейзенберг - эти люди создали современное здание научного познания окружающего нас мира, не только на нашей планете, а в галактиках, в целом, что сама по себе квантовая физика возникла на рубеже XIX-го и XX-го века из сугубо практических вещей, потому что бурно развивалось электрическое освещение, и нужно было разобраться в спектрах излучения нагретых тел. И вот из таких технических задач родилось такое могучее здание современной физики. А потом, на основе квантовой теории, на основе квантовой физики, её, так сказать, сути, на развитии этой блистательной замечательной науки родилась масса открытий, которые имели огромное техническое значение.

Я не раз повторял, что три открытия в рождение квантовой теории сыграли исключительно важную роль в развитии человеческой цивилизации в ХХ веке: это открытие деления ядра (оно дало и атомную бомбу, и атомную энергетику), это открытие транзистора в 1947 году (оно дало и компьютеры и очень многое другое), и открытие лазеров в 1954-1955. И во все три открытия был внесён огромный вклад советскими физиками.

Исследования по ядерной физике советских учёных, такие как спонтанное деление урана - Флёров и Петержак, расчёты Зильдовича и Харитона цепных ядерных реакций, да и наконец, сама теория цепных реакций в химии (оказалась чрезвычайно полезной и для этой области) - открытие Николая Николаевича Семёнова, открытие советских учёных в области полупроводников, Транзистор был открыт Барганом, Шокли и Бротейном. Но без работ Иоффе и Френкеля, без экспериментальных исследований полупроводников, проводившихся в Физтехе до войны, не было бы этого открытия. Ну, и наконец, открытие лазеров, там уже Нобелевская премия была поделена Таусом с советскими физиками Басовым и Прохоровым. Я об этом тоже говорил не раз, что была сделана крупнейшая ошибка, и может даже трагедия, которая случилась с нашей страной - Советским Союзом, связана была от части и с тем, что наше руководство недооценило огромного значения электроники и микроэлектроники, технического средства, которое изменило нашу планету, привело к огромным социальным последствиям, привело к тому, что возникло информационное сообщество и информационные технологии стали главными технологиями второй половины двадцатого века.

И вот здесь не случайно премия дана, все говорят, как же так, интегральная схема - какая там физика! Действительно, в основе интегральных схем и микроэлектроники лежит два открытия: биполярный транзистор и полевой транзистор (Физические явления инжекции неравновесных носителей заряда и управления электрическим полем движением заряда в полупроводнике). И эти открытия, сделанные в 40-е годы, затем, на протяжении всей второй половины ХХ века непрерывно использовались и развивались.

Первая интегральная схема Килби - 2 транзистора и RC-цепочка, на паре квадратных сантиметров кремния и современная интегральная схема - 8·106 транзисторов на такой же площади - вот прогресс. Казалось бы, те же два прибора, два транзистора разных типов, и те же физические явления. Но за этим стоит огромный прогресс и физики и технологии. А что касается второй части - полупроводниковых гетероструктур, то это, простите, сначала надо было решить фундаментальные проблемы управления электронными и световыми потоками в кристаллах на основе совершенно новых подходов, которые очень кратко можно изложить блестящим выражением моего коллеги, нобелевского лауреата - Лео Исааки, который один из первых прислал мне поздравление с премией, который сказал, что до Гетероструктур мы могли говорить о God Made Crystals (о кристаллах, сделанных Богом), а сейчас мы можем говорить о Man Made Crystals (о кристаллах, сделанных человеком).

Фундамент этого дела был заложен в теоретических работах Крёмера, не только его, многих сотрудниов Физтеха, и Суриса, и Казаринова, и многих других, Александра Ивановича Губанова, выдающегося теоретика. А вот что касается экспериментального доказательства, реализации этих идей, которые мне вначале - середине 60 годов Джек Панков, мой старый знакомый говорил на конференции в Париже в 64 году: "Да что ты этим занимаешься, Жорес, это Paper Patent, бумажные патенты, это красиво, но никогда не будет реализовано." В 93 году он мне говорил: "Ведь ты знаешь, я ведь тоже предлагал нечто подобное," - я ему сказал: "А ты не помнишь, что ты мне говорил в 64-м, и что ты не говорил тогда, что ты тоже предлагал?" Так вот, экспериментальные работы, реализация этих явлений, демонстрация новых физических эффектов: сверхинжекция, односторонняя инжекция, управление электронным потоком (электронное ограничение), световое ограничение, концепции двойной гетероструктуры (ДГС), которая оказалась чрезвычайно плодотворной и работает сегодня и в тех направлениях, последнем слове этой области, о которых будет рассказывать Николай Николаевич, и открытие первой идеальной гетеропары GaAlAs, и открытие новых, более сложных соединений, и реализация лазеров и солнечных батарей, и многое другое, вот тут наша лаборатория была первой, иногда на пару лет, иногда на пару месяцев, но всегда первой. И очень важно, что мы сохраняем это лидерство в очень сложных условиях и сегодня, конечно, далеко не по всему фронту исследования гетероструктур, он очень широк, сегодня это 70-80% современной физики полупроводников. Но я хочу сказать, не потому, что премия присуждена мне, а потому что действительно, эти два направления, столбовое и совершенно ясное с 1947-го года, ну с 1958-го, когда Килби сделал интергальную схему, кремниевая микроэлектроника и полупроводниковые структуры на основе сложных полупроводниковых соединений, которые определили развитие и телекоммуникаций и многого другого, это две дороги, по которым ещё долго будет идти техническая цивилизация у нас. И на этой дороге нас ждут ещё новые открытия, на этой дороге ещё произойдёт много очень интересного. Действительно, эти технические средства меняют жизнь и социальную структуру общества.

Наверное, если бы немножко раньше КПСС поняла, что рабочий класс - это уже инженеры, и прежде всего, электронщики, и что нужно всё это дело развивать, может и у нас и ситуация была бы получше. Я хочу сказать, что дело, которому мы служим - замечательное дело, оно служит прогрессу человечества, чтобы людям жилось лучше, изменялась эта жизнь, и я очень рад, что в это дело мой родной институт внёс такой большой вклад.

А сейчас вам лекцию прочтёт совсем недавно ещё самый молодой Член-Корреспондент Российской Академии Наук (РАН), а сейчас уже нет, не самый молодой, сейчас он второй по возрасту в РАН, где более 1000 членов, в 97 году, когда Николай Николаевич Леденцов был избран Члено-Корревпондентном РАН, ему было 38, а сегодня ему 41. Сейчас самый молодой Член-Корр. РАН - Сергей Юрьевич Глазин, ему 39, это один из самых талантливых учёных-экономистов в России, блестящий экономист, и он где-нибудь в декабре, прочтёт нам здесь лекцию. А Николай Николаевич, питомец Физтеховской школы, выпускник нашей базовой кафедры ОптоЭлектроники, сегодня он профессор кафедры ОптоЭлектроники, и одновременно профессор Берлинского Технического университета. Но он не уехал туда, а просто он делит время, в основном отдавая его Физтеху, и когда работает в Германии, очень много делает для того, чтобы Физтех получал новые гранты, и наше международное сотрудничество играет огромное значение. У него прекрасная генетика, изумительная. Его прадед, Христофор Семёнович Леденцов был основателем первого научного фонда в России. Это были одни из первых научных фондов на нашей планете, и он пожертвовал средства прежде всего на лабораторию Ивана Петровича Павлова, первого российского нобелевского лауреата. Он жертвовал средства на лабораторию Петра Петровича Лазарева, одного из выдающихся физиков начала века в Москве. И я думаю, что Николай Николаевич, своими работами заслужил уже своё место в нашей науке, и заслужит ещё и много научных наград, у него есть уже международная премия Международного Симпозиума Полупроводниковых Соединений, премия Гумбальта, и будет ещё много премий.

А Николай Николаевич расскажет, как в самые последние годы трансформировалась и развилась идея ДГС, приведшая к созданию квантовых точек, искусственных атомов в полупроводниках. Разрешите мне передать слово ему. Спасибо.

Спасибо большое, Жорес Иванович, за такое вступление. Мы всё в этот день несказанно счастливы что это событие, которое мы долго ждали наконец произошло. Моя лекция планировалась уже давно, так получилось, что моя лекция - первая лекция после присуждения нобелевской премии Жоресу Ивановичу Алфёрову.

http://web.edu.ioffe.ru/lectures/leden/slovo.html

Док. 478244
Перв. публик.: 19.08.05
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 234

  • Алферов Жорес Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``