В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Жизнь все-таки улучшается` Назад
`Жизнь все-таки улучшается`
Российский академик Абел Гезевич Аганбегян - личность известная. Причем не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Он является почетным президентом Международной экономической ассоциации, почетным членом Международного эконометрического сообщества, иностранным членом Болгарской и Венгерской академий наук, член-корром Британской академии наук, почетным доктором университетов Лодзи, Аликанте, Высшей школы госслужащих Барселоны, Калифорнийского государственного университета и университета Сеула, не говоря о других регалиях.
Российский академик Абел Гезевич Аганбегян - личность известная. Причем не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Он является почетным президентом Международной экономической ассоциации, почетным членом Международного эконометрического сообщества, иностранным членом Болгарской и Венгерской академий наук, член-корром Британской академии наук, почетным доктором университетов Лодзи, Аликанте, Высшей школы госслужащих Барселоны, Калифорнийского государственного университета и университета Сеула, не говоря о других регалиях. В свое время он изучал социалистическую экономику и давал рекомендации, как ее развивать, потом занимался экономическими проблемами перестройки, сейчас - современными рыночными процессами. По его трудам можно проследить многолетнюю историю развития экономики. И не только историю. Аганбегян сегодня занимается бизнес-образованием соотечественников, а с некоторых пор и казахстанцев, читая лекции в одном из частных вузов Алма-Аты.


Думается, его суждения по некоторым злободневным проблемам будут интересны и широкой публике в нашей стране. Тем более что Казахстан и Россия имеют сходные проблемы. Буквально в каждом из примеров, приводимых академиком Аганбегяном, можно найти нюансы, очень характерные и для нашего общества.

Экономика и "проклятие природных ресурсов"
Две страны мира имеют самые высокие темпы экономического развития - Китай и Казахстан. Потом идет Россия. За последние пять-шесть лет валовой внутренний продукт в Казахстане увеличился в полтора раза, промышленность - на 60 процентов, инвестиции - на 70 процентов. В России немного меньше - ВВП возрос на 40 процентов, промышленность - на 55, инвестиции - на 60. Если взять последний год: рост ВВП в Казахстане - 9,5 процента, Китае - 9, России - 7,1 процента. Казахстан более продвинут в области рыночных реформ. Он провел амнистию капиталов, чего не сделала Россия, здесь создаются фонды длинных денег (прежде всего за счет накопительных пенсий), у нас к этому даже не приступали. В Казахстане, по общему мнению, более развитая и удачная банковская система. В России она неудачна, поскольку вся сконцентрирована в одном городе (70 процентов капитала в Москве). Как в такой ситуации развиваться огромной стране?
В том, что на территории Казахстана есть природные ресурсы, кроется большое преимущество - только их нужно использовать с выгодой. Всякое хорошее дело можно превратить в плохое, и наоборот. Поэтому я бы не стал ресурсы называть проклятьем, как это делают некоторые. А подумал, насколько развиваются другие отрасли.
Казахстан получает от экспорта сырья огромные деньги, как, впрочем, и Россия. Экспорт РФ в 2004 году составил 160 миллиардов долларов. Их можно закопать в землю или просто копить, как скупой рыцарь "чахнуть над златом". А можно развить информационные технологии, науку, образование, улучшить жизнь людей, двинуть вперед здравоохранение, начать достраивать этажи экономики.

перераспределение
денег
У нас не создан рынок капитала, и потому не происходит перелив капитала.
Если бы такой рынок был, то огромные доходы, которые имеют сырьевые отрасли в связи с высокой ценой на нефть, газ, могли бы быть частично использованы для развития отраслей обрабатывающей промышленности, высоких, информационных технологий.
Но государство полученные деньги не перераспределяет, оно их копит в стабилизационном фонде. И проедает, увеличивая бюджетные расходы. Бюджет России в 1999 году составлял 18 миллиардов долларов, а в 2005-м - 110 миллиардов долларов. За несколько лет возрос в пять с половиной раз. Однако, находясь в исключительно благоприятной экономической конъюнктуре, мы не использовали этот период для того, чтобы сделать задел на будущее. За это и было отправлено в отставку первое российское правительство. Так что дело - в механизме, системе управления, квалификации хозяйственных руководителей и т. д.

О рисках
Если говорить о России, то факторы экономического роста, за счет которых страна развивалась, исчерпываются. Они были временными. Во-первых, это девальвация рубля, которая дала толчок развитию, во-вторых, высокие экспортные цены, которые, по-видимому, в конце концов снизятся. И тогда Россию ждет резкое сокращение темпов роста - по подсчетам, примерно до трех процентов в год. Поэтому главная задача сейчас - мобилизовать новые факторы экономического развития, связанные прежде всего с инвестициями, начать обновление основных фондов (для Казахстана это не менее актуально. - "И-К"). Для этого нужно решить много внутренних проблем, провести структурные реформы, создать инфраструктуру инвестиций, преобразовать фондовый рынок. Это требует существенного реформирования всей финансовой системы. Потоки денег надо пустить через банки, которые у нас очень слабы и не могут в полной мере финансировать экономический рост.
То есть проблем много, но главные из них, с моей точки зрения, социальные.
Самое худшее, что есть в России, - это здоровье населения и состояние здравоохранения: по рейтингам мы находимся ниже сотого места в мире (Казахстан расположен еще ниже. - "И-К"). Средняя продолжительность жизни у мужчин - 58 с половиной лет. В развитых странах она начинается с 75 лет и выше.
Другая проблема - бедность и огромный разрыв в доходах. У нас второе место в мире по числу олигархов, мы перегнали Японию, Германию, Англию. Скороспелые миллиардеры, взращенные государством на распродаже государственных природных ресурсов, - это, конечно, позор! У нас 10 процентов богатых в среднем получают больше, чем бедные, в шестнадцать раз. В капиталистической Европе - в семь раз. Вот это острейшие теперешние проблемы. Наш президент выдвинул задачу за три года вдвое сократить число людей, живущих на доходы ниже прожиточного минимума. Есть и другие предложения. Но крайне важно реализовать их в короткие сроки.

Об образовании
В начале 60-х годов советская система образования была одной из самых лучших в мире. Когда СССР запустил первый спутник, а потом человека в космос, в Америке был шок. Никто не ожидал. И конгресс был возмущен деятельностью ЦРУ, которое не предупредило о готовящемся запуске. Они представляли, что Советский Союз - это колосс на глиняных ногах, где вообще ничего нет, и вдруг такое. Была создана комиссия по расследованию: как СССР удалось запустить первый спутник? Почему Америка отстала? И был сделан вывод - советская система образования лучше американской. Все понимали: чтобы запустить спутник, нужны сотни тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров. Это не открытие, не озарение - это кропотливый многолетний труд коллектива в сотни тысяч людей. Так же как для изготовления атомной бомбы нужно было сделать двадцать городков с исследовательскими институтами, так и здесь. Ясно, что это не вопрос гениальности одиночек.
Были приведены данные: СССР расходует на образование десять процентов валового внутреннего продукта, а Америка - четыре. В СССР школьники изучают физику, химию, математику, умеют многое, а американцы - нет. И тогда Америка приняла специальную программу по созданию ста центров "научного превосходства". Создали сто университетов, в каждый из которых вложили по сто миллионов долларов. Чтобы университет мог пригласить лучших профессоров, купить новейшее оборудование. Таким образом, сегодня США тратят на образование 11 процентов ВВП, а Россия - 4 процента (Казахстан - около 3,5 процента. - "И-К"). Американский университет по бюджету - половина системы образования в России в масштабах финансирования - это миллиард долларов.
В США же нет ни одного университета без библиотеки. Причем в любом американском университете прямой доступ к книгам. Вы можете зайти с улицы - вас обслужат. Это библиотека - public. А Московский государственный университет лишь недавно, впервые за 250 лет, построил отдельное здание библиотеки.
Сегодня система образования России - на 29-м месте в мире (нам об этом остается только мечтать. - "И-К"). Это очень высокое место, но мы пятимся назад. Учитель получает зарплату примерно вполовину меньше, чем промышленный рабочий. Не намного лучше обстоят дела и с доходами преподавателей вузов. Правда, сейчас уже заговорили о реформе образования.

Об интеграции
на постсоветском
пространстве
Главная трудность состоит в том, что мы сейчас осуществляем переход к рынку и живем в переходной экономике. Причем наши страны находятся на очень разных стадиях перехода. Казахстан среди постсоветских государств идет несколько впереди, за ним следует Россия. В Белоруссии же многие сферы вообще не касаются рынка. Она, в отличие от России и Казахстана, не интегрирована во внешний мир. Украина находится совсем позади. Если сравнить с 1989 годом, то украинский внутренний валовой продукт достиг сейчас только 60 процентов того уровня. В России - 80 процентов, в Казахстане - больше 90 процентов (благодаря высоким ценам на нефть. - "И-К"). Чтобы по-настоящему интегрироваться, нужен длительный период. Европейский союз интегрируется уже около сорока лет. Они привели в соответствие налоговое законодательство, выработали систему соответствия дефицитов бюджета в зоне функционирования евро. Европейцы постепенно проводили политику по ликвидации таможенных границ, по перемещению капиталов, рабочей силы. И у них еще остается масса проблем, хотя и достигнуты замечательные результаты в интеграции. Мы находимся в начале этого процесса. Потому что из тринадцати лет перехода к рынку восемь мы жили в кризисе. Нам было не до интеграции, нужно было выживать, решать насущные проблемы.
В таких условиях интегрироваться трудно. В переходных экономиках никто никогда не интегрировался. Приходится идти на ощупь, постепенно. Хотя у нас есть преимущества - исторические традиции, отношения народов, глубокие внутренние тенденции, которые нас связывают. Другое дело, что глубинные интеграционные предпосылки мы не умеем претворить в реальное интеграционное пространство. Но это наша вина - совместная.

газета "Известия-Казахстан"/www.izvestia.kz

Док. 478153
Перв. публик.: 11.02.05
Последн. ред.: 19.08.08
Число обращений: 193

  • Аганбегян Абел Гезевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``