В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Пальцев: Только взвешенные решения Назад
Михаил Пальцев: Только взвешенные решения
Такую позицию отстаивали большинство участников состоявшегося в Москве Международного совещания по проблемам высшего фармацевтического образования.

Совещание рассмотрело стратегию дальнейшего развития фармацевтического образования в Европейском регионе, вопросы совершенствования и повышения его качества в России, а также непрерывного профессионального развития подготовленных специалистов с учетом рекомендаций Болонской декларации. В составе участников были ректоры фармацевтических академий и деканы фармацевтических факультетов образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования России и ближнего зарубежья, эксперты Всемирной организации здравоохранения.

При открытии совещания отмечалась его преемственность с состоявшимися в апреле нынешнего года Всероссийским совещанием ректоров медицинских вузов. Преемственен был и взыскательный подход, также проявившийся в ходе дискуссий по докладам на пленарных заседаниях и затем на секциях. Уместно напомнить, что на апрельском совещании по вопросу о перспективах перехода высшего медицинского и фармацевтического образования в России на принципы, провозглашенные Болонской декларацией, четко выражалось мнение о невозможности и нецелесообразности на данном этапе вводить в нашей стране двухуровневую (бакалавр - магистр) систему подготовки врачей. Хотя, как было отмечено, ряд специальностей, в том числе на таком направлении, как "фармация", могли бы быть организационно подготовлены в рамках сложившейся системы к подобному переходу. Впрочем, вернемся к нынешнему разговору.

На пленарном заседании на тему "Глобальные и европейские тенденции в фармацевтическом образовании" заслушаны два доклада. Первый из них, сделанный региональным советником ВОЗ в Европе Галиной Перфильевой, был посвящен комплексу вопросов и тенденций, потребовавших принятия решения ВОЗ о проведении десятилетия кадровых ресурсов здравоохранения в Европейском регионе. Второй - "Фармацевтический персонал: основные проблемы и трудности" - прочитал Курт Расмуссен, исполнительный директор фирмы "Фармакон" (Дания). Пленарное заседание "Фармацевтическое образование" было открыто докладом профессора Лондонского университета Яна Батеса, в котором рассматривались злободневные вопросы базового фармацевтического образования. "Изменение ролей и обязанностей в фармацевтической практике. Оказание фармацевтической помощи" - тема доклада, сделанного затем доктором Марией Кордина, президентом Мальтийского колледжа фармацевтической практики.

В развернувшейся дискуссии констатировалось, что по содержанию программ высшего фармацевтического образования и качеству подготовки по ним специалистов Россия не только не уступает Европе, но, наоборот, обычно получает там в этом отношении лестные оценки. Однако есть проблема "де-юре": если наш дипломированный специалист приезжает туда жить и работать, то ему, как правило, отказывают в приеме даже на ... низшую должность в аптеке. Все укоризны за столь нелепую ситуацию, не предъявишь лишь одной стороне. Регулировать же отношения, снимая возможность возникновения подобных спорных вопросов, надо безотлагательно. Поскольку вхождение в единое общеевропейское пространство возможно лишь в том случае, если сможем обо всем договориться с блюстителями европейских фармацевтических стандартов. Тем более что не за горами сроки, когда и в России откроются филиалы зарубежных фармацевтических вузов...

- Прежде всего, необходимо навести порядок в терминологии, - подчеркнул ректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова академик РАН и РАМН Михаил Пальцев. - Ведь даже понимание таких наименований профессий, как "провизор" и "фармацевт", в России в корне отличается от европейского. Как известно, в Европе понятия "провизор" либо нет, либо так называется помощник фармацевта, лаборант фармпроизводства. И образовательный уровень такого специалиста - бакалавр, фармацевт же имеет степень магистра. У нас тут все наоборот: вузы выпускают провизоров, тогда как средние специальные учебные заведения (училища и колледжи) - фармацевтов.

Такая терминологическая путаница, понятно, тормозит процесс взаимного признания дипломов и внедрения единой системы зачета профессиональных знаний, предусмотренный Болонской декларацией. А смысл процесса как раз в том, чтобы специалист при желании мог подтвердить уровень полученных им знаний в любой стране, ее подписавшей. Но процесс преобразований, хоть и не нацеленный каким-то образом ломать сложившиеся в той или иной стране стереотипы, имеет свою социальную цену. В России, например, это попытка в начале 90-х под-" готовки полумиллиона бакалавров технических специальностей, которые, не получив гарантированного законодательством места на рынке труда, пополнили армию безработных, выброшенных на улицу массовой приватизацией госпредприятий. На подобные "грабли" наступать учащейся молодежи сегодня нельзя. И это - не единственный аспект социальной цены вопроса!

Участники совещания единодушно высказывались за взвешенное решение проблем вхождения вузов в европейское образовательное пространство. В частности, была отмечена необходимость поручить разработку проектов названий профессий и квалификаций, получаемых в высшем фармацевтическом образовании, компетентным специалистам.

Прозвучало напоминание о том, что Болонский процесс - не улица с односторонним движением, и страны-участницы этого процесса должны заинтересованно двигаться навстречу друг другу. Иначе останется лишь на бумаге положение Болонской декларации, что образование - высшее благо общества, которое не может быть регулируемо давлением рынка.
    

Сергей Смагин
    
17.11.2005

http://www.mma.ru/article/id9467

Медицинский вестник No 26 (333), 19 октября 2005 г.


Док. 477879
Перв. публик.: 17.11.05
Последн. ред.: 18.08.08
Число обращений: 188

  • Пальцев Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``