Консилиум встревожен развитием Болонского процесса.
Сегодня в медицинских вузах европейских стран обучение ведется по четырем базовым специальностям -лечебное дело, фармация, стоматология, высшее сестринское образование. В России медицинских специальностей девять, и в их числе встречаются далеко не "докторские" - например, кибернетика, биофизика, биохимия, экономика.-. Кроме того, в России - более 100 медицинских специализаций, в Европе - от 17 до 54. Но при вхождении в Болонский процесс необходимо, чтобы медиков в наших вузах готовили в соответствии с международными стандартами. Как это сделать, учитывая специфику российского медицинского образования?
Об этом говорили участники Совещания ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. На встречу с российскими специалистами в Москву приехали эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также представители Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО).
Мнение руководителей отечественных медицинских вузов и их западных коллег по большому счету совпадает: и те и другие считают, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому сегодня так необходимы изменения в медицинском образовании России. Первые шаги навстречу этому уже делает старейший медицинский вуз нашей страны - Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова (ММА), хотя его руководство придерживается позиции "осторожных изменений".
Мы вместе с европейским медицинским сообществом считаем, что не следует в рамках Болонского процесса вменять в обязанность медицинским вузам переходить на двухуровневую систему, мы в России по-прежнему отдаем предпочтение интегрированной одноуровневой структуре с последующей интернатурой и докторантурой, - сообщил ректор ММА Михаил Пальцев. - Но с другой стороны, Болонский процесс может оказать положительное влияние, потому что высшее медицинское образование не может развиваться в замкнутой системе, даже в такой большой стране, как Россия. У нас, как и в любом другом государстве, есть свои сильные и слабые стороны в этой области. Тем не менее, учитывая специфику высшего медицинского образования, трудно представить себе врача-бакалавра: за три года невозможно стать грамотным доктором.
Что касается магистратуры, то таких специалистов-медиков уже готовили в России до 1917 года, но только по теоретическим дисциплинам, где не требуется клиническая практика.
Президент ВМФО Ханс Карле считает, что необходимо читывать российскую специфику, поскольку цель Болонского процесса - гармонизация образования, а не слепое следование единому стандарту. Тем более что некоторые европейские страны отказались от введения в медобразовании системы "бакалавр - магистр", но в то же время их готовы принять в Болонский процесс. Поэтому на совещании прозвучало предложение сохранить в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях России подготовку специалистов со сроком обучения 5-6 лет.
Одна из острых проблем для медиков - последипломное образование. Здесь мы никак не вписываемся в международные стандарты: в России, как известно, действует годичная интернатура и двухгодичная ординатура, а в Европе полноценным врачом можно стать только за 3-6 лет обучения после того, как закончилась подготовка по вузовской программе.
Одобрение ректоров получила новая система оценки знаний студентов, которая работает в европейских странах. За каждый сданный экзамен предлагается начислять баллы-кредиты, по количеству которых и будет оцениваться квалификация доктора. С такой "копилкой" кредитов любой российский студент сможет учиться в медицинских вузах Европы, причем в течение всей жизни, постепенно увеличивая свой багаж знаний, а значит, и повышая квалификацию. Это, кстати, поможет серьезно изменить последипломное образование врачей в России, считает Х.Карле.
По мнению Наты Менабде, директора департамента кадровых ресурсов Европейского регионального бюро ВОЗ, вхождение России в Болонский процесс дает доступ российским медицинским кадрам к рынкам в других странах. Не станет ли это очередной "утечкой мозгов", теперь уже в медицине? Директор Департамента фармацевтической деятельности Минздравсоцразвития РФ Николай Володин уверен, что этого не произойдет. По его словам, процессы миграции были, есть и будут, и они не определяются тем, насколько диплом признается в той или иной стране.
Еще один проблемный вопрос, который обсуждали на совещании, - это перевод медицинских вузов из ведения Министерства здравоохранения и социального развития в ведение Министерства образования и науки. У ректоров есть опасения, что такой переход может лишить медицинские вузы клинической базы (поликлиник и больниц), где студенты старших курсов проходят обязательную практику. Пока этот вопрос не решен на законодательном уровне, но уже сейчас в ожидании приватизации больниц их руководство отказывает многим вузам в использовании клинических баз. А без этого подготовить доктора невозможно. Получается, что в России клиническая база - это предмет личного договора между ректором и главным врачом, в то время как на Западе статус университетских больниц очень высок.
Итогом работы стало рассмотрение политического заявления, в котором предложены рекомендации для дальнейшего развития медицинского образования в России.
Решение совещания ректоров и деканов образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского и фармацевтического профессионального образования от 15 апреля 2005 г.