В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Пальцев: Врач учится всю жизнь Назад
Михаил Пальцев: Врач учится всю жизнь
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова в числе первых получила государственную поддержку в рамках приоритетного национального проекта "Образование". О ходе реализации этого проекта рассказывает ректор ММА, академик Михаил Пальцев:

- Михаил Александрович, трудно быть первопроходцем?

- Действительно, вузы-победители в первом конкурсе инновационных проектов можно назвать первопроходцами в полном смысле этого слова, ведь фактически отрабатываются новые финансовые и управленческие механизмы деятельности высшей школы. У нас подготовка к конкурсу осуществлялась всей академией, в результате мы получили чрезвычайно содержательную инновационную образовательную программу, которая во многом уникальна.

Она направлена на формирование в вузе конкурентной образовательной среды, что позволяет максимально приблизить качество образования к реальным потребностям общества, экономики, государства. При этом важно сохранять баланс между знаниями, ориентированными на практику, и фундаментальной подготовкой студентов. Для медицинского вуза это принципиально, потому что, независимо от рынка труда, врач должен иметь богатый практический опыт и фундаментальные знания, позволяющие ему в дальнейшем быть не только хорошим специалистом, но и самостоятельно обеспечивать свое профессиональное развитие.

Внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий не принесет желаемого эффекта без разработки необходимой системы. Подходы, которые мы использовали для ее создания, более характеры для фирм или для производства, а для вузовского сообщества они пока слабо адаптированы. Впервые в практике медицинского вуза нами была создана система управления качеством образования по международным стандартам менеджмента качества и принципам всеобщего менеджмента качества. Создаем информационную систему централизованного тестирования, с помощью которой можно контролировать уровень знаний в процессе всего периода обучения. Вся статистическая информация будет храниться в информационной карте, это позволит "отследить" подготовку наших студентов, их профессиональную траекторию, а заодно контролировать работу преподавателей, вовремя реагировать на возможные проблемы, связанные, например, с проведением занятий. Автоматизируется также управленческая деятельность вуза, что предполагает создание электронного ректората, электронного деканата, системы электронного документооборота. Все эти проекты требуют серьезного технического подкрепления - парка современных компьютеров, самого современного программного обеспечения. Сегодня мы это сможем себе позволить.

- Как отразятся предлагаемые шаги на получении международной аккредитации?

- Конечно, мы будем к ней стремиться, международная аккредитация позволит серьезно повысить статус Академии за рубежом. Нужно, правда, отметить, что наших выпускников довольно высоко оценивают во всех странах. Но если действовать по всем канонам, то, конечно, у выпускника вуза с международной аккредитацией значительно больше шансов продолжить профессиональную деятельность в любой стране. Для выпускника-медика это еще и возможность получать последипломное образование там, где он захочет, ведь для врача принцип "образование через всю жизнь" особенно важен. Вот почему, кстати, большое место уделяем развитию системы дистанционного образования, ведь не секрет, что многие врачи в регионах не имеют ни времени, ни средств на это "образование через всю жизнь". Наши программы сделают доступными многие образовательные курсы для широкого круга специалистов.

- Как еще планируете использовать информационные технологии в учебном процессе?

- Есть, например, такая серьезная проблема - развитие практических навыков у будущих врачей, будущих фармацевтов. Вряд ли правильно отрабатывать такие навыки непосредственно на больных, студенту надо сначала многому научиться, получить практические навыки на фантомах. В рамках национального проекта "Образование" мы как раз создаем у себя такой фантомный центр. В Центре по отработке практических навыков -так он называется - будут представлены различные тренажеры (имитаторы человека либо частей тела), оснащенные электронными устройствами. На этих тренажерах студенты будут учиться делать инъекции, ставить капельницы, осуществлять различные обследования. Большой комплекс тренажеров создается на стоматологическом факультете. Уже закуплено более 150 различных фантомов, в России они не производятся, все привозилось из-за рубежа. Без поддержки, которую обеспечил национальный проект, мы и подумать об этом не могли бы. Кроме того, создаем учебно-производственную аптеку, там будут и аналитический отдел, и музей фармации, и учебные классы. Будущим хирургам предназначен проект под названием "Виртуальная операционная", который позволит в режиме реального времени наблюдать операции, ощущать себя частью процесса, принимать участие в операциях. Между прочим, виртуальные операционные появились совсем недавно, всего год назад. Так что в этом плане мы в России, наверное, в лидерах.

- Какие еще новшества ожидают ваших студентов?

- Обучение происходит не только в аудиториях, клиниках и больницах, но и музеях. У нас есть анатомический музей, планируем сделать его виртуальным: находясь, например, дома или в общежитии, студент сможет в различных проекциях изучать тот или иной экспонат.

это очень важно для учебы. Есть также музей судебной медицины, где на муляжах представлены серьезные случаи травм и тяжких телесных повреждений. Возможности демонстрации таких муляжей ограничены, но их оцифровка значительно облегчит проблему. Назову еще уникальный музей восковых фигур, на которых воспроизведены редкие случаи кожных заболеваний. Этот музей начал создаваться еще с конца XIX века, краски выцветают, открытый доступ к экспонатам приходится ограничивать. И тут на помощь придет оцифровка. То же касается ботанического музея лекарственных растений... Всего в музеях ММА более 70 тысяч экспонатов, так что работы хватит на многие годы.

- Выходит, не все проекты удастся завершить в рамках национального проекта 2006 - 2007 годов?

- Конечно, нет. Виртуальную операционную, Центр по отработке практических навыков, систему управления академией запустим в этом году, но ряд проектов, как, например, "Электронная библиотека" - дело будущего, а когда он заработает, наши студенты полностью будут обеспечены учебными материалами по всем дисциплинам. Уже сегодня можно получить в электронном виде учебные материалы по более чем 30 дисциплинам. Со временем планируем оцифровать всю Центральную научную медицинскую библиотеку (ЦНМБ). Это, пожалуй, работа не на один год.

- Что делать вузам, которые не получили такой поддержки?

- Вопрос скорее не ко мне, но я надеюсь, что национальный проект заканчивается не завтра и при положительных результатах может быть продлен или продолжен в какой-то другой форме. Пока же могу сказать, что мы готовы поделиться опытом, на нашем портале www.mma.ru создан раздел "Национальные проекты", и там вывешивается достаточно информации, она постоянно обновляется. Мы открыты для общения...

Светлана ДОРОШЕНКО.
    
http://www.mma.ru/article/id30438

24.04.2007

газета "Московская правда" No88 от 24 апреля 2007


Док. 477858
Перв. публик.: 24.04.07
Последн. ред.: 18.08.08
Число обращений: 149

  • Пальцев Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``