В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Мы будем вынуждены оценивать любую публикацию` Назад
`Мы будем вынуждены оценивать любую публикацию`
Новая редакция закона о рекламе, вступившая в силу с 1 июля, вызвала беспокойство участников рынка. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров разъясняет противоречивые положения документа.

- Андрей Борисович, чем новая версия закона лучше старой?
- Была сделана попытка максимально соблюсти принципы точности, достоверности и полноты информации, содержащейся в рекламе. Мы рассчитываем, что поправки и дополнения, вступившие в силу, будут способствовать развитию здоровой конкуренции между компаниями.

- Однако новые положения вызывают слишком много вопросов. Например, теперь компаниям в рекламе финансовых услуг запрещено давать обещания доходности вложений, основанные на прошлых показателях. Но ведь статистика часто используется как иллюстрация финансовой надежности фирмы....
- Любая реклама, формируя интерес к товару, должна содержать достоверную информацию. Достоверность будущей доходности нельзя подтвердить прошлыми показателями, и эту неопределенность из рекламы следует исключать. Компания преподносит информацию о прошлогодних показателях так, что клиент воспринимает ее как некое обещание на будущее, а это в корне неверно - единственной гарантией являются положения договора. Например, если банк объявляет процентную ставку по вкладу 7%, то он ее и заплатит - это предмет договора. Такую информацию можно распространять, подобная реклама допустима.

- Но информация о будущей доходности может быть представлена не как обещание, а как прогноз, основанный на прошлых показателях - подобное допустимо?
- Публикуйте аналитические обзоры, рассылайте их, но не делайте из этого рекламу. Я не хочу сказать, что потребитель вводится в заблуждение - безусловно, нет. Но я еще раз подчеркиваю - должен действовать принцип точности информации. Эту точность можно облекать в любую форму, привлекательную для потребителя. Когда мы говорим о рекламном законодательстве, оно базируется на добросовестности конкуренции. Любая реклама должна содержать точную и правдивую информацию о товаре. Пожалуйста, создавайте новый товар, улучшайте его качество и говорите об этом в своей рекламе, но не используя слово "лучший" - если за ним не стоит реальный результат, достигнутый в конкурентной борьбе.

- Получается, рекламировать определенный финансовый продукт можно, но при этом нельзя ссылаться на показатели финансовой надежности компании?
- Не надо путать финансовую надежность и финансовый результат. Публикуйте информацию о финансовой надежности. Это ваши показатели, которые могут быть подтверждены данными соответствующего регулятора. Речь идет о том, что если некое преимущество рекламируется, оно должно быть предметом договора и выполняться в соответствии с ним. Обратите внимание: по новому закону сообщение о стоимости услуги следует сопровождать подробным перечислением всех составляющих, которые могут влиять на эту стоимость.

- По закону о рекламе можно рекламировать алкогольную продукцию, соблюдая ряд ограничений. Но при этом статья 17 закона об обороте алкогольной и спиртсодержащей продукции запрещает такую рекламу везде, кроме винных заводов и магазинов. Как разрешается эта коллизия?
- Очень просто. В федеральных законах всегда содержатся нормы о приведении в соответствие с данным документом все прочие правовые акты Российской Федерации. В данном случае, естественно, будет действовать норма закона о рекламе, принятого в новой редакции. То есть те ограничения, которые там содержаться, и будут применяться - несмотря на практику, наработанную в период применения ст. 17 закона об обороте этилового спирта.

- Можно ли в спонсорской рекламе товара (брэнда) не упоминать о самом спонсоре?
- Нет. Это будет противоречить закону. Товар и производитель - два абсолютно разных объекта.

- А если речь идет о размещении фирменных логотипов на машинах, развозящих товары?
- Здесь следует четко разграничивать брэндинг компании и товара. В статье 20 новой редакции закона есть четкая оговорка: размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам (физическим или юридическим), не является рекламой. Например, есть молочный комбинат с характерным фирменным логотипом. Если на фургоне, развозящим йогурты, будет этот логотип, то он обозначает принадлежность к юридическому лицу и подпадает под указанную оговорку. А вот если на нем будет название товара и его логотип - то это уже реклама и все ограничения рекламы на транспортных средствах будут распространяться на него.

- Закон обязывает печатные СМИ в каждом рекламном материале делать пометку о его характере. Речь идет о любых публикуемых статьях?
- Да. Для нас это дополнительная нагрузка. Теперь мы будем вынуждены оценивать любую публикацию и выяснять, реклама это или нет, и наказывать издания, если соответствующей пометки нет.

- Пометка может быть на любой полосе? Достаточно ли ее сделать в оглавлении?
- Нет. Пометка должна сопрягаться с самой рекламой. Нельзя поставить модуль на 15 странице, и только в оглавлении указать, что там размещен рекламный материал.

- Закон жестко ограничивает рекламу рецептурных лекарств - относятся ли к ним препараты, в аннотации к которым написано, что они "применяется по рекомендации врача"?
- Любое лекарство рекомендуется применять по назначению врача, но это само по себе не означает, что оно должно отпускаться по рецепту. Вот если в аннотации или на упаковке написано: "отпускается только по рецепту", то это уже рецептурное лекарственное средство и к нему применяются все ограничения, которые прописаны в новой редакции закона.

- Несет ли ответственность рекламодатель за отказ предоставить изданию документы о сертификации и лицензировании?
- Никакую ответственность он нести не будет. Издание само принимает на себя юридические риски и отвечает за факт предоставления ему документов о производителе. Если тот откажется это делать, решайте сами, нужна вам такая реклама, или нет - в случае отсутствия разрешительных документов штрафовать будут прессу.

- Как будет осуществляться контроль за соблюдением новых ограничений?
- Если говорить о практике рассмотрения дел, то сейчас мы уже подготовили порядок, который фактически уже со всеми согласован и находится на стадии внесения в правительство. Поэтому все будет происходить в соответствии с правилами, которые оно утвердит.

- Размер штрафных санкций уже установлен?
- Да, для юридических лиц это 400-5000 МРОТ.

ОЛЬГА КОБАК
Финанс

Док. 477623
Перв. публик.: 09.08.06
Последн. ред.: 17.08.08
Число обращений: 152

  • Кашеваров Андрей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``