В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Белоусов: Ключевой вопрос развития - эффективность использования ресурсов Назад
Андрей Белоусов: Ключевой вопрос развития - эффективность использования ресурсов
Результаты прошедших выборов в нижнюю палату парламента взбудоражили российский политэкономический бомонд и серьезно насторожили западных наблюдателей. Оценки расстановки сил в здании на Охотном ряду совершенно различны, начиная с умиротворяюще-усыпляющих и заканчивая откровенно реакционными. Так, например, Евгений Гильбо, руководитель Центра по разработке комплексных экономических программ "Модернизация", в полемической статье на сайте OPEC.RU делает весьма настораживающий вывод. По его мнению, президент России получил "мандат на разрыв с Западом, свертывание либеральной политики, произвол, чрезвычайный характер управления, показательную жестокость в отношении людей, в чем-либо выдающихся над толпой". "Этой новой страны уже можно бояться, - резюмирует аналитик, - эта страна уже встала на тот путь, на котором ей скоро будет уже себя не жалко".

Резюме впечатляет. Однако каждого здравомыслящего человека прежде всего волнует не перспектива упреждающего удара, а собственное благополучие. Оно непосредственно зависит от того законодательного поля, которое должно быть создано для развития бизнеса, поддержания нормального инвестиционного климата, гарантий социальной защищенности. Эти же вопросы волнуют и иностранных инвесторов, вложивших средства в российскую экономику. Поэтому обозреватель RBC daily Татьяна Чаплыгина в интервью с генеральным директором Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андреем Белоусовым обсуждает первый и главный вопрос для новой Государственной Думы: будут ли доведены до конца начатые ушедшими демократами реформы или вектор их движения изменится в соответствии с велением времени?

- Андрей Рэмович, какой, с вашей точки зрения, будет тактика реформ в дальнейшем, в связи с изменением состава Государственной Думы?

Я думаю, что в настоящее время следует говорить не о тактике реформаторского процесса, а о его новой стратегии. Поскольку впервые за последние 4 года появляется предмет стратегии развития экономики, то есть новый способ взаимодействия субъектов хозяйствования. Несмотря на то что правительство в течение этих лет принимало различного рода программы, говорить о стратегии или, иными словами, о создании институционального поля для взаимодействия игроков ради общей цели было невозможно. Сейчас же у нас образовалось гомогенное политическое пространство, так как практически исчезло, правда на короткое время, разделение между законодательной и исполнительной ветвями власти. В частности, это означает, что руководство страны полностью приняло на себя ответственность за дальнейшее развитие экономики и общества. Следовательно, настало время определяться: по какому пути, с помощью каких механизмов и ресурсов мы будем решать те задачи, которые объективно стоят перед страной.

- Какие именно задачи стоят перед страной?

- По моему мнению, все их можно сформулировать одним словом - модернизация. Под этим понятием я имею в виду способ, если так можно выразиться, "осовременивания" экономики: формирование среднего класса и конкурентоспособной экономики, эффективную интеграцию России в мировое хозяйство, обеспечение безопасности страны в современном глобальном контексте. Поэтому в настоящее время вопрос о тактике реформ является частным, в то время как вопрос о стратегии - важным и актуальным.

- Значит, реформаторский процесс, который в стране идет более 10 лет, сменит направление?

- Думаю, процесс реформирования экономики сейчас получит новый импульс. Действия правительства в течение последних лет в направлении создания институциональной среды вступили в противоречие с интересами основных субъектов хозяйствования, для которых она и формировалась. Это связано, в частности, с тем, что деятельность реформаторов не смогла снять противоречий между крупным бизнесом и регионами. Кроме того, за это время на поле появился новый и мощный игрок. Именно он в последующие годы будет "делать погоду" в экономике.

- О ком вы говорите?

- Я говорю о корпорациях второго эшелона. Это те компании, которые после дефолта 1998 г. на волне импортозамещения и последовавшего расширения внутреннего спроса начали быстро набирать вес. Сейчас они имеют хорошую капитализацию и высокие доходы. Они фактически являются локомотивом развития, именно они дали рост экономике в 2001-2002 гг. В основном эти компании ориентированы на внутренний рынок, но среди них есть и те, кто вполне успешен на мировых рынках. На пути их развития существуют серьезные ограничения, поскольку ресурсы их роста во многом исчерпаны. Поэтому все они нуждаются в поддержке государства.

- В каком виде должна быть оказана государственная помощь?

- Речь не идет о субсидиях и льготном налогообложении. Ориентированные на внутренний рынок компании ждут от правительства снижения скорости открытия рынков. Надо сказать, что сейчас она очень велика в связи с укреплением рубля. А в ближайшее время к этому добавится и серьезная перестройка рынков, в частности связанная с ростом сетевых структур. Все это приведет к смене характера конкуренции, переходу от ценовых ее форм к преимущественно неценовым. Корпорации, прорывающиеся на внешний рынок, требуют, с одной стороны, невмешательства государства, а с другой - поддержки в виде инфраструктуры, облегчающей продвижение товаров и услуг за рубеж. В связи с этим вектор реформирования будет определяться, на мой взгляд, потребностями прежде всего этого слоя субъектов хозяйствования: обеспечением их доступа к финансовым, кадровым и инновационным ресурсам, созданием дружелюбной инфраструктуры, возможно, созданием организационного механизма проектного взаимодействия государства и бизнеса. На мой взгляд, именно корпорации второго эшелона и новый бизнес станут объектами стратегии реформ в ближайшие четыре года.

- Иностранцы ожидают изменения принципов управления экономикой как составляющей процесса реформ...

- Они абсолютно правы. В стране идет первая фаза административной реформы. Понятно, что по мере ее развития принципы управления будут меняться в сторону оптимизации функций государственных структур. Наверняка будет усиливаться программно-целевая составляющая в деятельности госаппарата. Но о возрождении какого-либо подобия Госплана говорить бессмысленно, потому что это практически невозможно в нынешней институциональной среде. Ключевым вопросом стратегии и тактики дальнейших реформ является эффективность использования ресурсов. Несмотря на то что в Думе повышается удельный вес политиков, исповедующих принцип "поделить и перераспределить", его таким способом решить нельзя.


РБК-Daily/www.rbcdaily.ru

Док. 477616
Перв. публик.: 10.12.03
Последн. ред.: 17.08.08
Число обращений: 234

  • Белоусов Андрей Рэмович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``