В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Степан Киричук Назад
`Персона грата`: Степан Киричук
Президент в России больше, чем президент. Он отвечает за все, что происходит на просторах необъятной страны. Из года в год во время прямых телевизионных линий не только рассказывает нам о проблемах государственного масштаба, но и вынужден говорить о школах, больницах, рынках и прочих жизненных реалиях, которые для обывателя даже важнее, чем, например, взаимоотношения России и НАТО. Вот только возникает вопрос: для чего тогда существует местная власть, если со своими житейскими бедами граждане вынуждены звонить главе государства? О реформе местного самоуправления - беседа Виталия Ушканова с президентом Общероссийского конгресса муниципальных образований Степаном Киричуком.

- Насколько эффективна российская власть на местах?

Киричук: В целом она работает удовлетворительно. Каждого из работников местной власти сильно задевает, когда бытовые вопросы выходят на уровень главы государства. Конечно, местные власти хотели бы сами решать вопросы, которые жители считают для себя важными. Повысить эффективность управления на местах как раз и призвана административная реформа.

- Но при этом вступление в силу знаменитого 131-й закона, связанного с местным самоуправлением, не в первый раз откладывается. Теперь - до 1 января 2009 года. Говорят, откладывается потому, что едва ли не половина субъектов федерации слезно просят реформу отсрочить. Они не успели к ней подготовиться. Может, потому что не очень хотят?

Киричук: Впервые слышу такую теорию, но она мне очень симпатична. Мониторинг показывает, что в 46 субъектах РФ закон No 131 с 1 января 2006 года внедрен полностью, в 3-х субъектах будет внедряться в конце 2008 года, а остальные за 2007 - первую половину 2008 года гарантируют ввести его в полном объеме. Есть непонимание пользы местного самоуправления, но я бы не сказал, что это идет со стороны губернаторов или Законодательных собраний. Есть много существенных деталей, прежде всего источники дохода, взаимоотношения между федеральными и региональными властями.

131-й закон предусмотрел закрытый перечень предметов ведения для 3 типов муниципальных образований, однако весь 2006 год и от регионов, и от самих муниципалитетов, и от ученых идут предложения продолжить разграничение полномочий. Кардинальных решений не принято, но проблемы муниципальным образованиям дано право решать многие. При условии, что у них есть на это финансовые средства. Это как раз и беспокоит муниципалов. Ставится задача наполнения бюджета не субсидиями, дотациями и субвенциями, а за счет налоговых поступлений. Руководители городов и районов говорят, что потеряна власть органов местной власти с производством. Если они не платят налогов, то и взаимоотношения односторонние. Отдачи нет.

Надо осмотреться и продолжить путь повышения эффективности управления на местах. Административная реформа будет продолжаться, никаких отступлений не будет. Шаг за шагом надо внедрять местное самоуправление. Вопросы местного значения должны решаться регионами самостоятельно и под свою ответственность.

- Недавно наши законодатели попытались встроить мэров в вертикаль власти и отменить их выборность. Правда, потом в президентской администрации это расценили как попытку свернуть административную реформу в России. Но нет ли у вас опасений, что в том или ином виде это может произойти? Больно привлекательная идея, прежде всего для тех региональных руководителей, кто с мэрами не ладит?

Киричук: Я знаком с этой инициативой, знаю, почему депутаты ее предлагают, и не отношусь к ней негативно. Не раз слышал и читал о том, что некоторые губернаторы не могут влиять на социально-экономическую ситуацию в областном центре, потому, по их мнению, что мэры не встроены в вертикальную систему. Влияние они понимают однобоко: назначить или снять кого-то. Но форм влияния огромное количество. Если внимательно прочесть 131-й закон, у региона огромное количество рычагов влияния на любую местную власть. Прежде всего, конечно, через межбюджетные отношения. Должен быть диалог губернаторов с главами городов, и в диалоге можно найти решение любых вопросов.

- Выборность мэров могут отменить?

Киричук: Ни в коем случае. Это исключено. Сегодняшняя схема выборности мэров, по-моему, идеальна.

радио "России"/www.radiorus.ru

Док. 477579
Перв. публик.: 06.12.06
Последн. ред.: 17.08.08
Число обращений: 134

  • Киричук Степан Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``