В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Скибук: В ответе за литр или кто регулирует бензиновый рынок? Назад
Сергей Скибук: В ответе за литр или кто регулирует бензиновый рынок?
В конце прошлой недели последний оплот стабильности краевого бензинового рынка "Красноярскнефтепродукт" повысил розничные цены на топливо. Краевая администрация с помощью "КНП" в течение последних полутора месяцев сдерживала рост цен в рознице. В условиях, когда оптовики повышают цены, лимит сдерживания у розничных торговцев оказался исчерпан. Во всем виновата мировая конъюнктура?

В 2005 году нефтяные магнаты уверяли правительство и население - рост цен будет, но не такой значительный, по проценту в месяц. Однако после отмены моратория на увеличение внутрироссийских цен 1 января сего года отпускная стоимость нефтепродуктов буквально взлетела. Так, дизельное топливо и бензин марки АИ-92 скачками подросли на 25-30%. Оптовые цены на Омском и Ачинском нефтеперерабатывающих заводах, являющихся основными поставщиками для краевых АЗС, выросли на 20-25% еще в январе 2006 года. На коммерческих заправочных станциях края цена на ГСМ поднималась несколько раз. ОАО "Красноярскнефтепродукт" (предприятие с краевой долей собственности) в 2006 году впервые заявило об увеличении розничных цен на топливо.

Нам повезло

В других регионах страны цены на бензин выросли уже давно. Но Красноярский край, даже после нынешнего повышения, находится почти в конце списка регионов Сибирского федерального округа по уровню цен. По последним данным, цена дизтоплива в соседнем Новосибирске составляет 18,5 рубля за литр, в Томске - 18,1, в Чите - 18,5, а в Красноярске - 17,9. И это приятно. Но все-таки сдерживать рост дальше невозможно - рынок возьмет свое. Радует только одно - до сих пор все повышения в нашем регионе происходили позднее, чем в целом по стране.

Красноярскому краю повезло. У нас есть "Красноярскнефтепродукт". Единственное предприятие в России, которое позволяет администрации формировать некоторый резерв "горючки" для сельчан, бюджетников и северного завоза.

Собственный запас помогает сдерживать неминуемый рост топлива хотя бы в период проведения сельхозработ. Однако "КНП" не имеет собственных источников пополнения топливного фонда, а посему не может влиять на бензиновую ситуацию на краевом рынке в долгосрочной перспективе. Тем более, продавая топливо по заниженным ценам, предприятие, по сути, работает себе в убыток. По словам генерального директора ОАО "КНП" Сергея Скибука, "дальнейшее сдерживание цен на бензин в розничной сети экономически невозможно. Мы исчерпали имеющиеся запасы "дешевого" бензина и вынуждены пойти на повышение цены. В противном случае предприятие начнет нести прямые убытки". При этом Сергей Скибук подчеркнул, что предприятие выполнит все имеющиеся обязательства по обеспечению бюджетной сети топливом по ценам прошлого года.

Руководитель краевого агентства промышленности, энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Денис Пашков уверяет, что общероссийская ситуация не отразится на стоимости топлива для бюджетников. По крайней мере, в этом году. По его словам, те договоры, которые "КНП" заключил в начале года для обеспечения бюджетных нужд, будут строго соблюдаться, и цены не изменятся. Речь, в частности, о северном завозе. Это важно.

Допустим, в этом году мы сдюжим. Но что будет потом, в будущем году? Никто не даст гарантий, что ситуация с повышением не повторится.

Рычаги влияния

Проблема усугубляется еще и тем, что региональные власти просто не в силах сдерживать рост цен на топливо. У них нет прямых рычагов воздействия на ситуацию. Регулировать деятельность нефтяных компаний край не может. Это компетенция правительства России. Губернатор Александр Хлопонин неоднократно обращался на самый верх с конкретными предложениями по созданию механизма государственного регулирования внутрироссийских цен на ГСМ или компенсации роста цен для отечественных потребителей. Но для осуществления задуманного нужно принимать жесткие и, возможно, непопулярные меры. Так, Хлопонин предлагал ограничить темпы роста цен на ГСМ уровнем инфляции.

Еще в конце прошлого года на специальном совещании губернаторов СФО Александр Геннадиевич предлагал существенно увеличить размер компенсации сельхозтоваропроизводителям за рост цен на ГСМ. В 2006 году, например, на эти цели выделяется всего 5 млрд рублей. Реальные потребности сельского хозяйства гораздо выше.

В прошлом году правительство РФ приняло меры по регулированию ситуации с ростом цен на топливо. Был наложен мораторий на увеличение внутренних цен на ГСМ, но с 1 января он закончился. После этого ситуация опять вышла из-под контроля - цены поползли вверх. То есть вместо постоянно действующего механизма правительство ограничилось лишь временной мерой.

В настоящее время краевая администрация вновь намерена обратиться в Москву. Как сообщил Денис Пашков, краевая администрация готовит обращение в правительство РФ с просьбой об изменении системы налогообложения. Именно эта система в настоящее время приводит к росту цен на ГСМ.
Макроэкономика

Наследие соцреализма,
или Родовая травма



Колебания рынка - это не единственная проблема топливного рынка в нашей стране. Дело в том, что топливно-энергетический комплекс России еще во времена своего становления получил своеобразную "родовую травму". Большинство крупных предприятий создавались как громадный технологический комплекс, единый и неделимый. Такие махины были призваны удовлетворять потребности целой территории. В советской плановой экономике такой подход ничем никому не угрожал. Все продавали по одной фиксированной цене. Во времена приватизации эти предприятия передавались новому собственнику именно в таком монолитном виде. В итоге почти в каждом регионе страны образовалось по одному монополисту. Как следствие - отсутствие реальной рыночной конкуренции. Все зависит от единственного предприятия. А любое изменение тарифной политики монополиста немедленно отражается на общем состоянии экономики.

Мир и мы

Винить во всех бедах лишь правительство, нефтяных магнатов или доставшийся в наследство уклад топливно-энергетического комплекса было бы некорректно и неправильно. Повышение цен на топливо является проблемой номер один и для других стран. Эксперты прогнозируют: в текущем году рост потребления нефти в мире может составить 2%. Это автоматически означает неизбежный рост цен.

Однако для простого обывателя привязка к мировой конъюнктуре или непонятна, или неубедительна. Действительно, каким образом мировая цена может влиять на внутрироссийские тарифы? Ведь мы являемся крупнейшим на планете производителем и поставщиком сырой нефти!

Дело в том, что экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых напрямую зависят от мировых цен на нефть. Такая схема налогообложения позволяет государству изымать сверхприбыли нефтяных компаний. Иными словами, чем выше мировая цена - тем выше налог. А в мире тенденция к росту налицо. Если в начале 2005 года тонна нефти стоила 2,5 тысячи рублей, то сейчас тонна уходит за 11 тысяч. Вот это и является основной причиной, почему в России почти такая же цена на бензин, как и в Америке. Замкнутый круг!

Еще более удивительно то, что прибыли федерального бюджета не распределяются в региональные бюджеты и не идут на компенсацию затрат для потребителей.

Пашков говорит, что такая ситуация не может позитивно сказаться на экономике, нанося удар по потребителям во многих отраслях и приводя к необоснованному увеличению темпов инфляции.

По мнению аналитиков, в условиях ограниченной конкурентоспособности лесной продукции, невысокого платежеспособного спроса населения на продукцию строительства, транспортные услуги, опережающий рост стоимости ГСМ может привести к снижению рентабельности либо росту убыточности отраслей, снижению их инвестиционных возможностей.

В большей степени рост цен на ГСМ сказывается на эффективности деятельности отраслей со значительным удельным весом стоимости нефтепродуктов. Среди них - транспорт, сельское хозяйство и другие. Очевидно: дабы не дать этим отраслям попросту загнуться, краевому бюджету придется выделять дополнительные средства.

Однако загвоздка не только в фискальной политике. Некоторые аналитики полагают: даже развязав налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и мировые цены на нефть, мы не сможем добиться снижения уровня роста. Проблема кроется в том, что в сегодняшней России нефтяникам невыгодно развивать и модернизировать нефтепереработку в России. В зарубежных странах, например, низкокачественные сорта топлива облагаются более высокими акцизами, чем высококачественные. У нас противоположная ситуация - сам же производитель платит за свое высокое качество большую цену. Естественно, такие условия не могут вызвать у производителя большого желания модернизировать свое производство.

Кроме того, российский автопром также не стремится выпускать авто, требующие высококачественного бензина, да и те подержанные иномарки, которые, в основном, бегают по нашим дорогам, также непривередливы.

Очень сложно будет и рассеять концентрацию рынка. Мы уже говорили о монополиях на рынках каждого региона. Они диктуют и будут диктовать свои условия более мелким игрокам и розничным торговцам.

Понятно, что в таких условиях госрегулирование цен на бензин может дать только кратковременный эффект.


No7 (51) среда, 22.02.2006 г.     
Автор Марат Винский

http://www.vecherka.ru/articleprint/1412


Док. 477417
Перв. публик.: 22.02.06
Последн. ред.: 17.08.08
Число обращений: 147

  • Скибук Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``