В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Агапов: Атомщики совещаются о том, чего нет Назад
Александр Агапов: Атомщики совещаются о том, чего нет
"Система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" - так называется всероссийский семинар-совещание, проходящий в Петербурге. Федеральная служба по атомному надзору заявляет, что такая система в России фактически не создана.

Семинар-совещание, который проходит с 5 по 8 июля, организован Федеральным агентством по атомной энергии (ФААЭ), бывшим Минатомом. Открыл его в понедельник начальник управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ Александр Агапов.

Он заверил всех присутствующих в том, что радиоактивные вещества (РВ) и отходы (РАО) в России находятся под полным контролем.

Однако оценки Сергея Луковникова, замруководителя Северо-Европейского межрегионального управления Федеральной службы по атомному надзору (ФСАН), не были столь радужны. "Государственная система учета и контроля РВ и РАО в полном объеме фактически не создана", - заявил он, выражая официальное мнение ФСАН.

В соответствии с постановлением правительства РФ No1298, принятым в октябре 1997 года, такая система должна была быть создана к 1 января 2001 года.
Системы нет

Постановление No1298 наделила органы исполнительной власти субъектов федерации полномочиями по учету и контролю РВ и РАО на подведомственных им территориях. В 85 субъектах федерации, имеющих радиационно-опасные объекты, - всего Россия делится на 88 субъектов, - должны были быть созданы региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ).

Юридические лица, осуществляющие производство, использование или захоронение РВ и РАО должны отчитываться перед РИАЦ. Оттуда информация должна поступать в Минатом и руководителям органов исполнительной власти субъектов федерации, - тем, кто отвечает за принятие политических решений.

Однако, как сообщил присутствующим на семинаре-совещании Сергей Луковников, из 85 субъектов РФ, на территории которых расположены радиационно-опасные объекты, в 42 субъектах федерации РИАЦ не созданы (50%), в четырех созданы, но не функционируют (5%). Функционируют РИАЦ только в 39 субъектах РФ (45%).

Эти данные ФСАН, - осуществляющий надзор за соблюдением российского законодательства в области обращения с РВ и РАО организациями и органами власти разных уровней в России, - получил в результате проверки, проведенной в 2002-2003 годах.

Сергей Луковников упомянул, что приводимые им цифры расходятся с данными Минатома, но объяснил, что причина - в более точной системе оценки: "Мы считали, что РИАЦ создан и функционирует, только если есть соответствующее решение органа исполнительной власти и работа РИАЦ финансируется", - сказал он.

Таким образом, представитель ФСАН фактически признал, что существуют проблемы в получении информации о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников. А также - сведений о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязненных ими территориях. Ведь вся эта информация, согласно постановлению No1298, должна собираться в РИАЦ.

"Какой процент РИАЦ финансируется нормально?" , - такой вопрос был задан с места представителями одного из неблагополучных РИАЦ - из Перми.

"Мне сказать что-либо сложно, мне кажется, что четко не определено - кто и за что платит", - ответил ему докладчик.

По словам Луковникова, "инвентаризация в системе государственного учета и контроля РВ и РАО проведена только в 60% организаций-владельцев РВ и РАО".

"Органы исполнительной власти субъектов РФ не понимают своих задач по обеспечению радиационной безопасности населения. Наша система нужна не только для того, чтобы учитывать и отслеживать радиоактивные источники. Она нужна, чтобы обеспечить органы исполнительной власти необходимой информацией для принятия управленческих решений в случае нештатных ситуаций", - сказал Луковников.

"Фактически эта часть системы не работает", - добавил он. Замруководителя Северо-Европейского управления ФСАН предложил, что Минатом и ФСАН могли бы совместно проводить курсы для руководителей регионов и разъяснять им принципы работы системы государственного учета и контроля РВ и РАО.

Как иллюстрация безграмотности чиновников, был приведен такой пример: "В Калининграде произошел парадокс - органы исполнительной власти обратились к нам [в Северо-Европейское управление ФСАН], предложили, чтобы мы были их РИАЦем, и спросили, сколько надо за это заплатить", - сказал Луковников.

"А чего ж вы отказались?", - весело подмигнув, спросил фактический ведущий семинара начальник управления ядерной и радиационной безопасности ФААЭ Александр Агапов.
Новые нормы?

По словам Луковникова, для изменения ситуации ФСАН, бывший Госатомнадзор, разработал ряд дополнений в существующие нормативные акты, а также новые формы отчетности организаций о РВ и РАО, которые представил на семинаре.

"Это не касается ядерных материалов, но касается отработавшего ядерного топлива, поскольку оно является разновидностью РАО", - пояснил Луковников.

Фактически, представленные Луковниковым формы расходятся с ОСПОРБом, - санитарными правилами и формами отчетности, введенными в действие Минздравом, - что вызвало замешательство в зале среди делегатов из регионов. "По каким формам мы теперь должны будем отчитываться?", - раздался вопрос с места.

"Госатомнадзор велик, и поэтому прошу не путать его с ОСПОРБом", - пошутил в ответ Александр Агапов. Не получив ответа, делегаты стали перешептываться между собой.
Что строим в конце концов?

"Мы понимаем, что законодательство в известной мере избыточно в отношении не очень опасных веществ", - сказал Александр Агапов. По его словам, это должно быть пересмотрено.

Полемизируя с Агаповым, Сергей Луковников заметил: "Как специалист, я до сих пор не понимаю, что мы строим в конце концов? Александр Михайлович считает, что [при учете] надо всю мелочь отсечь, только на крупное обращать внимание: Оценивал ли кто-нибудь при создании системы учета РВ и РАО потенциальный вред от отсутствия этой системы и её стоимость? Мы должны решить, исходить ли из реальных денег, выделяемых на эту систему, или из вреда, который, как мы знаем, может быть нанесен".

"Непонятно, что мы строим - то ли каменную стену толщиной 20 метров, за которой мы прячем контрольный источник, - то ли стенку реактора, которую можно ткнуть, и она развалится", - такое не совсем стандартное сравнение привел Луковников в конце своего доклада, используя образы из привычной ему области атомной энергетики.
Незаконный оборот

В ответ на заданный одним из корреспондентов вопрос: "Каков объем радиоактивных материалов, находящихся в незаконном обороте, можно ли сделать такую оценку на основе вашей совершенной системы учета?", - Александр Агапов категорично ответил, что незаконного оборота РВ в России не существует.

"C 1997 по 2001 утерян контроль над 50 источниками, обнаружено 38. Чистых потерь - всего 12", - добавил сидевший на сцене рядом с Агаповым глава образовательного центра ФААЭ в Петербурге Юрий Лисненко.

Между тем, только по данным администрации Якутии - и только на трассе Северного морского пути утерян контроль над 25 радиоизотопными генераторами - ритэгами, в каждом из которых содержится как минимум 40 тысяч кюри стронция-90.

"Контроль над источниками ионизирующего излучения теряют намного чаще. Это касается и контроля состояния источников, и контроля их перемещения. И потеря любого вида контроля опасна", - комментирует эксперт "Беллоны" Сергей Харитонов.

"В среднем теряется и находится порядка 10 источников в год. По РАО информация недоступна", - сказал корреспонденту Bellona Web бывший инспектор Госатомнадзора Владимир Кузнецов, в настоящее время работающий в экологической организации "Зеленый крест".


http://nuclearno.ru/text.asp?8656

Рашид Алимов,

Bellona, Норвегия,

08.07.2004


Док. 477321
Перв. публик.: 08.07.04
Последн. ред.: 16.08.08
Число обращений: 237

  • Агапов Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``