В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Малева: Специалисты в области социальной политики разрабатывают подходы к решению проблемы сокращения бедности Назад
Татьяна Малева: Специалисты в области социальной политики разрабатывают подходы к решению проблемы сокращения бедности
29 сентября в Москве в Центре стратегических разработок (ЦСР) прошел семинар, посвященный обсуждению промежуточных результатов проекта под названием "Бедность в Российской Федерации: масштабы, причины и перспективы сокращения", осуществляемого Независимым институтом социальной политики (НИСП) при содействии ЦСР.

Материалы исследования представила руководитель проекта Лилия Овчарова. "Через некоторое время мы сможем перейти к обсуждению, того, что я назвал бы конкретным политическим меню или набором альтернатив, которые могут рассматриваться как рекомендации для федерального правительства и, возможно, для субъектов федерации и органов местного самоуправления в качестве возможных реальных шагов, которые могли бы позволить существенно сократить бедность в Российской Федерации сверх того, что достигается просто за счет экономического роста и повышения дохода различных социальных групп", - так определил перспективы данного проекта научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Обсуждение конкретных инициатив в области государственной политики, предположил он, станет возможным уже в течение ближайшего полугода.

Л.Овчарова познакомила собравшихся специалистов с результатами анализа и расчетов, выполненных на основе материалов национального обследования благосостояния и участия населения в социальных программах (НОБУС), выполненного во II квартале 2003 г., которое охватило 44 тыс. домашних хозяйств в 79 регионах России.

"В настоящее время бедность России не ограничивается только недостатком ресурсов на текущее потребление по сравнению с прожиточным минимумом", - констатировала она. Свое понимание понятия бедности авторы исследования определили как "ограничение в доступе к материальным ресурсам, которое проявляется в ограничении в доступе к ресурсам на текущее потребление, жилью, имуществу, в доступе к образованию и к медицинским услугам".

Прежде всего, отметила Л.Овчарова, исследование показало, что в целом по стране бедность не является глубокой. Дефицит дохода свыше 60% от прожиточного минимума отмечен только в 10% бедных домохозяйств.

Вопреки принятому мнению, семьи одиноких пенсионеров составляют только около 6% от всех бедных домохозяйств. Исследование показало, что среди бедных меньше пенсионеров и больше детей, чем среди небедных.

Около 60% от общего числа бедных приходится на семьи с детьми, при этом на их долю приходится около 80% от всего дефицита доходов.

Особенно сложное положение у многодетных семей, которые составляют 3% от всех бедных семей. Именно многодетные семьи подвергаются максимальному риску попадания в категорию бедных, констатировали авторы исследования. По их данным, на момент обследования к этой категории относились 70% семей, имеющих трех и более детей.

Другую крупную группу бедных составляют неполные семьи, на долю которых приходится 20% от общего количества обследованных бедных домохозяйств.

Анализируя так называемый "поселенческий профиль" бедности, авторы исследования констатировали, что максимальному риску бедности подвержены сельские домохозяйства, однако на момент обследования они составляли 33,9% всех бедных, тогда как 48,7% пришлось на жителей городов с численностью населения менее полумиллиона человек.

Исследование показало, что распространенность бедности связана с общем уровнем экономического развития регионов, так что наибольшее количество бедных приходится на регионы с относительно низким уровнем развития, тогда как богатые регионы вносят относительно малый вклад в общую копилку бедности по стране.

Авторы исследования выделили три типа регионов, которым, по их мнению, свойственны различные типы стратегии сокращения бедности. "Что касается богатых регионов, на которые приходится 6% бедности, то здесь приоритетом являются адресные социальные программы, - сказала Л.Овчарова. - Это регионы с наиболее развитой экономикой, и дальнейший экономический рост может даже усугубить проблему бедных, в основном представленных здесь пенсионерами, за счет разрыва между заработной платой, характерной для успешных территорий, и общефедеральным уровнем пенсий. Что касается относительно развитых и среднеразвитых регионов, на которые приходится порядка 30% бедности, то здесь, скорее всего, та структура экономического роста, которая имеет место на сегодня, собственно и будет способствовать сокращению бедности в этих территориях. А что касается последнего типа регионов, то мы предполагаем, что там возможно сокращение бедности только за счет либо реструктуризации экономики, либо за счет миграционных процессов, либо за счет политики выравнивания или поддержки регионов, направленной на привлечение инвестиций в данный регион".

Исследование выявило существенные пороки существующей системы социальной поддержки населения. Так, по данным НОБУС, льготы и субсидии в основном приходятся не на бедных, а на среднеобеспеченные слои населения и 66% расходов по социальным программам, финансируемым из региональных бюджетов, ввиду их традиционной ориентации на преимущественную поддержку пожилого населения.

Главный источник бедности, по мнению авторов исследования, находится в состоянии рынка труда. Наличие в семье незанятых трудоспособных членов служит очень значительным риском попадания ее в категорию бедных. Что касается отдельных секторов экономики, то, также вопреки стереотипным представлением, большинство бедных - 51,5% - приходится на долю рыночного, а не бюджетного сектора.

В целом, авторы исследования выдвинули следующие предложения по преодолению бедности:

- активизация рынка труда и создание новых рабочих мест и повышение заработной платы;

- миграция населения на территории с более комфортными социально-экономическими условиями;

- реструктуризация программ адресной поддержки населения.

Доклад Л.Овчаровой вызвал оживленное обсуждение, в ходе которого, в частности, было указано на необходимость учитывать при исследовании бедности такие характеристики как длительность нахождения семьи в зоне бедности, а также заболеваемость и средняя продолжительность жизни, а также принимать во внимание региональные особенности и возможное влияние реализации нового социального законодательства.

В ходе дискуссии также была подняты темы ограниченности влияния на уровень бедности такого инструмента как увеличение количества рабочих мест, а также устойчивой глубокой бедности как специфического социального феномена, сокращение которого требует особого комплекса мер.

Как отметила директор НИСП Татьяна Малева, используя инструменты социальной защиты, можно лишь в некоторой степени повлиять на масштаб бедности, добившись ее сокращения не более чем на 30 процентов. Более значительно воздействовать на бедность, по ее словам, возможно только за счет изменения нынешних географических и структурных условий, в которых существует российская экономика, и которые приводят к воспроизводству феномена бедности.
RG.ru

* Виталий Чуркин: Американские партнеры напугали грузин, процитировав...
* Рамзан Кадыров: На Кавказе развязан конфликт, который еще будет вспыхивать...
* Грузинская армия сжигала дома в Южной Осетии вместе с жителями

"Если мы сейчас разработаем примитивные механизмы как побороть бедность сегодня, завтра мы вновь столкнемся с этой проблемой, - подчеркнула она. - Около зоны бедности находится огромный социальный слой. Из этой группы, находящейся чуть-чуть выше бедных, но ниже среднего класса, мы будем постоянно подпитывать бедность. Например, реформа ЖКХ, реформа образования и введение новых финансовых инструментов могут повлечь за собой то, что в отряд бедных вольются новые массовые социальные группы, которых мы сейчас там не видим. Вот почему мы озабочены вопросом доступа ко всем видам ресурсов, включая не только материальное обеспеченность, но и жилье, образование, здравоохранение. Дефицит этих ресурсов будет означать опасность появления бедности в новых формах в неожиданные моменты. Тот подход, который мы используем, дает основания для того, чтобы не только определить меры по борьбе с сегодняшней бедностью, но и попытаться определить, какие превентивные шаги нужно сделать для того, чтобы бедность лишилась своей социальной базы, и мы не занимались тем, что раз в три-четыре года разрабатывали новую программу борьбы с бедностью. Лучший способ решения проблемы это попытка ее предотвращения".


www.regnum.ru/news/334539.html

01.10.2004



Док. 477151
Перв. публик.: 01.10.04
Последн. ред.: 16.08.08
Число обращений: 213

  • Малева Татьяна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``