В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Малева: Попутчики реформ. Большинству россиян от социальных и экономических реформ ни жарко, ни холодно Назад
Татьяна Малева: Попутчики реформ. Большинству россиян от социальных и экономических реформ ни жарко, ни холодно
Оказывается, две трети россиян ничего не получают от социально-экономических преобразований. К такому выводу пришла Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики (Москва). Если так будет продолжаться и дальше, считает она, то наше общество может разделиться на две части - на "победителей" и "неудачников". О своих наблюдениях за ходом и результатами реформ Татьяна Михайловна рассказала участникам семинара московского Клуба региональной журналистики.

Классы преобразований

Людей, которые просто наблюдают за реформами правительства в социальной сфере, в России ни много ни мало - 70% всего населения. Пользу от социально-экономических изменений получают всего лишь 30% наших сограждан.

Две трети этих 30% - представители не беднейших слоев общества, а люди из среднего класса. Оставшаяся треть (или 10% от всего населения) представляют самые низкодоходные слои.

Что получает средний класс? Представители этой прослойки сами способны увеличивать свои доходы в результате благоприятных изменений обстановки в стране. Эти люди заняты в процветающих отраслях, где рост заработной платы - прямая реакция на рост прибыли в этих секторах. Появившиеся свободные средства они могут вкладывать в недвижимость или ценные бумаги и получать дополнительную прибыль.

Что получают самые необеспеченные? Они становятся объектом социальной политики государства - получателем различных субсидий и пособий.

Большая часть. Но между самыми бедными и тонкой прослойкой "среднего класса" оказывается самая большая часть населения страны - две трети, которые, по словам Татьяны Малевой, являются просто свидетелями или попутчиками реформ. Они не получают от них ничего! Проще говоря, большая часть нас с вами, несмотря ни на какие декларируемые правительством и президентом перемены к лучшему, по-прежнему продолжает жить на одну зарплату, расходуя ее на свои текущие нужды.

Меньше процента. Есть, правда, менее одного процента граждан, которые получили от реформ очень многое, - это представители высшего класса. Но их так мало, что на общую картину (30/70 процентов) они практически не влияют.

География преобразований

Примерно по такому же принципу можно рассматривать и географическую карту нашей родины. Есть на ней крепкие в экономическом плане регионы, которые способны самостоятельно решать свои социальные проблемы. Есть регионы - получатели финансовой помощи из федерального бюджета. А есть "середняки", которым не хватает ни собственных сил, ни федеральной подпитки. И "середняков" этих больше половины!

Возраст преобразований

А если рассматривать общество россиян не по уровню доходов, а по возрасту, то здесь получится примерно такая же картина. Самыми бедными окажутся пенсионеры и дети, их государство пытается как-то поддерживать, разрабатывает эффективные или неэффективные программы для людей этих возрастов. В группу тех, кто не испытал никакого эффекта от реформ, войдут граждане активного трудоспособного возраста, то есть большая часть.

Точка разлома страны

В российском обществе довольно четко обозначились два полюса успешных и неуспешных граждан. Между этими двумя полюсами находятся те 70% населения. Татьяна Малева называет их очень проблемной группой. Эти люди уже не бедные, потому что их доходы и положение формально выше черты бедности. Но и в средний класс они пока не попадают. В этой группе будут происходить центробежные процессы: часть "середняков" притянется к полюсу успешных, другая часть - к полюсу неуспешных. Граница между этими полюсами пройдет примерно на уровне 50% населения.

- То, что 50% вверху, - это неплохо. Но 50% внизу - это очень плохо. В сущности, есть риск, что эта социальная структура может, как буханка хлеба, расколоться пополам. И мы получим успешную и неуспешную Россию. Ту, которая научилась выживать, и ту, которая еле-еле выживает. И никакой эффективности мы в этом не увидим. Это неустойчивое социальное развитие.

Что делать?

Татьяна Малева называет достижением социальной политики последних лет умение решать проблемы в откровенных зонах неблагополучия. Но обеспечение устойчивого социального развития невозможно без ответа на вопрос, что будет с 70% "середняков":

- Речь не идет о какой-то социальной помощи. Нужны ясные, четкие институты, которые будут содействовать повышению эффективности рынка труда - прежде всего в системах здравоохранения и образования. Их услуги должны быть качественны и доступны. Ответ на этот вопрос будет заключаться в следующем: удастся ли нам создать систему восходящей вертикальной мобильности, в которой любые действия будут направлены на то, чтобы социальные группы, пусть разными темпами, пусть медленно, но всегда двигались поступательно вверх? На мой взгляд, определенные условия для такого развития у нас есть. Они есть именно сейчас, когда природа экономического роста предельно ясна. У нас завелись ресурсы, которые можно использовать на цели социального развития. Они будут использованы эффективно не в том случае, если будут превращены в текущие социальные пособия населению, а если будут направлены на создание эффективных социальных систем и институтов.

Кто классифицирует нас на "попутчиков", "средний класс" и "бедных"?

По словам Татьяны Малевой, люди сами довольно точно оценивают свое положение:

- Вы не можете назначить человека в "средний класс", если он сам себя таковым не ощущает.

Есть люди с достойными доходами, социально-профессиональной квалификацией, но к среднему классу они себя не относят. С другой стороны, по наблюдениям директора Независимого института социальной политики, работники сферы образования с невысокой заработной платой причисляют себя к "среднему классу", потому что имеют высокую квалификацию и стабильную уважаемую работу.

Представителем "среднего класса" в России можно назвать человека, имеющего три фактора: материальные активы; качественное образование и социально-профессиональный статус, стабильную занятость; самоидентификацию. Совокупностью этих трех факторов обладают только 20% населения России.

Людей, у которых нет ни одного из перечисленных факторов, социологи относят к низшим слоям. И здесь дело не только в их доходах. По словам Татьяны Малевой, у них не хватает квалификации, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, а также ресурсов, с помощью которых они могли бы вырваться из бедности.

Мнения Малевой

...о рынке труда

- Если мы посмотрим на структуру занятости, то увидим, что в последние годы число рабочих мест на крупных и средних предприятиях сокращается. А в неформальном секторе бурно растет. Это значит, что пенсионная система не получает взносов от этого роста. Трудовые гарантии не распространяются на эти рабочие места. Можно сказать, что число хороших рабочих мест, защищенных трудовым законодательством и социальными нормами, не растет, а число плохих рабочих мест становится больше.

Численность рабочих мест в малом бизнесе тоже растет. Казалось бы, надо радоваться, но рабочие места в малом бизнесе менее стабильны - сегодня они есть, завтра их нет. Когда люди теряют это рабочее место, речи о выходном пособии не идет. Решение вопросов об инвалидности, медицинском и социальном страховании - ничего этого нет. Вот почему даже формальные цифры роста в малом бизнесе нас не должны утешать.

...о льготах

- Наше социальное пространство оказывается разорванным. Законодательное разделение льготников на федеральных и региональных - это, вообще-то, нонсенс. Если льгота - это признание ваших заслуг в той или иной сфере, то она должна быть вам гарантирована в любой точке России. Происходит разрыв социальных гарантий из-за того, что финансирование и реализация этих социальных программ имеет совершенно разные очертания в разных регионах.

...о бедности

- Бедность существует всегда и везде. В положение бедности может попасть любой человек в связи с разными обстоятельствами. Но есть ловушка бедности, когда в такое положение попадают несколько поколений одной семьи. К примеру, в нее попала одинокая мать, и она уже вряд ли сможет покинуть эту категорию. У ее детей нет доступа к качественным социальным услугам. Сейчас ребенок получает пособие, потом еле-еле окончит школу, вопрос о высшем образовании не стоит. Потом он попадает на неуспешный сегмент рынка труда, а, скорее всего, в безработные. Самый эффективный способ борьбы с бедностью - надо дать возможность будущим поколениям вырваться из бедности.

Справка "СК"

Малева Татьяна Михайловна окончила экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (экономист-математик), аспирантуру НИИ труда Минтруда РФ, кандидат экономических наук. С октября 2001 года директор Независимого института социальной политики. Неоднократно принимала участие в подготовке правительственных программ и прочих документов в составе рабочих групп министерств труда и социального развития, экономики РФ, администрации Президента РФ и пр.

Елена КЛИШИНА.

http://www.altapress.ru/13183/

25.10.2007


Док. 477149
Перв. публик.: 25.10.07
Последн. ред.: 16.08.08
Число обращений: 129

  • Малева Татьяна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``