В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Татьяна Малева Назад
`Персона грата`: Татьяна Малева
Похоже, канули времена, когда молодым у нас везде была дорога, а старикам - столь же повсеместно уважение и почёт. Но раньше хотя бы такие жизнеутверждающие песни звучали, а нынче и песни поют другие, и в реальной жизни представители любого возраста могут посетовать на свои специфические сложности и проблемы. И молодым в России быть нелегко, и пожилым, как известно, живётся несладко.

Директор Независимого института социальной политики Татьяна Михайловна Малева - желанная персона в нашей студии.

- В каком возрасте более комфортно проживать нынче в России?

Малева: У любого возраста существуют свои проблемы, и они разные. Если обратиться к рынку труда (а это основополагающая сфера), то, несмотря на успех экономических реформ, на то, что мы перешли к новому типу экономических отношений, в стране абсолютно большая часть населения (имеются в виду люди трудоспособного возраста и возраста экономической активности) зарабатывает себе на жизнь своим трудом. И из этого надо исходить. Но насколько комфортно этим людям на рынке труда? Этот вопрос находится в настоящее время в тени. В последнее время, как только начинается разговор о рынке труда, то он сразу сваливается к теме миграции: нужна ли она или нет. А вот вопросы о том, что собственно происходит на рынке труда, даёт ли он достойную работу людям разных возрастов, мужчинам и женщинам, представителям разных специальностей, почти не обсуждаются.

Долгое время это явление можно было объяснить тем, что в обществе царило благодушие. Да, в стране были проблемы на рынке труда на этапе экономического падения. ВВП падал, была безработица, и тогда об этом беспокоились и говорили намного больше. А последние шесть с лишним лет страна живёт на волне экономического роста, и тема сама по себе растаяла. И миф заключался в том, что все посчитали (включая людей, которые принимают ответственные решения, политиков, комментаторов, прессу), что рост ВВП всё сделает автоматически и поставит на свои места. Кто хочет работать, тот найдёт работу, кто не хочет, найдёт себе какое-то другое занятие.

Прошло достаточно времени, и стало понятно, что автоматически ничего не происходит. Что рынок труда - это очень тонкий сегмент рынка вообще. И опять же он автоматически не настраивается на тот или иной экономический цикл.

- То есть, нужны некие осознанные, внятные действия, чтобы этот рынок оформился?

Малева: Конечно. Тем более что данный рынок на самом деле не существует автономно. Рынок труда связан с системой образования, с пенсионной системой, с налоговым законодательством, с трудовым законодательством. По идее, все эти элементы должны были бы работать на то, чтобы рынок труда эффективно соединялся со всеми другими экономическими сегментами, и тогда в экономике станут действовать все факторы, в том числе и человеческий, которые будут работать на экономический рост.

Если оглянуться на путь, который прошла страна с самого начала экономических реформ, то можно понять следующее. Чисто формально, статистически, даже политически, понятно, что на рынке труда ничего катастрофического не происходит, нет забастовок, общественного давления и недовольства, всё относительно благополучно. Но если посмотреть на рынок труда более пристально, с точки зрения так называемой структуры рынка, видно, что проблем нерешённых - море. И, как ни странно, на волне экономического роста они не сокращаются, а возрастают.

Но вернемся к тому, как чувствуют себя люди разных возрастов. Вообще во всём мире самые большие проблемы возникают на двух полюсах возрастной пирамиды общества - у самых молодых и у людей, которые находятся в возрасте, когда их трудовая карьера либо близится к концу, либо когда они уже вошли в пенсионный возраст.

Что происходит с молодыми в России? Вообще молодежная безработица как фактор рынка труда во всем мире растёт. Но вряд ли подобное объяснение будет утешением для российской молодежи. У нас подобного социального напряжения, которое существует во Франции у молодежи при вступлении в рынок труда, нет, а проблема есть. Если посмотреть на опыт стран, которые подобно России совершили переход от социалистического типа экономического устройства к рыночному, то в нашей стране безработица среди молодежи оказалась выше, чем в этих странах.

В чём причины? С одной стороны, ясно, что, какая бы ни была система образования, всё-таки она не в полной мере отвечает требованиям рынка труда и современного работодателя. Какие объявления дают сейчас рекрутинговые агентства при подборе людей на работу? В них, конечно, присутствует позиция "образование", но обязательно также и "опыт работы", причем часто не менее 5 лет. Естественно, это своеобразный барьер для молодёжи, которая не обладает таким длительным опытом работы.

Российский работодатель тоже ориентирован на людей с опытом и соответствующей квалификацией, то есть на людей среднего возраста после 30 лет. Это, с одной стороны, и относительно современное образование, а с другой стороны, опыт работы и ответственность. А у молодёжи эти качества отсутствуют.

Тем не менее, есть и другие особенности у молодежной возрастной группы. На российском рынке труда, несмотря на внешнее благополучие, есть один очень неблагополучный индикатор, который говорит, что не всё уж так хорошо в нашем государстве. Это сегмент неформальной занятости, когда работник и работодатель вступают в трудовые отношения, не фиксируя их ни трудовым договором, ни каким-либо другим юридическим документом. Строго говоря, это так называемая "зарплата в конвертах". Речь в данном случае идёт об устной договоренности: ты работаешь, я оплачиваю твою работу.

- И в любой момент недовольный работодатель может с работником...

Малева: ...расстаться. Существует заблуждение, что именно работодатель навязывает такую схему работы работнику, которому приходится с ней соглашаться, потому что в подобной ситуации работодатель априори выступает более сильной стороной. Но на самом деле, как показывают наши исследования, в подобного рода отношениях заинтересованы обе стороны. Никому не хочется платить налоги, а многим хочется ещё иметь и свободу: не понравилась работа, не соответствует она интересам или слишком трудоёмкая, слишком пыльная, работник в любой момент может прекратить работу на данного работодателя. И кто же входит в группу неформально занятых в России? Большинство в ней составляют лица молодых возрастов.

- Это одно из проявлений "эйджизма" (этот термин обозначает ущемление прав по возрастному признаку), о котором говорится в докладе Международной организации труда, опубликованном на днях и посвященном различным формам дискриминации при приёме на работе. Что касается молодых претендентов на рабочие места, это российская специфика? В других страна подобных неформальных договоренностей нет? Зарплат в конвертах?

Малева: Подобная вещь свойственна всему миру, но в разных странах существуют различные формы политического регулирования данного вопроса. Например, за неформальную занятость работодатель будет оштрафован так, что мало не покажется. В России такого нет. Точнее, даже если норма и есть, то её правоприменение оставляет желать лучшего. Это первое.

Второе. Неформальную занятость очень трудно фиксировать. Например, меня в моей жизни ни разу не посетил трудовой инспектор, ни как работника, ни как работодателя. И контроль над этой сферой в стране крайне слабый. Но самое главное - то, что во всем мире (имеются в виду развитые рынки труда) социальная база у этого явления меньше. Там больше людей хотят иметь формальную занятость. Молодой человек с дипломом об окончании университета или колледжа с самого начала своей карьеры сориентирован, он ищет строгую официальную занятость, потому что это помогает ему сразу занять определённый статус в обществе.

Досье:

МАЛЕВА Татьяна Михайловна - директор Независимого института социальной политики. Родилась 8 августа 1957 года в столице. Окончила экономический факультет МГУ и аспирантуру НИИ труда. Профессиональный экономист-математик. Работала в Центральном НИИ экономики и информации цветной металлургии, в Центре информационных и социальных технологий Министерства экономики, Институте экономического анализа, в Фонде "Бюро экономического анализа" НИИ труда.

С 2001 года возглавляет Независимый институт социальной политики. Кандидат экономических наук. Доктор делового администрирования. Автор многих научных статей и монографий. Преподает на кафедре экономической социологии Государственного университета - Высшей школы экономики.


http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=138788&rid=892

20.06.2007

Док. 477120
Перв. публик.: 20.06.07
Последн. ред.: 16.08.08
Число обращений: 112

  • Малева Татьяна Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``