В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `Русское вече` (январь 2003 г.) Назад
Интервью Посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `Русское вече` (январь 2003 г.)
1. Вопрос: Этнический грузин в качестве Посла России в Грузии: не будет ли это для Вас помехой в работе?

Ответ: У этого вопроса есть как бы две стороны. Нельзя забывать что я являюсь кадровым дипломатом, 30 лет проработал в системе Министерства иностранных дел. Сочетание опыта и знаний, приобретенных за эти годы, и моей национальности, надеюсь, поможет решать те задачи, которые поставило передо мной руководство Российской Федерации.

Главный приоритет - улучшение российско-грузинских отношений. Уверен, что это отвечает интересам России и Грузии. Нынешняя ситуация в наших взаимоотношениях аномальна, учитывая всю историю отношений дружбы, взаимопомощи между нашими странами и народами. Эту ситуацию надо менять. В последнее время наметились позитивные моменты, но они требуют закрепления.

2. Вопрос: Знаете ли Вы свое генеалогическое древо?

Ответ: К сожалению, многие из нас не отслеживают свою родословную. Я не исключение. Поэтому я более-менее полно знаю историю жизни моих дедушек и бабушек. В частности, дедушка со стороны отца был очень известным в Грузии человеком, революционером. Бабушка была заслуженным педагогом Грузии. Дедушка со стороны мамы много сил посвятил партийной работе, в частности, в Высшей партийной школе в Москве. Так получилось, что вся моя российская родня похоронена в Москве, а грузинская - в Тбилиси. По приезду в Грузию я сразу же посетил могилу своего отца, поклонился, почтил его память.

3. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье.

Ответ: Семья для меня - главный приоритет и опора в жизни. Моя супруга - Ольга Викторовна - тоже окончила МГИМО. Мы вместе учились на факультете международных отношений, познакомились на втором курсе и перед окончанием института поженились. Вот уже 31 год мы вместе. Хотя она непосредственно не работала в качестве дипломата, но за многие годы совместных поездок в зарубежные командировки превратилась в прекрасного дипломата. Надеюсь, что опыт, которые она приобрела, поможет нам и здесь.

Моя дочка продолжила наши традиции: также окончила МГИМО, специалист по Паблик Релейшн. Училась и в США - в школе и Американ юниверсити в Вашингтоне. Работает по специальности. Сейчас, правда, небольшой перерыв, но, думаю, через некоторое время она продолжит работу.

4. Вопрос: Как зовут Вашу дочку?

Ответ: Ольга. У меня все Ольги. Так сложилось, что бабушка Ольга, жена, сестра и дочка тоже Ольги.

5. Вопрос: В Тбилиси вы прилетели с экзотической собакой. Можно ли ее считать членом семьи?

Ответ: Конечно, - это член семьи. Ей, а вернее - ему уже, 13 с лишним лет. Приобрели ее еще в Вашингтоне в первую командировку. Она была с нами в Москве, затем вернулась в Вашингтон, потом опять в Москве. Порода - золотистый ретривер, кличка Ричи. Когда ее первый раз привезли в Москву, она стала родоначальником этой породы собак. У нее несколько золотых медалей международных выставок, куча первых мест и золотых медалей российских выставок.

6. Вопрос: Чем занимаетесь в свободное время? Каково Ваше хобби?

Ответ: Я не собираю этикетки или монеты, такого хобби у меня нет. Очень люблю читать, причем нет какого-либо одного направления в литературе, которому отдаю предпочтение. Я могу сегодня читать Достоевского, завтра взять детектив или исторический роман. Само чтение в известной степени мое хобби.

В Москве у нас большая библиотека - и русскоязычная, и англоязычная, и немецкая, и франкоязычная. Основа библиотеки - отцовская. Мы с супругой ее пополняли и расширяли. Нет любимых авторов, жанров, есть тяга к книге, как к Таинству.

Спорт - тоже мое хобби. В свое время я занимался футболом, играл в юношеской команде "Динамо" Тбилиси. Неплохо играл. Футбол был тогда очень популярен. Попросил, чтобы меня посмотрел замечательный тренер и замечательный человек Гриша Гагуа. Вот он и стал моим первым тренером. После переезда в Москву продолжал играть в футбол, входил в сборные института по футболу, баскетболу. Сейчас основной вид спорта для меня - теннис.

7. Вопрос: Ваше отношение к религии.

Ответ: Во многом это очень личностный вопрос. Я крещеный, хотя долгое время не знал об этом. Я не верю в бога в каноническом понятии этого слова, но верю, что есть высший разум, высшая воля, что-то, что влияет на наши судьбы. Совершенно позитивно отношусь к тем людям, которые по-настоящему верят, соблюдают все обряды. Мне не важно, являются ли они христианами, мусульманинами, иудеями и т.д. Сама вера, на мой взгляд, обогащает, делает людей лучше, честнее. Хотя понимаю, что в подходе к религии в последнее время есть много конъюнктурного.

8. Вопрос: Как шло Ваше становление? Почему Вы избрали профессию дипломата?

Ответ: Я родился в Москве. Затем переехал вместе с родителями в Тбилиси, где прошли мои, вероятно, самые интересные годы юности. После этого папу перевели в Москву, где я и окончил школу. С самого детства меня всегда интересовала история, как она делается, кто влияет на те или иные события. Мне показалось, что ключевое значение в ней играют те люди, которые представляют то или иное государство в других странах. Так у меня появилось желание заняться дипломатией. В Москве мы жили на Фрунзенской набережной, и как раз рядом располагался Московский Государственный Институт Международных Отношений. Как-то гуляя, я увидел этот институт и понял, что это - то, к чему я стремился. После окончания МГИМО - кузницы дипломатических кадров бывшего СССР, а сейчас России, я был принят в МИД. Позднее я закончил Дипломатическую академию, защитил кандидатскую диссертацию.

В начале я специализировался на странах Северной Европы. Работал в Посольствах в Исландии, Норвегии. В конце 80-х годов в МИДе был утвержден принцип ротации дипкадров. Ранее если сотрудник занимался какой-либо страной или регионом, то он как правило всю свою профессиональную жизнь направлялся в эту страну или регион. Было принято решение изменить эту систему. Мне повезло, так как меня решили "бросить" на американское направление. Я очень доволен, что это произошло, так как это направление являлось и является приоритетным в нашей дипломатической службе. Я прошел отличную школу, работал с выдающимися советскими и российскими дипломатами.

9. Вопрос: Довольны ли Вы, как складывалась Ваша карьера?

Ответ: Думаю, что я уже ответил на этот вопрос. В целом жаловаться не приходится. Перед приездом в Тбилиси, я руководил Департаментом Северной Америки, одним из ведущих подразделений МИД, был членом Коллегии Министерства, у меня ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Дипломатия это не развлечение, как многие думают, - приемы, шампанское, хорошее времяпрепровождение. На самом деле это тяжелая работа, требующая максимальной концентрации. Работа, в которой должны проявляться многие человеческие качества: доброжелательность, умение общаться с людьми, не только говорить, но и выслушивать их. Необходим широкий кругозор, конечно, владение иностранными языками, знание и понимание той страны, где ты работаешь и т.д. В целом дипломатия объединяет в себе многие профессии, например, журналистику - умение хорошо писать - это тоже одна из отличительных черт дипломата.

10. Вопрос: Что для Вас значат Россия и Грузия?

Ответ: Я являюсь гражданином Российской Федерации, защищаю и буду защищать ее интересы. Я очень люблю свою родину, российский народ, который считаю самым талантливым. Несмотря на все невзгоды и беды, народ России всегда выходил победителем. Убежден, что и в этот раз мы справимся со всеми трудностями. В то же время, я люблю и Грузию, где у меня очень много близких и верных друзей, отношения с которыми прошли испытание временем и расстоянием.

11. Вопрос: С какими надеждами Вы возглавили Российское Посольство в очень тяжелый для двусторонних отношений период?

Ответ: Считаю, что сейчас напряжение несколько спало. Надеюсь, что это начало нового позитивного этапа в российско-грузинском сотрудничестве. Хотя я реалист и понимаю, что те проблемы, которые существуют между двумя странами, еще далеки от решения. Важно, однако, чтобы наши отношения не становились заложниками той или иной проблемы. Я сторонник того, чтобы возникающие сложности решались до того, как они превращаются в серьезные раздражители, решались путем переговоров с использованием всех имеющихся каналов диалога.

Это и будет моей основной задачей. Среди других моих приоритетов - максимальное содействие активизации контактов между обществами и людьми наших двух стран. Я имею в виду связи в сферах культуры, образования, науки и т.д. В этом большой резерв межгосударственных отношений, залог того, что они будут развиваться в нормальном позитивном русле.

12. Вопрос: Как будут строиться Ваши отношения с соотечественниками?

Ответ: Это особо важное направление в работе Посольства. Здесь многое уже делается. Планирую уже в ближайшее время встретиться со всеми организациями наших соотечественников, выслушать их рекомендации относительно нашей дальнейшей совместной деятельности, того, что еще необходимо сделать, чтобы поддержать соотечественников.

13. Вопрос: Каковы перспективы российского военного присутствия в Грузии?

Ответ: Как известно, в ноябре 1999 г. в Стамбуле в контексте Договора по обычным вооруженным силам в Европе было принято совместное заявление России и Грузии. Оно содержало ряд моментов. Во-первых, российская сторона взяла на себя обязательства сократить свои избыточные обычные вооружения и технику, ограничиваемые ДОВСЕ, дислоцированные на территории Грузии. Это было сделано к концу 2000 г. Во-вторых, мы обязались расформировать и вывести российские базы Гудаута и Вазиани. Это обещание также было выполнено. Кроме того, закрыто большое количество других объектов.

Сейчас много разговоров относительно базы в Гудауте. Хочу подчеркнуть, что в результате ее посещения летом прошлого года представители ОБСЕ подтвердили, что Россия выполнила все свои обязательства по сокращению военного присутствия в Грузии.

В Тбилиси, однако, считают необходимым проведение полномасштабной инспекции в рамках ДОВСЕ. Мы к этому готовы. Но в соответствии с процедурами протокола об инспекциях Договора грузинская сторона должна взять на себя решение всех организационных вопросов по приему инспекции.

В Стамбуле были приняты и другие решения. В частности, Тбилиси взял на себя обязательства предоставить нам право на временное развертывание российских вооружений и техники на военных базах Батуми и Ахалкалаки, а также - об этом, кстати, часто забывают - способствовать созданию необходимых условий для сокращения и вывода российских сил. Стороны договорились провести переговоры о сроках и - хочу это особо подчеркнуть - порядке функционирования военных баз в этих городах.

Переговоры на этот счет ведутся уже продолжительное время. После паузы, вызванной известными событиями, они недавно возобновились - в Тбилиси в декабре прошли очередные консультации военных экспертов. В январе-феврале состоится их новый тур. После этого должно пройти заседание соответствующей двусторонней комиссии.

Мы четко заявляем, что настроены на закрытие своих баз. Но мы не можем допускать повторения горького опыта вывода наших войск из Германии и ряда других стран, когда наши солдаты, которые честно служили своей Родине, достойно выполняли свой долг, оказались по существу в чистом поле. Та ситуация привела к серьезной напряженности не только в Вооруженных силах, но и в обществе в целом.

Наши выкладки показывают, что наиболее оптимальный срок - 11 лет. Надо найти новый район дислокации в России, построить военные городки, подготовить процесс вывода баз и начать его. Соглашаться на срок в три года, как предлагает грузинская сторона, мы не можем и по финансовым причинам. На решение всех вышеперечисленных задач потребуется около 200 млн.долл. Выделить такие средства в такой срок мы просто не можем.

Я надеюсь, что наши партнеры учтут эти озабоченности и нам в конечном итоге удастся найти взаимоприемлемый компромисс.

14. Вопрос: Какова позиция России по поводу вступления Грузии в НАТО?

Ответ: Мы считаем, что решение о расширении Североатлантического союза - ошибка. Этот процесс не укрепит безопасности ни НАТО, ни стран, которые входят или стремятся войти в него. Скорее речь идет о попытке руководства в Брюсселе вдохнуть новую жизнь в Союз после распада Варшавского договора и СССР. Действительно, можно ли, находясь в здравом уме, представить себе, что какая-либо страна в состоянии реально угрожать НАТО или какому-нибудь государству в Европе?

С другой стороны, мы понимаем, что у России нет права вето. Любая страна в праве сама выбирать себе союзников, входить в те или иные союзы.

Главное заключается в том, что НАТО должна трансформироваться (и это, надо признать, происходит) в сторону сокращения военного компонента. Мы уже сейчас не видим, чтобы от НАТО исходила военная угроза России. Более того, в последние годы мы все более плотно и активно взаимодействуем. Пример этому - создание Совета Россия - НАТО (т.н. "двадцатка"), где каждый его член выступает в национальном качестве.

Сейчас нам всем угрожает международный терроризм. Очень остро стоит проблема распространения оружия массового уничтожения. Противостоять этим угрозам можно только сообща, объединив усилия. Только тогда мы можем обеспечить международную безопасность и стабильность.

15. Вопрос: Недавно отмечался Новый год. Как Вы относитесь к этому празднику? Любите ли Вы получать подарки?

Ответ: Кто же не любит праздников, подарков. И я люблю, но люблю и дарить, потому что это радость не только для того, кому ты подарил, но и для тебя.

Поздравляю всех с прошедшими новогодними и рождественскими праздниками. Желаю всем счастья, благополучия, чтобы в вашей жизни в наступившем году было больше радости и меньше огорчений.

Как по Вашим прогнозам сложится судьба ГРВЗ? Каковы перспективы российского военного присутствия в Закавказье?

Вы знаете, что в соответствии со Стамбульскими договоренностями Россия должна была вывести свои военные база из Вазиани и Гудаута - и мы это сделали, наши страны должны были сесть за стол переговоров, чтобы достичь согласия по процедуре вывода РВБ из Ахалкалаки и Батуми - такие переговоры в свое время были начаты, не прекращались и ведутся в настоящее время. Да, они идут не просто, т.к. позиции сторон по ряду вопросов, в т.ч. относительно необходимых сроков вывода баз, расходятся, но мы продолжаем встречаться и стараемся сблизить наши подходы по этой проблематике. Как Вы знаете, в декабре в Тбилиси состоялась очередная встреча на уровне экспертов по военным вопросам, уже существует принципиальная договоренность о проведении нового раунда переговоров в начале следующего года.

К сожалению, я должен констатировать, что СМИ обеих стран играют не лучшую роль в деле создания благоприятного или хотя бы нейтрального фона вокруг вывода РВБ из Грузии, да и некоторых других проблемных вопросов двусторонних отношений. Зачастую информация искажается или делаются некорректные комментарии. В качестве примера могу назвать недавнее обсуждение и принятие парламентом Грузии постановления о налогообложении РВБ, вокруг которого пресса создала атмосферу настоящей враждебности. Поэтому хотел бы воспользоваться случаем и призвать и грузинских, и российских журналистов быть пообъективнее, не стараться "заработать очки" путем публикации скандальных материалов, которые наносят ощутимый вред нашим странам и народам.

Что касается российских предложений по 11-летнему сроку вывода оставшихся РВБ из Грузии, то хотел бы также еще раз подчеркнуть, что они обусловлены отнюдь не нашим желанием как можно подольше "потянуть" время, а объективной реальностью. На базах служит большое число военнослужащих, там находится значительное количество военной техники. Необходимо создать соответствующую инфраструктуру в России, чтобы было куда перебрасывать людей и вывозить имущество, а это требует значительного финансирования, которое бюджет нашей страны не может себе позволить в более сжатые сроки. Нельзя вывести базы просто в "чистое поле". Грузинская сторона с пониманием относится к нашим озабоченностям. Это подтверждают и слова президента Грузии Э.Шеварднадзе о том, что в вопросе вывода РВБ из Грузии будут учитываться существующие реалии. Надеемся, что в скором времени мы сможем достичь компромисса.

2. Какова позиция России по поводу вступления Грузии в НАТО?

Наша позиция по этому вопросу была неоднократно озвучена российским руководством, в т.ч. президентом В.В.Путиным, министрами иностранных дел и обороны И.С.Ивановым и С.Б.Ивановым.

Грузия - суверенное государство и имеет право вступать в любые международные и региональные организации. В то же время мы считаем, что последние заявления руководства Грузии о своем поспешном желании вступить в НАТО продиктованы не столько решением каких-то конкретных задач, а чисто политической конъюнктурой.

Мне кажется, что не лучший способ делать серьезные политические шаги, обусловленные лишь желанием отомстить соседнему братскому государству за, якобы, проводимую им недружественную политику.

Вы знаете, как Россия в целом относится и к механическому расширению НАТО. Мы однозначно квалифицируем его как ошибку. Никому - ни самой НАТО, ни новым членам - прибавки безопасности расширение не даст. К тому же до сих пор неизвестно - от кого собираются "оборонять" новых членов. Расширение неизбежно затрагивает интересы безопасности России. Ни одно государство в мире не может оставаться безучастным к тому, что происходит на его рубежах. В полной мере это относится и к России. В этом контексте особое значение будет иметь соблюдение странами НАТО обязательств проявлять сдержанность в военной сфере и строгое соблюдение договоренностей в области контроля над вооружениями, прежде всего адаптированного ДОВСЕ.

Но, еще раз повторюсь, государства, которые изъявляют желание вступить в НАТО, имеют на это право и помешать им мы не можем. Однако сегодня существует альтернатива - равноправное сотрудничество по типу Совета Россия-НАТО. Оно не только открывает путь к качественно новым отношениям между сторонами, но и объективно содействует трансформации самого альянса в направлении, которое отвечает интересам общеевропейской безопасности. Совет призван создать механизм совместной ответственности за поддержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, обеспечить возможность всем участникам взаимодействовать на равноправной основе и в национальном качестве в тех областях, где есть общие интересы: борьба с терроризмом, миротворчество, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, европейская система ПРО и некоторые другие.

http://www.georgia.mid.ru/interv/07.html

январь 2003 г.


Док. 477020
Перв. публик.: 15.01.03
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 221

  • Чхиквишвили Владимир Ираклиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``