В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `Gеоrgiа Тоdаy` (апрель 2003 г.) Назад
Интервью Посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `Gеоrgiа Тоdаy` (апрель 2003 г.)
1. Прокомментируйте, пожалуйста, позицию России по поводу войны в Ираке...

В последние месяцы Россия вместе с большинством других стран предпринимала энергичные усилия, направленные на то, чтобы не допустить войны и выйти на политическое урегулирование иракской проблемы. В результате этой работы, включавшей в себя и меры воздействия на Багдад, удалось добиться возобновления деятельности международных инспекторов в Ираке на основе резолюции 1441 СБ ООН.

Надо особо отметить, что иракские власти достаточно добросовестно сотрудничали с инспекторами, которые не нашли каких-либо свидетельств сокрытия Багдадом ОМУ (кстати, подтверждения этому не было найдено и в ходе военных действий, продолжающихся уже две недели).

Тем не менее, Вашингтон и Лондон, вразрез с Уставом ООН и в обход СБ ООН, все же сделали выбор в пользу силовой акции, тем самым взяв на себя ответственность за все ее негативные последствия. Этот шаг вызвал серьезное неприятие со стороны мирового общественного мнения. Свидетельство тому - массовые антивоенные выступления, которыми охвачен весь мир, включая США и Великобританию. Показателен и тот факт, что даже авторитетные политические деятели США, в частности, экс-государственный секретарь Мадлен Олбрайт, заявили о том, что удар по Ираку станет "первой в истории США войной, на которую они идут при отсутствии прямой угрозы".

Сейчас делаются ссылки на то, что военную акцию поддерживают 45 государств, но, во-первых, позиции правительств этих стран по большей части не совпадают с мнением граждан, а, во-вторых, не надо забывать, что международное сообщество включает более 200 государств.

Россия считает военную акцию против Ирака серьезной ошибкой, которая уже привела к жертвам среди мирного населения. Неизбежны и долгосрочные последствия для региональной и глобальной стабильности, единства международной антитеррористической коалиции, а также гуманитарного, экологического и экономического характера.

Война в Ираке может привести к дестабилизации на Ближнем и Среднем Востоке, негативно сказаться на ближневосточном урегулировании, еще больше обострить отношения между противоборствующими в регионе силами. А это в свою очередь даст новый толчок к радикализации исламских фундаменталистов, вызовет новую волну терроризма. События в Ираке уже сопровождаются нарастающими террористическими актами в самых различных районах мира. Так, в ливанской столице бомбы взорвались у Консульства Великобритании и здания Британского Совета, в Бахрейне - на территории военной базы США, а в крупном эквадорском портовом городе Гуаякиль аналогичному нападению подверглось английское Генконсульство.

Пример использования силы против Ирака может укрепить стремление целого ряда стран к приобретению ядерного оружия и других видов ОМУ. На этой почве возникает тяга к сотрудничеству между находящимися под угрозой режимами и террористическими организациями, стремящимися к обладанию ОМУ. Таким образом, усиливается угроза ядерного, химического и биологического терроризма, а также наносится серьезный удар по режимам нераспространения.

Односторонние действия США и Великобритании уже привели к серьезным разногласиям в антитеррористической коалиции, а также между США и Европой. К сожалению, прослеживаются и попытки создать в мире новые разделительные линии по принципу "кто не с нами, тот против нас". Ущерб единству международного сообщества в конечном итоге на руку тем силам, против которых направлена антитеррористическая коалиция. Чревата расколом мирового сообщества, которому сейчас как никогда необходимо единство и сплоченность перед лицом новых угроз и вызовов, и линия на насильственную смену легитимно существующих режимов, насаждение своей модели государственного устройства.

Геополитические последствия силовой операции против Ирака будут не просто чувствительными, а во многом труднопреодолимыми. В условиях процессов глобализации масштабный вооруженный конфликт, далеко выходящий за сугубо региональные рамки, может затронуть саму основу нынешнего миропорядка, еще более затруднит формирование новой архитектуры международной безопасности.

Поэтому мы выступаем за немедленное прекращение военных действий, скорейшее возвращение иракского вопроса в правовое поле. В этих целях нами осуществляются интенсивные контакты с широким кругом государств.

При этом центральную роль в иракском урегулировании несомненно должен играть СБ ООН, несущий по Уставу ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Важно, что на заседании СБ ООН 19 марта, созванном по инициативе России, удалось принять решение Совета о том, что международные инспекции не прекращаются, а приостанавливаются. Таким образом, сохраняется возможность вернуться к завершению мандата ЮНМОВИК и МАГАТЭ, как только для этого возникнут необходимые условия.

Решение иракского вопроса должно осуществляться на основе резолюций Совета Безопасности ООН при учете законных интересов иракского народа, уважении суверенитета и территориальной целостности этой страны.

2. Согласны ли Вы с утверждением, что иракская проблема стала свидетельством утраты ООН ее роли в международных отношениях?

Конечно, односторонние действия бьют по авторитету ООН. Но ООН и ее Совет Безопасности - и это, кстати, признают и в Вашингтоне, и в Лондоне - по-прежнему играют ключевую роль в деле поддержания международной безопасности и стабильности. Характерно, что из этих столиц уже начали раздаваться голоса в пользу того, чтобы поствоенное урегулирование в Ираке проходило под эгидой ООН.

Россия полностью поддерживает эту точку зрения и считает, что при любых обстоятельствах ООН в иракских делах должна выполнять определяющую, полновесную, а не обслуживающую функцию. При этом мы осознаем важность реформирования механизма ООН с тем, чтобы адаптировать этот институт к постконфликтному этапу. И консультации на этот счет ведутся.

3. Как Вы думаете, может ли война в Ираке отрицательно сказаться на российско-американских отношениях?

Мы против того, чтобы наши разногласия с США по иракской проблеме вели к подрыву основ наших отношений с Соединенными Штатами Америки. К тому же, у США существуют разногласия и с другими странами, включая даже те, с которыми у них установились отношения более высокого уровня. Внутри той же НАТО ее членам не удалось достичь единства по иракской проблеме.

Мы не скрываем своих оценок действий Вашингтона, которые считаем в том, что касается войны в Ираке, ошибочными, но это отнюдь не должно наносить ущерб интересам долгосрочного партнерства между нашими странами. Это партнерство носит стратегический характер и имеет самостоятельное значение как один из ключевых факторов глобальной стабильности. У нас много областей, где интересы России и США совпадают. Например, по такому важнейшему вопросу, как борьба с новыми вызовами и угрозами. Хотелось бы особо подчеркнуть, что при наличии разногласий по иракской проблеме наши страны продолжают поддерживать интенсивный диалог, в т.ч. на высшем уровне, что также свидетельствует о прочности российско-американского сотрудничества.

4. Как Вы оцениваете позицию Грузии по поводу войны в Ираке? Не могут ли разногласия осложнить российско-грузинские отношения?

Подход грузинской стороны к иракской проблеме расходится с нашим, но Грузия - суверенное государство и само определяет выгодность для нее занятия той или иной позиции. Конечно, нам не безразлично, какой внешнеполитический курс проводит наш сосед, с которым нас объединяют многовековые узы дружбы, но главным остается стремление России к развитию плодотворного, взаимовыгодного российско-грузинского сотрудничества и взаимодействия. И мы рассчитываем на встречное движение Грузии на этом направлении.

5. Обострят ли события в Ираке ситуацию в Чечне?

Не думаю. Уже после начала войны в Ираке - 23 марта - в Чеченской Республике состоялся референдум по проектам Конституции, законов о выборах президента и парламента ЧР, который прошел в спокойной обстановке. Тем самым был сделан важный шаг в процессе политического урегулирования, активно идущем в Чечне.


http://www.georgia.mid.ru/interv/16.html

апрель 2003 г.


Док. 477016
Перв. публик.: 15.04.03
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 239

  • Чхиквишвили Владимир Ираклиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``