В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `24 часа` (июль 2003 г.) Назад
Интервью посла России в Грузии В.И.Чхиквишвили газете `24 часа` (июль 2003 г.)
1. Совсем недавно Верховным советом Абхазии (Тбилиси), СНБ и парламентом Грузии был принят ряд решений по абхазской проблеме. В частности, они предусматривают задействование главы 7-й Устава ООН. Как Вы относитесь к этим решениям?

Во-первых, хочу сказать, что право любого государства, государственного органа выдвигать предложения, связанные с обращением в ООН и другие международные организации.

Как будет рассмотрен этот вопрос, мне сложно сказать. У меня складывается впечатление, что ООН скорее всего не пойдет на принятие такого решения, причем дело будет не только в позиции России. Если убрать российский фактор, то все равно большинство стран-членов СБ ООН вряд ли поддержит это решение. По ряду причин. Поэтому я считаю, что выдвинутые предложения бесперспективны.

Что касается нашей позиции, то мы считаем, что в тот момент, когда начались достаточно интенсивные переговоры - как в рамках сочинских договоренностей президентов России и Грузии, так и в рамках женевского процесса, встреч Группы друзей Генсека ООН по Грузии, которых, скажем, полгода назад не было, - контрпродуктивно выдвигать такие вопросы и требования. Потому что, во-первых, это мешает данным процессам, ведет к ужесточению позиции абхазской стороны и, во-вторых, отдаляет грузинскую и абхазскую стороны друг от друга. Вы знаете, что кроме 7-й главы там есть еще вопрос о геноциде и этночистках. Естественно, когда вы обвиняете другую сторону, то ее позиции в переговорах, вольно невольно, будут ужесточаться..

Говоря о самих процессах Сочи и Женевы. В рамках сочинских договоренностей созданы три профильные группы. Они работают как в двустороннем, так и трехстороннем формате, с привлечением международных организаций. По первому треку - энергетическому - вся подготовительная работа уже почти завершена, и, может быть, в ближайшее время будет подписан документ, на основе которого начнется практическая работа. А это означает рабочие места, приток российских инвестиций, реабилитацию каскада "Ингури ГЭС", т.е. дополнительную энергию, которая пойдет в Грузию, Абхазию и Россию. По железнодорожному сообщению: я думаю, что в августе уже будет создана специальная экспертная группа, которая начнет обследование всего полотна. Здесь существует масса технических проблем, связанных с тем, что полотно много лет не эксплуатировалось, есть районы, где лежат мины, надо восстанавливать мосты и т.д. Я уверен, что восстановление железной дороги в первую очередь выгодно Грузии: это легкий и дешевый путь выхода грузинских товаров на российский рынок и дальше и наоборот. Существует также армянский фактор. Что касается беженцев, то также состоялась одна встреча групп. Стороны обменялись своими концепциями, ООН высказала свои соображения. Думаю, что в ближайшее время состоится и вторая встреча.

По Женеве. Недавно в Сухуми состоялась грузино-абхазская встреча по гарантиям безопасности под председательством спецпредставителя Генсека ООН по Грузии и при участии послов стран-членов ГДГ. 21-22 июля пройдет вторая очередная встреча высоких представителей Группы друзей в Женеве. Впервые для участия в ней приглашены грузинская и абхазская стороны. Т.е. работа идет. Другое дело, что очень сложно сейчас решать все проблемы, но перспективы у мирного процесса есть.

2. Господин Посол, какова сегодняшняя позиция России в грузино-абхазском конфликте? Собирается ли Россия принимать какие-то решения в ответ на предложения грузинской стороны?

Позиция Российской Федерации чрезвычайно транспарентна. Она неоднократно озвучивалась, в т.ч. Президентом В.В.Путиным. Есть очень емкая формула, которая разъясняет российскую позицию: решение абхазской проблемы можно найти только в рамках территориальной целостности Грузии при соблюдении прав многонационального народа Абхазии.

Какие-то ответные действия мы предпринимать не собираемся. Естественно, если вопрос будет обсуждаться в СБ ООН, то мы выскажемся против. Мне неудобно это говорить как дипломату, но мое личное впечатление, что этот всплеск событий, три решения в известной степени были мотивированы внутриполитической ситуацией, приближающимися выборами и т.д.

3. Как Вы относитесь к тому, если грузинская и абхазская стороны будут вести диалог без участия России? Вы знаете, что в Грузии существуют антироссийские настроения, мнение, что Россия только мешает, что без нее грузино-абхазский конфликт будет быстро урегулирован...

Сейчас ряд лидеров заявляют о том, что это - российско-грузинский конфликт, но я на 100% уверен, что это - грузино-абхазский конфликт. И Россия здесь выступает лишь как посредник. Поэтому главное, что надо сделать - восстановить каналы связи, диалог между грузинской и абхазской сторонами. В этом плане многое делалось. Состоялось три встречи по мерам доверия. Это встречи общественности и политиков двух стран. По ряду причин, прежде всего из-за рейда Гелаева, этот диалог немного заглох, но я знаю, что сейчас есть идеи его возобновить. В частности, наше официальное предложение - провести очередную встречу по мерам доверия. Кроме того, я знаю, что идут контакты по линии НПО. Мы несколько раз встречались с женскими организациями. Есть молодежные организации. Мы помогаем поездке грузинских и абхазских детей в летние лагеря. Если все эти контакты активизируются, будет просто прекрасно. И мы это только поддерживаем.

Хотел бы также сказать об экономических взаимоотношениях Грузии и Абхазии. Меня несколько удивляет, что длительное время существовавшие между ними экономические связи, разорваны. Это очень серьезная проблема. Восстановление экономического сотрудничества - важный шаг к решению конфликта. Поэтому мы и предложили и железную дорогу, и Ингури как элементы экономической реабилитации.

Что касается того, что в Грузии доминируют антироссийские настроения. Я не согласен с такой оценкой. Этот тезис, кстати, культивируется и в российской прессе. Я по долгу службы и по своей жизни немного знаю настроения здесь. Я думаю, что это надуманно и во многом искусственно. Те столетия, которые мы жили вместе, и те связи, которые между нами имеются, - чисто человеческие, в сферах культуры, образования, говорят о том, что это просто глупо. Подавляющее большинство и в России, и в Грузии выступает за развитие нормальных отношений между нами. Просто есть политики, которые играют на реальных проблемах, которые существуют в наших отношениях, с целью их осложнения. Проблемы, конечно, реальны. Помимо абхазской, я должен со всей откровенностью сказать о проблеме терроризма. Она немножко с иронией воспринимается Грузией, но поверьте мне, у нас есть серьезные основания, чтобы говорить о ней.

4. В Грузии существуют силы , которые на нынешней ситуации на абхазском направлении делают деньги. Есть ли такие силы в России?

Я думаю, что это глобальная проблема, потому что, к сожалению, многие страны разрозненны, а криминальный бизнес интернационален. Мне сложно судить, т.к. я этой стороной конфликта не занимаюсь, но, наверное, есть криминальные структуры и в России, и в Абхазии, и в Грузии, которые делают на этой ситуации деньги. Скрывать это было бы глупо. В принципе эти силы не заинтересованы в поисках урегулирования, потому что, если наступит стабильность, то они лишатся в какой-то степени своих доходов.

5. В Грузии считают, что решение абхазской проблемы - ключ к урегулированию всех проблем в Южном Кавказе. Вы согласны с такой точкой зрения?

Я считаю, что любые конфликты мешают стабилизации ситуации. Если брать Южный Кавказ, то это не только абхазская, но и нагорно-карабахская проблема, а отсюда - проблема взаимоотношений Азербайджана и Армении, есть другие вопросы. Так что существует целый комплекс проблем.

6. Изменилось ли что-то в российско-грузинских отношениях с тех пор, как вы стали Послом России в Грузии?

Для меня многое изменилось. А если серьезно, то мне сложно судить. Я вообще считаю, что роль личности в истории, конечно, - важный фактор, но в принципе другие моменты играют значение. На мой взгляд, более интенсивным стал диалог между нашими странами. Это очень важно. Если брать отрезок в 6 месяцев, то состоялось 2,5 встречи президентов. Половина - это в Санкт-Петербурге во время празднования 300-летия, потому что там была очень короткая беседа. Были продолжительные беседы в Киеве и Сочи. Вы знаете, что случилось в Сочи. Это, кстати, и доказывает, что Россия пытается найти пути урегулирования. Потому что мы могли не выдвигать эти предложения, просто сидеть и ждать, но все-таки мы посчитали, что после этой паузы необходимо активизировать процесс, и отсюда родились сочинские предложения. Кроме того, идут другие контакты. Неплохо развиваются, особенно последнее время, межпарламентские связи. Я считаю это очень важным, потому что от парламентов многое зависит. Сегодня я поеду встречать очередную нашу парламентскую делегацию во главе с зам. председателя Госдумы В.Лукиным. Т.е. контакты идут, что меня очень радует, потому что именно в контактах должна устанавливаться истина. По их итогам каждая из сторон анализирует аргументы друг друга. Это полезно, потому что подчас существует неправильная интерпретация нашей политики здесь и наоборот. Логика событий подвела к тому, что активизировались контакты между нашими странами, а когда это происходит, то увеличиваются шансы найти развязки по существующим проблемам. Когда стороны вообще не разговаривают, как грузинская и абхазская, то и возникают сложности.

7. Вопрос относительно Римского статута. О целесообразности его ратификации Грузией часто спорят. Какова позиция России в этом вопросе?

Россия подписала Римский статут. Мы в принципе поддерживаем решение о создании Международного уголовного суда, решение Грузии присоединиться к статуту. Я считаю, что в нашем глобальном мире должна быть структура, которая охватывала бы криминальные вещи, которые происходят в мире.

8. Какова роль СНГ в деле урегулирования грузино-абхазского конфликта?

СНГ играет ключевую роль, потому что в рамках Содружества был принят целый пакет решений по абхазским делам, где однозначно подчеркивалась важность достижения политического урегулирования конфликта. На основе мандата Совета глав государств СНГ действует миротворческий контингент. Надеюсь, что эта роль будет продолжена.

Что касается самих миротворцев, то это болезненный вопрос, и прежде всего для нас. Потому что нас обвиняет ряд лидеров в том, что мы не делаем. Если исходить из мандата, то все эти годы миротворцы сохраняли мир в зоне конфликта. Около ста наших миротворцев погибло. Мы несем значительные материальные расходы. Наш президент однозначно заявил, что если одна из сторон в конфликте официально обратится к нам с просьбой о выводе миротворцев, это будет сделано достаточно быстро. Соответствующие планы уже есть.

9. Вот тот анекдот, который появился, что мандат продлен на 25 лет...

Я удивлен, почему эта проблема возникла. Вопрос обсуждался в Сочи, и после Сочи была информация. И вдруг после выступления президента Украины все "загорелось". Раньше продление делалось каждые полгода, что создавало проблемы и для нас, и для Грузии, и для Абхазии. Поэтому было принято решение перейти на "бессрочный" формат продления.

10. Насколько приемлема для России интернационализация миротворческой операции?

Я считаю, что это не совсем правильный подход. В данный деликатный момент создавать какие-то новые структуры, выводить, вводить контингенты просто ненужно. Но если будет соответствующее решение ООН или СНГ, то мы ему естественно подчинимся.

11. Господин Посол, последний вопрос. Где все-таки находятся ключи грузино-абхазского урегулирования, в Грузии или за ее пределами?

Ключи находятся в Тбилиси и Сухуми. На мой взгляд, наша функция - я имею ввиду не только Россию, но и все международное сообщество, ООН, Группу друзей - заключается в том, чтобы эти ключи не заржавели, чтобы замок был хорошо смазан и не скрипел, чтобы когда ключ был вставлен, дверь открылась.

http://www.georgia.mid.ru/interv/25.html

июль 2003 г.


Док. 477010
Перв. публик.: 15.07.03
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 244

  • Чхиквишвили Владимир Ираклиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``