В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Илья Константинов: `Первые 100 дней Дмитрия Медведева` Назад
Илья Константинов: `Первые 100 дней Дмитрия Медведева`
Итак, первые 100 дней президентства Дмитрия Медведева миновали. Эта символическая цифра считается точкой отсчета политической зрелости главы государства еще со времен Наполеона Бонапарта. Тогда, в 1815 году, бежавший с Мальты опальный император в течение двух недель овладел Францией под бурные овации народа, а через сто дней, потерпев сокрушительное поражение под Ватерлоо, позорна капитулировал. Некоторые аналитики, особенно из либерального лагеря, предсказывали похожую судьбу и Дмитрию Медведеву. Утверждалось, что он был и останется марионеткой и тенью Владимира Путина, обреченной слепо следовать в фарватере политики предшественника.

Эти предсказания не сбылись. Внутренняя и особенно внешняя политика России в последнее время претерпевает существенные изменения.

То, что Владимир Путин остается влиятельнейшим и авторитетнейшим политиком в России - очевидно. Общеизвестно и то, что на всех ключевых постах в госаппарате по-прежнему находятся его ставленники. Но следует ли из этого, что Дмитрий Медведев является марионеткой в руках премьер-министра? Или все-таки в верхних эшелонах происходит перераспределение политических ролей, идет борьба за власть и влияние между несколькими элитарными кланами? Есть ли признаки того, что президент осваивает пространство властных полномочий, отведенное ему действующей Конституцией России?

Еще в мае, известный своей близостью к вновь избранному президенту, глава Института современного развития Игорь Юргенс выступил с сенсационным заявлением об ожесточенной борьбе, развернувшейся в верхних эшелонах власти между Дмитрием Медведевым и сторонниками продолжения жесткого курса. В интервью агентству "Рейтер" он заявил: Идет тихая война, и она будет продолжаться еще какое-то время... Если он (Медведев) не создаст в этой борьбе коалицию, он проиграет, как некоторые прошлые реформаторы в российской истории... Если же ему удастся выстроить подобную коалицию, он победит.

Заявление Юргенса вызвало целую бурю в российских и зарубежных СМИ. Еще бы: Медведев вместе с либералами ведет войну с силовиками! Кто кого?

Однако, последние события, связанные с конфликтом в Южной Осетии и Абхазии заставляют усомниться в правомерности прямого противопоставления политики Дмитрия Медведева интересам силовых структур. Напротив, именно Президент России выступает рупором сторонников жесткого курса в отношении Грузии.

Разумеется, определение внешнеполитической линии Российской Федерации - конституционная прерогатива Президента.

Но то, как Дмитрий Медведев озвучивает позицию России в кавказском конфликте, насколько уверенно и жестко держит он себя в этой кризисной ситуации, свидетельствует, на мой взгляд, о его искренней убежденности в целесообразности проведения весьма твердого внешнеполитического курса.

Конечно, это не отменяет законов борьбы за власть: политическая власть в нашей стране едина и неделима. И концентрируется она всегда в одних руках.

Насколько преуспел молодой президент в этой борьбе? Эксперты считают, что Медведев добился вполне определенных успехов в установлении тесного контакта с судейским сообществом России. Косвенным подтверждением тому может служить его недавнее заявление на заседании Совета законодателей РФ, в котором он решительно высказался за укрепление независимости судей законодательными мерами. И, хотя предложения Медведева далеки от реализации, симпатии судейских уже, несомненно, на его стороне.

Но по-настоящему серьезную заявку на власть президент сделал совсем недавно. На состоявшемся в Горках совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров Дмитрий Медведев огласил основные принципы новой кадровой политики российского государства. Он констатировал необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране и предложил инструмент для этого - формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров.

Пока это только благие пожелания, поскольку отсутствует механизм реализации предлагаемой новой кадровой политики, не выработаны принципы, по которым будет осуществляться отбор кадров, насколько значительна будет президентская квота, и каких именно должностей она будет касаться. Тем не менее, заявка сделана: Медведев открыто и ясно заявил, что намерен лично заниматься расстановкой людей на ключевые должности в госаппарате. В случае реализации этого предложений президент получит доступ к реальным рычагам политической власти.

Насколько он к этому стремится? А если стремится, то какова та социальная база, на которую Медведев может опереться в борьбе за власть?

Первые сто дней президентства Медведева демонстрируют довольно противоречивую картину взаимоотношений в тандеме Путин-Медведев. Основные рычаги власти остаются в руках премьера. В активе Путина устоявшийся авторитет, стабилизация страны, вертикаль власти и восстанавливающаяся экономика. Задачи периода стабилизации в основном выполнены.

Перед нашей страной в полный рост встала проблема развития. Каким путем идти? Продолжение политики прежних лет означает сохранение экстенсивной экономики с упором на сырьевые отрасли. Это плодотворная база для авторитарно-бюрократического государства, расцвета коррупции и чиновничьего произвола. Такая экономика не нуждается в развитом гражданском обществе, политических свободах, независимой прессе.

Но это путь в некуда. Еще 10-15 лет и природные богатства России окажутся на грани исчерпания. Значит, необходима ускоренная модернизация, основанная на инновационной экономике. Такой путь предполагает развитие наукоемких отраслей, социальной сферы, умножение "человеческого капитала".

Движение в направлении постиндустриального информационного общества, или как его иногда называют "общества знаний", невозможно без перестройки всей системы общественных отношений, модернизации государственного аппарата, политической системы, гражданского общества. Только в таких условиях может сформироваться гражданин и работник нового типа - свободный, активный, инициативный, образованный.

От нового президента России ждут ясных сигналов, свидетельствующих о переходе к новой политике. Пока эти сигналы звучат слабо и робко. Медведеву приходится действовать в вязкой административной среде. Он нуждается в поддержке общества, особенно его активной политизированной части. Без такой поддержки, без инициативы снизу никаких принципиальных перемен в нашей стране ждать не приходится.

Илья Константинов
15.08.2008
www.nasledie.ru

Док. 476792
Опублик.: 15.08.08
Число обращений: 102

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``