В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Любовь Казарновская: `Мне мало только петь` Назад
Любовь Казарновская: `Мне мало только петь`
Ее называют русским чудом и образцом оперной звезды сегодняшнего дня. Она дружна с самыми великими музыкантами планеты. Пела на самых прославленных мировых сценах. Своим последним открытием назвал ее маэстро Герберт фон Караян.

Ее женственная красота, талант и ум - симбиоз качеств, не часто встречающийся у оперных певиц. Любови Юрьевне повезло во всем. Папа-генерал и мама-филолог дали ей счастливое детство и наградили не только яркими способностями, но и упорством, и огромным трудолюбием. Родилась в Москве, детство провела с родителями в Германии. Окончила Гнесинское училище, консерваторию, стала примадонной в театре Станиславского, где за очень короткий промежуток времени спела весь репертуар. Потом перебралась в Ленинград. В Кировском (ныне Мариинский) театре также перепела все. Там ее "нашел" австрийский импресарио Роберт Росцик. Он увез талантливую россиянку для прослушивания в Вену, после чего Любовь получила контракты с лучшими оперными театрами Европы и Америки. А Росцик предложил ей руку и сердце. Бракосочетание в Вене, австрийское гражданство. И одно из главных событий жизни, помимо грандиозной карьеры, - рождение сына. С трехмесячного возраста Андрюша ездит с родителями на гастроли. Несколько лет звездная семья жила в Нью-Йорке, полтора года назад перебралась в Москву.

О других фактах из жизни Казарновской я узнала во время недавнего концерта звезды на сцене Челябинской драмы, побеседовав с ней самой и сопровождавшими ее коллегами.


- Что вас сейчас особенно занимает, Любовь Юрьевна?

- У меня есть фонд поддержки оперного искусства России, я намерена осуществлять большие проекты в крупных российских городах, где есть оперные театры. Причем привозить свою "компанию" и вводить солистов местного значения, чтобы они занимались с хорошими педагогами, которых я тоже буду привозить, изучали итальянский или немецкий стиль, знакомились с тем мировым репертуаром, который у нас в театрах, к сожалению, не идет. В этом году я начала цикл концертов "Любовь Казарновская и ее друзья". Хочу познакомить Россию с теми исполнителями, которых она совсем не знает. Знаете ли вы имя аргентинца Хосе Курра? Оно гремит во всем мире, а у нас неизвестно. Это тенор, последователь Доминго, Паваротти, Каррераса. Но сейчас его чтят даже больше. В конце октября в Москве будем петь с ним. Я получила согласие Паваротти, он в декабре тоже приедет петь в нашу столицу. В рамках этого цикла я представляла недавно Франко Бонизолли, солиста Ла Скала. Он там дебютировал с партией Рудольфо, и дирижер Мутти сказал, что за этим лирическим тенором большое будущее.

- В общем, вы выступаете просветителем?

- Называйте это, как хотите. Мне нравится моя акция, потому что это какая-то новая струя в жизни российской оперы. Наша публика изголодалась, истосковалась по чему-то очень яркому, звонкому, броскому. Все одно и то же: одни и те же имена тусуются, одни и те же названия в репертуарах. Хочется оживления. Ну а, кроме того, люди, которые хорошо меня знают, полагают, что мне необходима какая-то социальная нагрузка.

- Вас видят в общественной деятельности?

- Да, и я вам скажу, почему. В отличие от многих вокалистов, у которых вот тут, в голове, лишь пустоты для резонатора, у меня есть кое-что. И господь Бог, и мама с папой умом не обделили. Я знаю в тонкостях проблемы концертной жизни, и не использовать эти знания грех. Плохо, что у нас в России разбрасываются своими, так сказать, кадрами. На Западе, а особенно в Америке, моментально тебя, как они говорят, абсорбируют, засасывают: "А-а, вы это знаете и это знаете. Давайте ваши знания нам". Они знания покупают. Мы же транжиры: "Подумаешь, Россия большая, людей много, не один, так другой": Не бывает так! Каждый должен занять свою определенную нишу. Так что свое будущее я связываю еще и с какой-то социальной миссией.

- Какой у вас самый любимый партнер по сцене? Есть они?

- Да, есть. У меня два любимых партнера - Паваротти и Доминго. Паваротти блистателен, это некая вокальная машина. А Доминго - актер. Точнее, музыкант, который отдается своей роли на сцене. У Доминго такая сильная концентрация актерско-музыкальная, он растворяет тебя, как растворителем. Настолько, что рядом с ним забываешь, где ты, кто ты. Я обожаю с ним петь.

- А о наших соотечественниках что скажете? Сейчас кумир многих - Николай Басков.

- Я только однажды с ним пела. Талантливый молодой человек. Полтора года назад Коля с его продюсером мне позвонили и попросили ему помочь как оперному певцу. Найти хорошего педагога, поработать над репертуаром, позаниматься. В общем, как-то его сориентировать. Я всегда поддерживаю молодые таланты. К тому же мне казалось, что за этим мальчиком будущее: у него хорошая внешность, прелестный большой голос. Но он пошел совершенно в другой стиль, в эстраду. И я сказала ему: "Коля, пока ты не созреешь для оперы, ничего у нас с тобой не получится". Впрочем, у меня теплится надежда, что это издержки молодости и что все-таки он бросит эту дешевку и пойдет по той дорожке, которая ему намечена Богом.

- Все восхищаются вашей внешностью, фигурой.

- Я считаю неуважением к публике выходить на сцену в плохом виде. Опера - такой же театр. Актер по физическим данным должен соответствовать своему персонажу. Если выходит необъятных размеров 15-летняя Саломея или 19-летняя Тоска, у зрителей реакция отторжения. Они начинают хихикать, шуршать фантиками. Но если актриса под стать образу, это сразу вызывает у публики внимание: "О, красивая". Появляется дальнейший интерес: а как она поет? "И поет хорошо!" Все! Зритель погружается в атмосферу великолепного, роскошного оперного театра. Помню ощущения детства, когда мама повела меня в Большой театр на спектакль "Евгений Онегин", где Татьяна с Онегиным никак не могли поцеловаться, упираясь друг в друга животами. Я засмеялась, потом расплакалась и сказала маме: "Никогда меня больше не води в оперный театр". Так вот я не хочу, чтобы на меня была такая реакция. Поэтому я сижу на диете, бегаю, плаваю.

- А еще говорят, что вы лихачите за рулем. Любите водить машину?

- Люблю, но не в Москве. В Вене я позволяла себе, конечно, безобразные вещи, но там я знала, что мужчины на светофоре мне улыбаются, показывают ручкой: мол, проезжайте. Вежливая Вена, слава Богу, меня миловала. А в Москве я боюсь, потому что там сумасшедшее движение.

- Скажите, кроме работы какое у вас еще наслаждение в жизни?

- Заниматься своей семьей, сыном. Андрей играет на скрипке и на рояле, это отнимает очень много времени. Естественно, мама должна быть рядом. Когда меня нет, он очень переживает, так же, как и муж. Поэтому, когда есть свободная минута, я стараюсь уделить им больше внимания. Еще либо читаю, либо занимаюсь своими тренажерами. Когда я на гастролях, я очень скучаю по дому. Постоянно звоню туда, особенно перед каждым концертом. Потом приходят огромные счета. Думаю, "Билайн" доволен, что есть такая разговорчивая клиентка.


Любовь Орфенова, заслуженная артистка России, аккомпаниатор Казарновской, рассказала:

- Мы с Любашей 20 лет вместе, с тех пор, как она пришла в театр Станиславского после окончания консерватории. Сразу было видно, что она очень талантлива, перспективна. Бесконечно трудолюбивый человек.

- Когда ее привезли в наш театр, она вышла погулять на улицу:

- Потому что сбился режим. Она проснулась позже, чем обычно, и не успела сделать свой обычный моцион. Это важно для ее самочувствия, хотя в принципе, слава Богу, Люба человек здоровый. Круг вокруг театра - просто прогулка, исключительно чтобы подышать воздухом. Ритуал у нее есть перед концертом: поцелует иконку, позвонит сыну, перекрестится. Перед спектаклем целый день ничего не ест. Сидит на воде.

- Звезда мировой сцены не гнушается ездить в глубинку?

- У нее ж сибирские корни, хоть и родилась в Москве.

- Сын Казарновской, должно быть, учится за рубежом?

- Нет, в Москве. Учиться музыке, тем более, игре на скрипке, надо только в России, где очень хорошая школа. Хотя, мне кажется, скрипачом Андрей не будет. Может, дирижером. На всех маминых спектаклях он берет дирижерскую палочку. Андрюша грустит, когда она на гастролях. Но по России Люба уезжает на небольшие сроки, а в длительные гастроли отправляется с мужем и сыном. Ее мама покойная, Лидия Александровна, мне как-то сказала: "Удивительно, Люба может отринуть все бытовое, перешагнуть через все - и к инструменту". Но нельзя жизнь строить только на этом. Она очень хотела ребенка. И Бог ей его послал.

- Такой красавицей не может не интересоваться кинематограф.

- По этому поводу были серьезные проекты. К сожалению, в России они часто лопаются. Мы с ней много записывали материала для каких-то музыкальных фильмов, но результата так и не дождались.

- Говорят, что Казарновская - последняя любовь Караяна.

- Говорят много. Женщинам такой внешности, как у Любаши, всегда приписывают значительно больше, чем есть на самом деле. Когда она поет в "Ночи" Рубинштейна: "Люблю, твоя!", публика взрывается эмоциями. И мужчины, и женщины.

- Она любит дружеские компании?

- Люба большая домоседка. Самое главное для нее - побыть лишний день с ребенком. Это такая отдушина!

- Какой у Казарновской характер?

- Настроение бывает разным. Вот сейчас сын болен гриппом, она очень переживает. А вообще она человек коммуникабельный, легкий, бесконфликтный, несущий добро. Кто общался, говорят, что она как будто ждала встречи именно с ним. Люба умеет выслушать, сопереживать. Она всегда хочет тебе помочь.

- А вы, когда у нее какое-то событие, чем можете ее удивить?

- Люба радуется малому, любой дар принимает с большой благодарностью. На новоселье я подарила ей маленький скрипичный ключ, и дня через два увидела его на стенке в ее новой московской квартире.


Владимир Васильев, директор гастролей Казарновской, сообщил:

- Любовь Юрьевна скоро будет играть драматическую роль в одном из спектаклей театра Бориса Мильграма, но какую, пока тайна. Сейчас снимается фильм о Казарновской, где она играет... себя. Еще речь идет об экранизации одной оперы, это тоже пока секрет, потому что все идеи, увы, воруют. Люба - синтетическая актриса, многоплановая. Думаю, челябинцы сумели это оценить. Кстати, Челябинск оставался последним городом на Урале, где она еще не гастролировала.

- Какие у нее отношения с оперными метрессами?

- Елена Васильевна Образцова - ее большой друг. У нее также прекрасные отношения с Тамарой Синявской.

- Нет друг к другу творческой ревности?

- Нет. Она независтлива. Правда, ей кое-кто завидует. Тем более, что она на сцене начала танцевать, то есть делать то, что вроде бы не положено для статичной русской оперной школы. Талантливому человеку всегда чего-то хочется. Она понимает, что нельзя останавливаться.

Лидия САДЧИКОВА
19.03.2002
http://www.chrab.chel.su/archive/19-03-02/4/A128567.DOC.html

Док. 476689
Перв. публик.: 19.03.02
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 267

  • Казарновская Любовь Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``