В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Алфимов: Круглый стол `Механизмы популяризации науки и научной деятельности` Назад
Михаил Алфимов: Круглый стол `Механизмы популяризации науки и научной деятельности`
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию стенограмму круглого стола "Механизмы популяризации науки и научной деятельности", прошедшего 15 июня 2007 года в зале Коллегии Министерства образования и науки РФ. ...

Александр ГОРДЕЕВ, исполнительный директор Фонда "Центр экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая экономика":

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Я предлагаю начать наш круглый стол, тема которого - "Механизмы популяризации науки и научной деятельности". Хотелось бы обсудить все аспекты этого процесса и затронуть мотивации, резоны, уровень готовности и спроса всех целевых аудиторий, участников процесса, собственно журналистов, пишущих по данной проблематике как в научно-популярных, так и в деловых СМИ, научных работников и управленцев в области науки, интересы общества и интересы государства. Нельзя сказать, что эта область в настоящий момент хорошо развита, она находится в плачевном состоянии. Есть отдельные очаги, где сохранена культура научной и научно-популярной журналистики, она рассчитана, скорее, не на массовые, а на отдельные целевые аудитории. Вопросы популяризации научной деятельности в логике рыночных отношений, когда наука начинает выступать субъектом рыночных отношений, отсутствуют вообще. При этом ситуация однозначно меняется, она объективно меняется. Государство проводит достаточно жесткую политику на смену структуры экономики, и наука будет входить в социальные и социально-экономические отношения, как внутри государства, так и в рыночный оборот, поэтому информационноая поддержка, популяризация науки необходимы. Другой вопрос, и это тоже хотелось бы обсудить на сегодняшнем круглом столе, - конкретные механизмы на ближайшее время. Абстрактно понимают все, что нужно. Когда дело доходит до конкретных исполнителей, выясняется, что конкретные исполнители особой нужды на сегодняшний момент для себя в этом не видят. Где рвать этот круг, кого мотивировать первым и что финансировать в первую очередь, тоже хотелось бы сегодня попробовать обсудить. Я попрошу Александра Витальевича Хлунова начать с позиций государства.

Александр ГОРДЕЕВ:

Вот началась конкретика. Действительно, существуют темы, у которых есть конкретный заказчик, кому это нужно продвигать. Если популяризовать науку вообще, государству особенно это не нужно, и денег оно на это не дает, но информационная поддержка нанотехнологии, судя по всему, будет финансироваться. О конкретных взаимодействиях с журналистами и конкретных механизмах информационной поддержки расскажет Михаил Владимирович Алфимов.

Михаил АЛФИМОВ, директор Центра фотохимии РАН, академик РАН:

Я буду говорить о вещах, близких к теме. Я хотел бы уважаемым коллегам еще раз попытаться предложить несколько аргументов в пользу того, что эпоха нанотехнологии, в которую человечество уже вступило, пока еще выглядит робко, но пришла всерьез и надолго. В качестве аргумента я хотел бы привести факт, который уже упоминался Александром Витальевичем (Хлуновым - ред.) - об оценках стоимости товарного рынка, они уже по прошлому году составляют несколько сот миллиардов долларов. Важно, что эти деньги набираются из очень многих сфер. Не просто электроника, а это и текстильные материалы, и производство пищи, мембраны, катализаторы и т.д. По мнению экспертов, оценка периода до 2025 года, сделанная в 2005 году, - $1,5 трлн., будет превзойдена в этом году. Надо понимать, что эта сумма составляет малую долю по сравнению со стоимостью всех товаров, которые производятся в мире. Второй аргумент в пользу того, что это серьезное направление касается фактически всех сфер производства - опрос производителей товаров и услуг в США, проведенный Национальным фондом США. Один из вопросов, который задавался производителям, - связывают ли они улучшение качества товаров или производство новых товаров с нанотехнологиями.

52% опрошенных компаний ответили на этот вопрос утвердительно и назвали период до 5-ти лет. Это означает, что на самом деле направление нанотехнологии достаточно активно развивается, и в известной мере здорово, что Россия с неким отставанием, но тоже приняла крупное государственное решение. В США вложения не такие огромные, в среднем $2 млрд., 50 на 50 процентов бизнес и государство, в целом мире это около $10 млрд. в год, тоже приблизительно 50% государство и 50% бизнес. На самом деле американцы рассматривают эту поляну как очень серьезное государственное дело, причем, в качестве государственной цели США выдвигает лидерство в коммерциализации на поле нанотехнологий. Не создание новых открытий, - они ставят перед собой суперзадачу, считая, что они являются единственной супердержавой, способной завоевать лидерство на поляне нанотехнологий. При постановке такой глобальной задачи, естественно, огромное внимание уделяется пропаганде. Они считают, что как в 1950-х годах были объявлены национальные образовательные программы популяризации науки, точно также выстраивается система пропаганды, связанная с микромиром, начиная с детского сада и заканчивая вузом и т.д. Выстраивается государственная политика: у американцев все просто, они не стали создавать новых корпораций, а просто задействовали свои старые инструменты, выделяют им деньги и заставляют работать на этом поле, понимая, что нанотехнологии касаются всех известных материалов, устройств и т.д. Я хочуотметить, что также они считают нужным заниматься образованием на нанополе, что нанотехнологии - это новая культура, и это граждане должны понимать.

Теперь конкретно о том, как я лично представляю некие направления на поле пропаганды и популяризации науки. Мой первый практический опыт, конечно ограниченный, показал, что после таких заявлений и объявлений государства о выделении больших ресурсов, внимание общества повернулось в нужную сторону. Если государство в течение нескольких лет действительно вложит сумму $5 млрд., это будет означать, что в наноиндустрию должны прийти кадры, которых, поскольку эта сфера не очень оформлена, пока еще нет. Это означает, что выделенные деньги будут использованы по делу. Причем, поток профессиональных кадров должен состоять не только из ученых и инженеров, которые уже есть, он должен запускаться с первого класса, и выпускники должны видеть для себя свое будущее именно в этой области. Для того чтобы освоить эти ресурсы, а это 200-300 тыс. новых рабочих мест, государству необходимо заниматься разъяснением: почему, зачем, что это дает каждому и т.д. Поэтому роль СМИ здесь определяющая. От СМИ зависит, в состоянии ли Россия во вполне нормальные сроки - 5-10 лет - занять достоянное место среди ведущих стран или не в состоянии. Я думаю, что задача государства состоит в том, чтобы достаточно серьезно отнестись к этой проблеме и заниматься этим постоянно. Векторы здесь очевидные, они связаны с просвещением, популяризацией, пропагандой, и примеры успешные существуют. Мой личный опыт контактов с журналистами, связанный с огромным шумом по нанотехнологиям, показывает, что есть явная попытка просто осветить эту проблему, не стремясь погрузиться в некое содержание, которое за этим стоит. Это требует от государства определенных действий, предоставления информации журналистам. До тех пор, пока журналисты не получат полную содержательную информацию, от них не вправе требовать ее популяризации. Как раз этот сегмент в России сегодня представлен очень плохо. Кроме общих слов, скажу, что делается конкретно. Федеральное агентство по науке и инновациям учредило журнал "Российские нанотехнологии". Журнал научный, хотя мы пытаемся освещать некие общие решения и развитие этой ситуации в стране.

Редколлегия приняла такой проект, с которым планирует стартовать в сентябре. В нем будут два вида деятельности. Первое - мы намерены проводить постоянные семинары с участием журналистов, где ученые, инженеры и технологи будут выступать с докладами. Семинары будут не московские, а постоянно мигрирующие по России. Первый состоится в Москве в сентябре. Нам кажется, что это должна быть некая форма диалога профессиональных экспертов, которая поможет установить контакт между журналистами и научным сообществом, производящим информацию. Поскольку все-таки очень важно давать конкретную информацию о том, что делается в России, а в России, действительно есть лаборатории и успехи, и гражданам и власти нужно ясно это понимать. Второе направление деятельности в рамках этого проекта (нашего журнала) - в сентябре на сайте журнала www.nanorf.ru мы откроем страницу, где будут представлены основные эксперты и даны координаты, по которым к ним можно обращаться. Вокруг журнала сконцентрировалось довольно серьезное сообщество людей, работающих на поляне нанотехнологий, причем, мы "разложим" этих экспертов по сферам товара, на который есть спрос. Я имею в виду области товаров народного потребления или направления, например, наноэлектроника, микросхемы, лекарства, медицина и т.д.. Нам кажется, что наличие такого пула экспертов по каждой области с их координатами, позволит журналистам легче находить потенциальных партнеров. Кроме того, мы представим сервис - по заказу журналистов будем пытаться находить соответствующих специалистов, которые есть в России. База экспертов, работающих сегодня на этой поляне, достаточно большая. Заявок, которые поступили на конкурс по направлению индустрия наносистем по всем мероприятиям, - 4,5 тыс. Это огромное число людей, которое, так или иначе, находится в рамках этих исследований. Я уверен, что практически по всем вопросам такие эксперты могут быть найдены. Спасибо за внимание. ...


20.06.2007

http://orange.strf.ru/client/events.aspx?ob_no=5406


Док. 476686
Перв. публик.: 20.06.07
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 202

  • Алфимов Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``