В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Алфимов: Учёные - и поэты, и художники, и композиторы... Назад
Михаил Алфимов: Учёные - и поэты, и художники, и композиторы...
В этом смогли лично убедиться посетители художественно-документальной выставки "Музы в храме науки", открывшейся в архиве РАН накануне Дня российской науки. Помимо научных трактатов и исторических документов, широкой публике впервые представили творческие работы выдающихся учёных.

Виталий Афиани Директор архива РАН Виталий Афиани: "Вопреки хрестоматийным представлениям об учёных, которые погружены исключительно в свои исследования, большинство из них - люди богатейшей культуры" Картины, рисунки, шаржи, стихи, романсы, фотографии - более трёхсот экспонатов, представленных на выставке, поражают многогранностью талантов и пристрастий российских учёных. Казалось бы, далёкие и чуждые друг другу миры - искусство и наука - здесь невероятным образом переплелись и объединились. Так что трудно разобраться, то ли зоркий взгляд художника приводил к научным открытиям, то ли взлёт исследовательской мысли вдохновлял на творчество.

Выставка "Музы в храме науки", приуроченная сразу к двум праздникам - Дню российской науки и 280-летию с момента образования архива РАН, получилась одновременно и документальной, и художественной. Такой формат её проведения сотрудники архива выбрали неслучайно: они хотели раскрыть мир учёных не только через биографические справки, цитаты из дневников и монографий, но и через их творческие увлечения, через созданные ими произведения.

"Российская наука всегда развивалась в тесной связи с искусством, литературой, - говорит директор архива Российской академии наук Виталий Афиани. - Традиции эти были заложены ещё со времён Михаила Ломоносова, который одним пером писал и научные трактаты, и стихотворные оды. Вопреки хрестоматийным представлениям об учёных, которые погружены исключительно в свои исследования, большинство из них - люди богатейшей культуры. И подтверждением тому служит наша выставка, на которой, хочу заметить, представлена лишь частичка Справка STRF:
Архиву РАН в январе этого года исполнилось 280 лет. Первое упоминание о нём датируется 1728 годом, спустя четыре года после образования Академии наук. Сегодня это одно из крупнейших в мире хранилищ научной документации. В Москве и питерском филиале архива собраны уникальные коллекции документов по истории РАН, отечественной и зарубежной науки XVI-XXI столетий - свыше миллиона единиц хранения, более тысячи личных фондов выдающихся российских учёных всего художественного наследия российских исследователей. Среди современников могу отметить живописные работы действующих академиков - Сергея Ковалёва, генерального конструктора атомных подводных крейсеров, Владимира Тартаковского, выдающегося исследователя в области органической химии и промышленного синтеза, члена-корреспондента Александра Толстикова, для которого, кстати, живопись является второй профессией - он входит в Союз художников России при ЮНЕСКО и периодически выставляет свои работы за границей".

И действительно, выставка предоставила уникальную возможность узнать о многих корифеях российской науки, известных, как правило, только научными достижениями, совсем с другой стороны. Причём об этой другой стороне своей жизни учёные готовы "Вдохновлённый опытом художника-самоучки Ван Гога" академик Михаил Алфимов несколько лет назад начал писать картины. Сегодня в его коллекции сотни работ рассказывать с не меньшим удовольствием, чем об основной работе.

"Я никогда не учился рисовать, - говорит директор Центра фотохимии РАН, академик Михаил Алфимов, крупнейший специалист в области нанотехнологий, а по совместительству ещё и художник. - Но всегда посещал выставки, особенно увлекался творчеством импрессионистов. Однажды мне попалась книга Ван Гога, в которой он описывал, как создаёт свои образы. Я вдохновился опытом этого художника-самоучки и тоже решил попробовать. Купил в магазине гуашь и впервые что-то нарисовал. В качестве художника я дебютировал в 2000 году".

С того времени учёный посвящает живописи каждую свободную минуту. В его коллекции насчитывается уже более сотни работ, выполненных маслом, и до тысячи акварелей и графических набросков.

На открытии выставки не раз звучала мысль о том, что талантливый человек талантлив во всём. Если он добивается значимых результатов в науке, то не может оставаться равнодушен к искусству, литературе, музыке. Об этом, в частности, говорил Валерий Козлов, вице-президент РАН, директор Математического института им. В.А. Стеклова РАН: "Когда ехал сегодня на открытие выставки, мне вспомнилось высказывание выдающегося английского математика Харди: "Красота - это первое требование к математике. В мире нет места некрасивой математике". Я думаю, то же самое можно сказать о Шаржи и портреты известного историка Евгения Косминского (1886-1959) могут украсить любую выставку любой другой науке. Чувство гармонии, тяготение к прекрасному, так или иначе, присущи многим, если не всем учёным".

Выставка "Музы в храме науке" состоит из двух частей: "Образы прошлого" и "Образы современности". В одной представлены экспонаты сотворённой истории, во второй - ещё творимой.

Большой заслугой сотрудников архива стало то, что вопреки существовавшим ранее запретам они собирали не только документы, относящиеся к научной деятельности учёных, но и художественное их наследие. Поэтому в архиве сохранились морские пейзажи физика-океанолога Константина Фёдорова и шаржи историка Евгения Косминского. А эскизы Циолковского к кинофильму "Космический рейс" остались только благодаря тому, что архивисты "завизировали" их как технические зарисовки конструктора.

В выставочном зале архива РАН (ул. Новочерёмушкинская, 34) экспозиция "Музы в храме науки" будет открыта до 7 марта, после чего её представят ещё в нескольких академических институтах.

Марина Муравьёва, STRF.ru

08.02.2008



Док. 476677
Перв. публик.: 08.02.08
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 169

  • Алфимов Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``