В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жоквес Розенберг: `Норильский никель` создает чистое металлургическое производство Назад
Жоквес Розенберг: `Норильский никель` создает чистое металлургическое производство
Михаил ПРОХОРОВ, генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель: "Проблема экологии выходит на первый план довольно остро. Она связана со здоровьем людей, и потому это задача святая. Решение компанией экологических проблем - это абсолютно важнейшая задача, которая входит в разряд задач под номером один".

Ежегодно "Норильский никель" направляет на модернизацию производства $300-350 млн. Из них $200 млн. расходуется на мероприятия, дающие существенный экологический эффект.

Вообще взаимоотношения человека и природы на всем протяжении их развития безоблачными не назовешь. Поначалу человек приспосабливался к природе, одновременно суровой и требовательной, которая ставила "хомо сапиенс" в жесткие рамки выживания и сохранения рода. В то же время благодаря ей человек эволюционировал, развивался. Потом человечество, достигнув определенной ступени развития, начало мстить природе, вывесив лозунги: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача!", "Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник", - и так далее, и тому подобное.

Природа как-то и не возражала - терпела. Она была богатой и самодостаточной, самовосстаналивающейся системой. Но с техногенной цивилизацией, стремительно набиравшей темпы, особенно не поспоришь. Потом мы потихоньку перестали говорить об "окружающей природе" и заговорили об "окружающей среде".

В советские времена техногенная цивилизация пришла и в Заполярье, на Крайний Север: не пропадать же, к примеру, на Таймыре, полезным ископаемым, коих тут оказалось несметное множество. Человек даже в суровых северных условиях одержал над природой "убедительную" победу. Потом задумался: а нужна ли ему победа такой ценой? И может быть, на самом деле природа - это храм, а не мастерская? Попытавшись смягчить удары, наносимые природе, человек вдруг резко озаботился вопросом, как же умилостивить природу и вернуть себе ее былое расположение?

Это лирическое вступление необходимо было для понимания меры ответственности горно-металлургической компании "Норильский никель" - именно ее основные добывающие и производственные мощности расположены на полуострове Таймыр - за окружающую природную среду. Главная промплощадка "Норильского никеля" - его Заполярный филиал. Уникальный комплекс горнодобывающих и металлургических предприятий, аналогов которому нет в мире, живет и работает в условиях не только сплошного климатического экстремала, но также весьма специфической северной природы. На Таймыре "Норильский никель" - крупнейший природопользователь, один из самых крупных налогоплательщиков России.

Металлургическое производство - объективно одна из самых тяжелых, экологически напряженных отраслей промышленности. "Все наши экологические проблемы являются следствием несовершенства технологии и самой природы цветной металлургии", - говорит заместитель председателя правления ОАО "ГМК "Норильский никель" Жак Розенберг.

Но при этом следует иметь в виду, что зачастую от успешной деятельности металлургических предприятий зависит благополучие и нормальная жизнедеятельность не только городов, но и целых регионов, а также удовлетворение потребностей человечества в продуктах производства.

Компания на ближайшие годы провозгласила своим курсом мировое лидерство в горнорудном бизнесе. А реалии сегодняшнего дня таковы, что репутация крупных компаний, претендующих на мировой экономический Олимп, зависит не только от производственных, экономических, финансовых достижений, но и от того, насколько экологична деятельность компании. В ряду провозглашенных генеральным директором "Норильского никеля" Михаилом Прохоровым пяти ключевых принципов перспективного развития компании - а это обеспечение возможностей для работников производительно трудиться, повышение уровня заработной платы, совершенствование социальных программ, внедрение предсказуемой корпоративной политики и совершенствование демократических принципов управления - достижение экологической безопасности производства является наипервейшей задачей. Причем к 2010 году "Норильский никель" намерен снизить выбросы вредных веществ в атмосферу не на 10-15 процентов, а в разы.

То, что компания всерьез взялась за экологию, отметил и секретарь Совета Безопасности России Владимир Рушайло по итогам своего визита в Норильск в мае 2003 года: "Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблема экологической безопасности, которой в Норильском промышленном районе уделяют достаточное внимание".

Справедливости ради стоит отметить, что целенаправленная и планомерная работа по обеспечению экологической безопасности металлургического производства началась в Заполярном филиале "Норильского никеля" - на Таймыре - еще в 80-х годах прошлого века. Тогда, в частности, удалось сократить выбросы пыли из труб металлургических заводов до допустимых нормативов, а также внедрить схему оборотного водоснабжения, которая позволила более чем на девяносто процентов сократить использование свежей воды для технологических нужд и резко сократить (почти полностью исключить) сброс промышленных сточных вод в водные объекты.

Значительно активизировалась экологическая деятельность "Норильского никеля" во второй половине 90-х годов. Тогда при значительном росте объемов производства количество вредных выбросов в атмосферу не только не увеличилось, но и, наоборот, сократилось.

Сегодня по-прежнему приоритетами считаются также снижение выбросов загрязняющих веществ в водные объекты и охрана земель, социально-экологические (имеется в виду оздоровление работников) мероприятия. Одним, из важнейших направлений экологической политики компании стала совместная российско-норвежская программа "Чистое производство", реализуемая с 2001 года. Конечная ее цель - кстати, совсем уже близкая - соответствие системы экологического менеджмента требованиям международных стандартов (ISO 140001:96).

Хотя промышленная экология - дело для компании святое, но одной ею экологическая политика не ограничивается. Компания развивает сотрудничество с Лапландским горно-таежным заповедником. Заботливо патронирует "Норильский никель" один из самых северных заповедников планеты (расположен на Таймыре) - государственный природный заповедник "Путоранский". Оказывает компания всемерную поддержку некоммерческой организации "Рабочая группа по гусеобразным в Северной Евразии". В частности, финансируется проект сохранения таймырской популяции самого маленького в мире арктического гуся пискульки, занесенного в международную Красную книгу и Красную книгу России. Кстати, именно гусь пискулька стал символом и эмблемой экологических программ "Норильского никеля".

Сохранение биологического разнообразия регионов, в которых компания осуществляет производственную деятельность (а это Кольский и Таймырский полуострова), - также одно из основных направлений экологической деятельности "Норильского никеля".

И все же самое главное направление создания системы экологической безопасности на предприятиях "Норильского никеля" -кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. "В целом компания ставит перед собой гигантскую задачу, - говорит заместитель председателя правления ОАО "ГМК "Норильский никель" Жак Розенберг, - к 2010 году уменьшить выбросы диоксида серы в Норильске на 70 процентов. На Кольском полуострове, в частности, на комбинате "Печенганикель", к 2008 году мы хотим сократить выбросы диоксида серы в атмосферу на 90 процентов. Цифры впечатляющие! Особенно если учесть то, что в год мы расходуем более $200 млн. на инвестиции в технологические мероприятия, дающие существенный экологический эффект, и собственно в экологические мероприятия".

Что же конкретно означают эти на самом деле ошеломляющие цифры? Какой станет в 2010 году атмосфера над огромным промышленным комплексом Норильска, где сегодня закопченные жерла заводских труб выплевывают в неприютное северное небо не видимые глазу, но ощущаемые в отсутствие ветра отходы одного из самых технологически тяжелых производств?

Говорит Жак Розенберг: "Думаю, что летом, в безветренную погоду, когда температура атмосферного воздуха достигает порой плюс 30, люди не будут закрывать в домах форточки. Сегодня в таких случаях, которые называются "неблагоприятными метеоусловиями", мы сокращаем объемы производства, но, к сожалению, этим желаемый эффект достигается далеко не всегда.

Как будет выглядеть норильская промплощадка компании к 2010 году? Это будут экологически чистые предприятия, использующие новые, в том числе и высокие, технологии. Вместе с тем нельзя утверждать, что Норильск будет называться "город-сад", хотя, быть может, к тому времени мы научимся выращивать на вечной мерзлоте культурные растения. Но и сегодня тундра летом неописуемо красива - буйные краски полевых цветов компенсируют многомесячную снежную гамму окружающей природной среды".

Несмотря на то, что Норильск входит в тридцатку самых экологически неблагополучных городов России - по выбросу в атмосферный воздух диоксида серы, - прямую связь между заболеваемостью и экологической обстановкой проследить трудно. Жесткой корреляции между выбросами и уровнем заболеваемости нет. Сегодня широко известно, что основной загрязнитель воздуха - автомобильные выбросы, а диоксид серы - далеко не самый опасный, с точки зрения причинения вреда здоровью людей. "Я не могу сказать, что со снижением уровня выбросов в атмосферу народ станет меньше болеть, - говорит Ж. Розенберг. - Я не медик. Но, на мой взгляд, резкие перепады температур (в течение одного дня этот перепад может составлять 35 градусов) - это гораздо больший стресс для организма, и физиологический, и психологический. На мой взгляд, здесь кроется и причина многих заболеваний. Конечно, при желании и с помощью статистики можно доказать причинно-следственную связь всего чего угодно. Но не зря говорят об этой науке: есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика".

Сегодня бурно обсуждается проблема выплат предприятий государству за выбросы в окружающую среду, так называемые экологические платежи. Никто не отрицает, что экологические платежи - вещь реально необходимая, поскольку хозяйствующий субъект платит за то, что из-за его деятельности вместо окружающей природы возникает окружающая среда. Но каково назначение подобных платежей, их использование?

Вот как комментирует проблему заместитель председателя правления "Норильского никеля" Жак Розенберг: "На самом деле, сегодня государство, в том числе законодательная ветвь, к вопросу экологических платежей подходит нелогично. С одной стороны, утверждается, что платеж предприятий за негативное воздействие на окружающую природную среду - это не налог. В то же время за неуплату применяются санкции, как за неуплату налога. Но главное состоит в том, и это самое негативное, что экологические платежи предприятий, которые должны целевым образом расходоваться на охрану природы, рекультивацию земель, восстановление экосистем и т.д., в основном расходуются на текущие нужды бюджетов различных уровней. В этом я и вижу непоследовательность и нелогичность государства. Если государство рассматривает экологические платежи как источник формирования доходной части бюджета (любого уровня), то надо об этом честно сказать. Но если государство утверждает, что оно заинтересовано в реальном улучшении экологической обстановки, то при этом оно также должно нести определенные обязательства, а не просто изымать деньги у хозяйствующих субъектов".

При этом необходимо отметить, что большая часть основных фондов промышленных предприятий и применяемые технологии несовершенны, потому что устарели. Но, несмотря на это, нормативы качества окружающей среды в России выше, чем на Западе. При этом в нашей стране нет экологического районирования и нормирования. Поэтому ощущается насущная потребность в создании новой нормативной базы, ориентированной на пятнадцатилетний срок, - срок, необходимый для обновления производства. Сегодня это жизненно необходимо для многих российских промышленных предприятий, в том числе и для "Норильского никеля".

Целевые средства "Норильский никель" готов направлять на реализацию мероприятий по снижению наносимого выбросами ущерба на всех своих производственных площадках. Однако практика говорит об обратном: "экологические" деньги изымаются государством в обязательном порядке, а порядок их возврата на экологические мероприятия держится на словах "может быть", что в реальности вполне может означать "не может быть". К сожалению, последнее доминирует и зависит не от эффективности природоохранного мероприятия, а от состояния бюджета.

"Норильский никель" предлагает применять на практике весьма эффективную и простую схему. В чем ее суть? Компания заявляет природоохранным органам территории и органам местного самоуправления, что в будущем году в соответствии с нормативами она должна заплатить столько-то "экологических" денег; что будут реализованы определенные мероприятия на такую-то сумму, которые дадут определенный экологический эффект, т.е. выбросы и сбросы уменьшатся на столько-то. На это по согласованному заинтересованными инстанциями проекту будет израсходовано столько-то средств, которые необходимо зачесть в счет экологических платежей компании. И все! Очень просто! По истечении срока освоения и реализации проекта компания отчитывается о том, что сделано. Если заявленный экологический эффект не достигнут или сорваны сроки реализации мероприятия, то компания обязана вернуть государству эти деньги.

Но для этого необходимо принять законы, которые могли бы на определенное время, необходимое для обновления производства, установить на экологическом поле такие "правила игры". И "Норильский никель", и государство заинтересованы в том, чтобы экологическая безопасность региона и компании усиливалась, но при этом заинтересованы и в том, чтобы не снижалась налогооблагаемая база. Интересы государства и бизнеса должны сопрягаться, предприятия нужно стимулировать к сокращению выбросов.

В общем, государство и промышленность должны быть партнерами в решении экологических проблем. В одиночку субъектам этих взаимоотношений природу не защитить.

Еще раз следует подчеркнуть, что на "Норильском никеле" отношение к экологической безопасности в последнее время изменилось кардинально. Конечно, поступательный ход техногенной цивилизации остановить невозможно. Но можно его направить по максимально безопасному пути, отодвинув экологическую катастрофу в бесконечность.

10.01.2004

"Известия-Красноярск",. Автор: Маргарита Сауляк


http://www.nornik.ru/press/publications/252/

Док. 476658
Перв. публик.: 10.01.04
Последн. ред.: 15.08.08
Число обращений: 197

  • Розенберг Жоквес Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``