В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Гутионтов: Неужели, и правда, догонят?.. Назад
Павел Гутионтов: Неужели, и правда, догонят?..
Я пишу еще до объявления результатов выборов и, соответственно, не знаю, кто прошел в Думу, а кто нет. Но, в сущности, это не так и важно. При всей судьбоносности происшедшего, вполне отдаю себе отчет, что в понедельник страна проснулось такой же, какой вставала и в воскресенье, и в пятницу. Жизнь не прекратилась и не началась новая. Продолжается прежняя, не лучше и, надеюсь, не хуже. Некоторые, правда, дали увлечь себя фейерверками слов и многоцветьем плакатов, но праздник кончился, плакаты сняли, щедрые обещания опали, как последние осенние листья. Мы сделали свой выбор? Ну и прекрасно!

Впрочем, кое-что весьма ощутимо изменилось. И об этом самое время поговорить, не оглядываясь на предвыборные соображения и расклады.

Итак.

Стало больше свободы.

Не только Никита Сергеевич Михалков (все-таки великий кинорежиссер, лауреат "Оскара"), но и другие граждане имеют теперь право самозабвенно любить действующего президента и не стесняясь в выражениях говорить об этом. Исчез позорящий человека страх - что кто-нибудь эти выражения запомнит и даже - когда-нибудь потом - говорившему их напомнит. Собственные дети, например.

Стало больше законности. Идеолог "Наших" и родной брат нового молодежного министра Борис Якименко с воодушевлением сообщил об этом на страницах популярной газеты. Могли ли мы совсем недавно и мечтать, чтобы нарушившего правопорядок чемпиона мира по шахматам посадили на пять суток, как любого другого совсем простого человека? Это замечательно, пишет Якименко, что милиция и суд теперь могут действовать без оглядки на личность нарушителя, чего, добавлю от себя, уже давно добились в наиболее продвинутых регионах, в Ингушетии, например.

Но что все-таки за чудо, эти братья Якименко, правда? Очень хорошо, что и Борис теперь при государственном деле - член Общественной палаты.

В плане торжества законности вызывает глубокое удовлетворение и арест заместителя министра финансов Сторчака, приуготовлявшегося, как нам объяснили, что-то украсть из госбюджета. Смущает единственно то, что замминистра перехватили буквально у трапа самолета, на котором он собирался лететь на важные (вроде бы) переговоры по урегулированию наших государственных долгов, а находившиеся при нем документы - изъяли в качестве вещдоков. Переговоры, конечно, сорваны. Но значит ли это, что с задержанием чиновника автоматически прекращается деятельность его учреждения как такового? Сведущие люди утверждают, что в случае Сторчака интересам страны наносятся миллиардные убытки, начальник Сторчака, вице-премьер Кудрин едва в истерике не бьется, дайте хоть встретиться, просит, со Сторчаком, я, говорит, готов за него поручиться, верните, умоляет, рабочие документы, которые к расследуемому делу никакого отношения не имеют... Но (прав Якименко!) пусть мир умрет, но Закон восторжествует...

Правда, те же самые сведущие люди глубокомысленно объясняют, что все дело не в Сторчаке, а в разборках между группировками во власти, которые достигли такого накала, что все вокруг кипит и плавится. Опять же невиданный всплеск полной и неконтролируемой свободы. Помнится, незадолго до самоубийства Орджоникидзе у него дома НКВД провело обыск, и взбешенный Серго позвонил Сталину, стал орать, а тот ему спокойно: это, мол, такие органы, что и у меня могут обыск провести... До этого, к счастью, дело не дошло. Серго же все понял и застрелился...

Надо будет на эту тему тоже с Якименко поговорить.

Ну, и самое главное.

Питерский фотограф Александр Когтев сделал этот снимок 25 ноября во время разгона Марша несогласных и разместил в Интернете. Предложил придумать к нему подпись, на что откликнулись несколько десятков человек. Были подписи замечательные: "Им по пути", например, или: "Крысолов", - но снимок, согласитесь, лучше любой подписи.

Я же добавлю к нему следующее. С цветочком в руке от омоновцев с дубинками бежит по улице Маяковского известный советский диссидент, член Думы первых трех созывов (и кандидат в депутаты созыва этого) Юлий Рыбаков. Время когда все о нем сказанное могло быть объявлено предвыборной агитацией - прошло, так что я несколько слов к этому добавлю. Это мой друг, я его очень люблю. Считаю его честнейшим и бескорыстнейшим из наших политиков - правых ли, левых, верхних, нижних. За все годы пребывания у власти к его рукам не прилипло ни копейки, ни перед какими иностранными посольствами он никогда не "шакалил", даже московской служебной квартирой не обзавелся. Свой срок получил в семидесятые годы прошлого века, за то что ночью приплыл на лодке к Петропавловской крепости и, согласно легенде, набил на стене по трафарету масляной краской: "КПСС - враг народа" (на самом деле текст был более академичный и длинный, Рыбаков мне его не раз диктовал, но я все время забываю) - поступок, признаю, экстравагантный. Потом уже в перестройку против него было заведено еще одно - последнее в стране! - политическое дело, вел его нынешний глава Наркоконтроля Черкесов, но довести до конца не успел. Рыбаков стал членом Верховного Совета, а потом, как я уже говорил, Думы. В 1994-м вместе с тестем Молоствовым, тоже тогда депутатом (он, помнится, в курилке Верховного Совета предлагал графу Никите Толстому составить фракцию "Бояре за демократию") и Сергеем Ковалевым он лежал под бомбами в Грозном, а в Буденновске предложил себя в заложники при освобождении захваченной Басаевым больницы... Но главное - он был очень квалифицированный законодатель, отнюдь не экстремист и не радикал. То, что он предлагал и за что голосовал, всегда было преисполнено здравого смысла, чем сильно, к сожалению, отличалось от многих и многих других решений нашего парламента. Жаль, если Рыбакова не оказалось в нынешнем его составе.

Так вот, когда участников Марша стали крутить, Рыбаков вырвался и легко от преследователей убежал. Но потом сам вернулся и сел в перевозку рядом с товарищами. Его потом возили часа четыре по городу из отделения в отделение, составляли разные протоколы, один другого нелепее. Хотя, по Закону, задержать его (как кандидата в депутаты) можно было лишь с санкции генерального прокурора. Ну да ладно. Чего там. Вместе с Рыбаковым в этот день был точно так же задержан весь питерский список "Яблока" да еще несколько кандидатов от СПС, чего тут считаться...

Но тут вот еще что очень важно. Как раз в эти дни один из лидеров "Единой России" провел он-лайновую пресс-конференцию в "Газете. Ру". Его спросили и о "Маршах несогласных". И тот ответил: ""Марш несогласных"" - это незначительная группа лиц, которая, по моему мнению, выступает преимущественно благодаря материальным компенсациям, которые получают от своих спонсоров. Меня впечатлило другое. Вчера, когда по ТВ я в течение всего дня наблюдал, как полиция избивала школьников в Нидерландах, рассредоточивая их водометами, а ранее то же самое мы видели на окраинах Парижа. Там было открытое насилие, как прежде в Грузии. Это оказало на меня большее впечатление, чем то, что произошло у нас".

Может быть, все-таки пора начать больше впечатляться тем, что происходит в собственной стране и за что (в отличие от происходящего в Франции, Нидерландах или даже в Грузии) несешь непосредственную ответственность? Да и если ориентироваться только на то, что показывает наше ТВ, можно слишком многое проглядеть и упустить, тем более, "наблюдая" за экраном "в течение всего дня", каковое мужество само по себе, согласен, и достойно самой высокой награды.

05.12.2007
http://www.ruj.ru/authors/gut/071205.shtml

Док. 476416
Перв. публик.: 05.12.07
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 114

  • Гутионтов Павел Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``