В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Гутионтов: Нам строят дом Назад
Павел Гутионтов: Нам строят дом
Довелось прикоснуться к высокому. В дальней командировке совпал в отдельно взятой географической точке с Александром Шагановым, знаменитым, оказывается, поэтом. Гостиничный быт быстро объединяет и сближает, познакомились, сидим маленькой компанией в чьем-то номере, Шаганов непрерывно читает стихи и предсказывает, какие замечательные песни на эти стихи будут совсем скоро написаны. А потом вдруг вспомнил забавное: встретился он вот так же с одним известным писателем, общаются. И тот ему, Шаганову: подожди, мол, так это, и правда, ты - написал "Не валяй дурака, Америка"!?. Представляете, поражался степени человеческого невежества Шаганов, пи-са-тель называется!.. А сам даже не знает, кто написал "Не валяй дурака, Америка". Даже смешно!..

До этой встречи я тоже не знал, но у меня хватило ума скрыть свое незнание. Не опозорился. Но про себя понял: отстаю от жизни. Скоро культурного разговора уже поддержать не смогу. Надо, надо срочно поправлять дело.

Например, лишь совсем недавно впервые открыл для себя явление нашей жизни, о котором много слышал и читал, да, но сам, своими глазами не наблюдал ни разу. Я о "Доме-2" на телевидении.

Северное сияние - видел, а "Дом-2" - нет, как-то все не складывалось. А тут оказался у ящика на целый вечер, пробежался по каналам (везде одни сериалы) и - попал, во всех смыслах этого слова. И потом несколько дней подряд, уже специально сверялся с телепрограммой, старался не пропустить, и напряженно всматривался в экран, и уже научился различать персонажей, но, сразу скажу: поставленной перед собой цели так и не достиг, не выдержал, сдался.

Дело в том, что я честно пытался понять: ЧТО происходит на экране, каковы правила этой загадочной игры, в чем смысл ее - ведь не может так быть, чтоб совсем без смысла? Я честно пытался найти среди героев хотя бы одного, вызывающего минимальную симпатию, иногда казалось, что вот!.. вот!.. - нашел!.. Но отнюдь: герой раскрывал рот - и возвращал меня в прежнее состояние изумления.

Расскажу, что понял.

Каких-то молодых людей, удручающе убогих, унылых, косноязычных, неразвитых, но при этом исключительно самодовольных и развязных, собрали из разных городов, поселили в одном месте в рассуждении, что они тут же разобьются на пары и начнут строить любовь на глазах аудитории. А те, у кого это получится лучше, чем у других, будут чем-то поощрены. При этом пары эти постоянно меняются в составе, переходов из, простите, койки в койку я за три дня насчитал больше, чем во всем нашем футболе за сезон, причем все публично обсуждается - собираются в вечерний кружок и режут друг другу правду в глаза, подробностей требуют, непрошенные советы выдают... То есть, какая-то небывалая смесь старого пионерлагеря "Орленок" с портовым борделем.

И все это снимается многими телекамерами в режиме реального времени.

Хороший пример для подрастающих поколений.

И длится все это великолепие - чуть ли не второй год.

То есть, простите, второй год достаточно взрослые люди ничем общественно полезным не занимаются, а только выстраивают между собой специфические отношения? Я понял именно так. Причем, представляете, ни слова о том, чем они занимались "на свободе", ни намека о том, что они вообще хоть чем-нибудь занимались. Ни тени тревоги (тем более) за то, как будет складываться их судьба, когда лавочку все же прикроют.

И еще. Даже жестокий Маяковский в пьесе "Клоп" поступил со своим героем не в пример гуманнее: он не просто посадил перенесенного в коммунизм тунеядца в клетку, но и дал ему возможность, хотя бы не забыть азбуку (правда, в качестве дополнительного наказания предоставил лишь Михаила Булгакова; такие у Маяковского были представления о ценностях в литературе). С этими тунеядцами организаторы "Дома" поступили куда более сурово: ни в одной из их комнат я не увидел ни одной книжки, на одной газеты, хоть "Теремок" почитали бы, хоть басни дедушки Крылова, хоть путеводитель по Анталии...

Второй год (или сколько там?) они просто отдыхают. Чего, замечу попутно, тоже делать не умеют.

Они вообще ничего не умеют.

И среди этого великолепия время от времени бродит ведущая, некая Ксения Бородина с повадками эсэсовской надзирательницы (но и это б ничего: все хоть какой-то типаж, характер), такая же пошлая, банальная, самодовольная и невразумительная, как и ее герои. Говорят, правда, есть и вторая ведущая, тоже Ксения, но - Собчак, я признаться, трепетно ждал с ней встречи, но Собчак в просмотренных мною сериях так и не появилась.

Жаль!

Но Ксюша, и правда, была, как раз в это время очень занята. Она воевала с радиоведущей Катей Гордон, что, безусловно, явилось событием номер один в нашей жизни, далеко превзойдя по своему непреходящему значению визит президента Венесуэлы и военные маневры на Кавказе. Обе красавицы сцепились в прямом эфире, куда Катя позвала Ксюшу, а та начала по обыкновению хамить, а та ей ответила, а та...

Коллеги, которые все это с восторгом и в подробностях описали, почти единогласно установили, что победу в этой дуэли, безусловно, одержала Собчак. А Кате надо еще много над собой работать.

Я же прочитал стенограмму эфира и скажу, опять-таки по Булгакову: обе хороши. И даже то, что Катя, оказывается, рассчитывала поговорить с Ксюшей вовсе даже о чем-то высоком, никаких ей дополнительных очков, увы, принести не может. Кого позвала, то и получила.

Точно так же как когда-то Немцов пришел на прямой эфир с Жириновским и немедленно заработал стакан апельсинового сока в физиономию. Немцов, конечно, тоже не растерялся и тоже плеснул стакан в обидчика. Но тоже - по заключению экспертов, проиграл, потому что - не первый начал. А я, помню, уже тогда впервые заподозрил симпатичного нижегородского губернатора в непростительном легкомыслии. Ибо убежден, что человек, вообще согласившийся о чем-то "дискутировать" с Жириновским, сам достоин того, что неминуемо получит.

Беда не в том, что Жириновский или Ксюша Собчак предлагают нам соревноваться с ними в выбранном ими же формате. А то, что нас настойчиво приучают к мысли о самой возможности таких соревнований.

...Помню, как пару лет назад искренне был потрясен, прочитав, что главный редактор уважаемой радиостанции публично признался что мечтает придумать для Ксюши Собчак персональную передачу. Так и сказал: "Я пока ей ничего не могу придумать на "Эхе", но хочу. Кроме таланта у нее есть тяжелейший опыт, когда отца преследовали, отворачивались друзья..." Их, кстати, много таких - с бесценным опытом, сделавших себя совершенно самостоятельно, прошедших самые тяжелые испытания, перед которыми порой даже Ксюшины беды - меркнут. Ну, хотя бы сын вице-премьера, заброшенный судьбой далеко за границы любимой Родины, поучаствовавший в двух пьяных драках и жестоко пострадавший от разгула русофобии в Лондоне. Или сын другого вице-премьера безнаказанно сбивший старушку. Или дочь зам. Генпрокурора, попавшаяся в аэропорту со ста пятьюдесятью тысячами "зеленых", взятых в турпоездку на карманные расходы...

Всем им тоже хорошо бы придумать по передаче.

Единственное, что утешает, это то, что за минувшие два года даже Алексей Венедиктов придумать что-то достойное Ксюши все-таки так и не смог.

29.07.2008
http://www.ruj.ru/authors/gut/080730-1.htm

Док. 476388
Перв. публик.: 29.07.08
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 62

  • Гутионтов Павел Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``