В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
андрей кузяев: Как сохранить промышленность. Назад
андрей кузяев: Как сохранить промышленность.



Андрей Кузяев, депутат законодательного собрания пермской области, президент пермской финансово-производственной группы.


Разработка "концепции развития промышленности пермской области на 1999-2000 годы" - поворотный момент в новейшей истории региона. Наконец-то после долгих споров и сомнений мы поняли, что пора отказаться от псевдолиберальной политики, когда считалось, что все точки в экономике расставляет только рынок. Настало время признать, что мы живем в эпоху перехода от чисто государственной экономики к смешанной: государственной, но с элементами частной собственности и очень серьезной долей монополизма.


И при этом говорим, что государство должно взять на себя часть ответственности за развитие этой экономики. В этом русле подготовлен обсуждаемый документ, и в этом - его главное достоинство.


Программа нашей деятельности должна быть четко структурирована. В этой концепции должно быть несколько серьезных разделов. Прежде всего мы должны подумать о приоритетах, которые могли бы обеспечить развитие нашей промышленности, внедрение достижений научно-технического прогресса и реализацию потенциала области.


Здесь уместно задать вопрос: можно ли за 2 года достичь каких-либо серьезных перемен в структуре областной экономики? можем ли мы изменить поистине печальный ход событий: сегодня приходится констатировать, что половина промышленного потенциала области потеряна (объем производства - 58% к 1992 году). Нет, мы не сможем этого сделать. Поэтому и должны определить приоритетные направления. Чтобы их развивать, требуется главное - стабилизация. Кроме того, необходимо разработать правила, которые бы способствовали привлечению инвестиций из разных источников.


Главной составляющей нашей программы должен быть перечень тех законов, которые мы должны принять по регулированию промышленности. Перечень должен носить системный характер, затрагивать все сферы деятельности промышленности и поставить всех субъектов хозяйственной деятельности в четкие рамки. Предстоит увязать промышленную политику с налоговой, с законодательной базой по привлечению инвестиций, с программой занятости.


Чтобы это был единый системный документ. За предстоящие два года эту нормативную базу надо создать.


Необходимо также определить приоритеты научно-технической привлекательности тех или иных отраслей. Здесь все свои надежды мы должны связывать с возрождением того, что раньше называлось оборонно-промышленным комплексом. Сейчас это - машиностроение и металлообработка, они составляют сегодня всего лишь 26% от уровня 1992 года.


Мы должны понимать, что перспективные моменты действительно есть. Есть и будущее. Но до этого будущего надо дожить. Поэтому до 2000 года требуется очень четко сформулировать главную задачу. Она проста: сохранить промышленность. Нам нужно не допустить дальнейшего снижения в области объемов промышленного производства.


Прогнозные оценки на 1999 год, которые дают и правительство россии и зарубежные аналитики, - минус 10% к сегодняшнему уровню. Кто скажет, если этот прогноз реализуется, пересечем мы порог социальной стабильности в нашем регионе или нет? сможем обеспечить доходную часть бюджета или нет?


эти проценты могут оказаться для нас последними на пути к полному краху. Поэтому обязательной частью принимаемой программы должны стать безотлагательные меры, обеспечивающие стабилизацию объемов промышленного производства на территории области, сохранение темпов развития хотя бы тех отраслей, которые дают рост промышленности.


Давайте не будем спорить о приоритетах. С позиций выживания нашего региона мы должны выстроить их по бюджетному принципу. То есть, приоритетными являются те отрасли, которые способны производить и платить налоги. Исходя из этого мы должны разрабатывать целевые комплексные отраслевые программы.


Но это должны быть не программы пожеланий, которые прогнозируют "в общем". Мы должны построить прогноз таким образом, чтобы он носил характер реального плана. Программы должны быть конкретными соглашениями, заключенными между властью и промышленными предприятиями, представляющими те или иные отрасли.


Мы должны не допустить падения объемов в таких отраслях, как электроэнергетика, которая дает 7,5% бюджетных доходов, топливная промышленность (12,5%), черная и цветная металлургия (6,1%) и так далее. По каждой отрасли мы должны четко рассчитать, сколько продукции она будет производить, и обязать не снижать установленных объемов производства, а наращивать их. Кроме того, дисциплинированно выплачивать налоги.


Но если мы как государственная власть ставим предприятия в такие условия, то должны принять на себя встречные обязательства. То есть, сказать: если вы будете сохранять и наращивать объемы производства, то мы, в свою очередь, не будем увеличивать налоговую нагрузку. А также методом тарифного регулирования энергозатрат, транспортных расходов и других составляющих, на которые может оказывать влияние государственная власть, мы обеспечим условия, которые в целом будут служить повышению эффективности производства. Такие соглашения по каждой отрасли должны быть разработаны администрацией области совместно с руководителями предприятий и предложены для обсуждения депутатам законодательного собрания. Это необходимо для того, чтобы не сложилось впечатление, что каждый из промышленников тянет одеяло на себя.


Мы пока живем по принципу: как бы сделать так, чтобы корова ела меньше, а молока давала больше. Нам надо преодолеть существующее отношение к промышленности. Нельзя рассматривать вопросы промышленной политики как вопросы чистого лоббизма. Когда будут разработаны целевые комплексные отраслевые программы, можно будет точно сказать, сколько будет произведено продукции в 1999-2000 годах и сколько налогов заплачено. В результате мы сможем привлечь к ответственности те предприятия, которые не выполнили свои обязательства, наказав их. И в то же время выполнившие обязательства получат те экономические стимулы, которые находятся в руках государства.


Есть еще одна неотложная мера - инвестиции. Это наша головная боль. Основные фонды предприятий стареют год от года. Ни о каком научно-техническом прогрессе в последнее время речи не идет. Инвестиции падают опережающими темпами в сравнении с падением объемов производства.


Именно в этом году в соответствии с нашей промышленной политикой мы должны заявить о том, что в нашей области всячески поддерживаются собственные инвестиции. (Потому что ни на какие другие мы не можем рассчитывать: банковские инвестиции закрыты так же, как и иностранные.).


РЕально в промышленности существует два источника инвестиций: прибыль предприятий и амортизация. Мы должны пойти на радикальные меры и объявить:


вся прибыль, которая инвестируется в развитие производства в той части, что облагается местными налогами, должна выйти из-под налогообложения. Вновь созданные производственные фонды не должны облагаться налогом на имущество. Если мы действительно хотим, чтобы наши предприятия изыскивали источники для собственного развития, мы должны льготировать вновь созданные производственные фонды. Эти меры, очевидно, не обеспечат привлечение инвестиций на 100%. Но мы в этом случае можем сказать, что сделали все от нас зависящее для того, чтобы наша промышленность окончательно не захирела.


Нет завтрашнего дня и без реструктуризации промышленности. Мы о ней много говорим и подразумеваем под ней очень широкий круг вопросов. На самом деле реструктуризация - достаточно простое решение. Мы должны сказать себе: эта часть предприятий жизнеспособна, ее не нужно подвергать процедуре банкротства и всячески санировать, а другая, напротив, должна пройти через банкротство и в его рамках - реструктуризацию. Дальше так продолжаться не может. Сегодня половина предприятий пермской области убыточна. Чего мы ждем? чтобы все остальные попали в эту же категорию? кому тогда мы будем помогать?


за последние 5 лет мы в 10 раз увеличили недоимку в местные бюджеты. Это нельзя списать ни на какую инфляцию. Поэтому, если предприятие обязуется платить текущие налоги, то задолженность его реструктуризируется. То есть, либо полностью списывается, либо выплачивается в рассрочку в течение 5-10 лет. Мы должны пойти на это. В противном случае предприятие не будет иметь ни оборотных средств, ни инвестиционной привлекательности, оно будет постоянно находиться под давлением налоговой инспекции, и там никогда не произойдет никаких серьезных положительных изменений. Но этот процесс нельзя пускать на самотек. Шанс должны получить лишь предприятия, которые способны и хотят честно работать и честно платить налоги.


Концепцию развития промышленности надо в первом чтении принимать. И затем сосредоточить все силы на ее доработке, к которой привлечь ученых и промышленников. Мы должны принять не пустой документ, а конкретный план действий, где предусмотрена ответственность и исполнительной, и законодательной властей.

http://www.pp-ural.ru
31.05.2003

Док. 476156
Перв. публик.: 31.05.03
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 274

  • Кузяев Андрей Равелевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``