В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Зайцев: `Протон`: сорок лет работы на космос Назад
Юрий Зайцев: `Протон`: сорок лет работы на космос
40 лет назад, 16 июля 1965 года, в Советском Союзе была запущена самая тяжелая в мире на то время (12,2 т) научная станция "Протон". Масса одной лишь научной аппаратуры ее составила 3,5 т. Она была предназначена для комплексного изучения космических лучей и взаимодействия с веществом частиц сверхвысоких энергий.

Исследования затем были продолжены на станциях "Протон-2, -3, -4". Масса "Протона-4" составляла уже около 17 т при массе комплекса научной аппаратуры 12,5 т. Все станции были выведены на орбиту тяжелой универсальной ракетой "Урал" УР-500, разработанной в Особом конструкторском бюро академика Владимира Челомея.

Ракета имела тактико-технические данные, значительно превышающие характеристики всех существовавших в то время ракет-носителей и в Советском Союзе, и за рубежом. В боевом варианте ее предполагалась использовать в качестве средства возмездия в случае нападения, как принято тогда было говорить, вероятного противника на Советский Союз. Она могла доставлять на межконтинентальные расстояния ядерную боеголовку мощностю 50 мегатонн.

Это был действительно гигантский проект. Первая ступень ракеты состояла из центрального блока и шести боковых блоков, размещенных вокруг центрального. Каждый блок имел в своем составе двигатель с реактивной тягой 150 т. Вторая ступень состояла из одного блока того же диаметра, как и центральный первой ступени. Ракета заправлялась на стартовом комплексе агрессивными компонентами топлива, где окислителем был азотный тетраксид, а горючим - несимметричный демитилгидразин (гептил). Стартовый вес ракеты составлял около 600 т.

В ходе разработки ракеты выяснилось, что при заданных параметрах габаритные размеры корпуса первой ступени не позволят осуществлять ее перевозку железнодорожным транспортом. Заказчик же (военные) настаивал на том, что перевозка должна осуществляться только по железной дороге. Тогда Челомей принял уникальное решение: баки с горючим пристыковывались к баку с окислителем, образуя своеобразную пакетную схему. Такая компоновка устроила военных и была принята за основу.

Оригинальным был и стартовый комплекс для запуска ракеты. Впервые в мировой практике он был создан по схеме, в которой для двух одинаковых пусковых установок, удалённых друг от друга на 600 м, в сооружениях, находящихся между ними, имелся общий комплекс агрегатов и систем для проведения подготовки к пуску и пуска ракеты.

Первоначально предусматривалось создание как наземного, так и шахтного вариантов стартового комплекса. Однако в дальнейшем работы по шахтному комплексу были прекращены.

Первый экспериментальный пуск УР-500 состоялся 15 мая 1964 года. Однако проведенные на Новоземельском полигоне испытания ядерной боеголовки даже в половинной ее мощности показали, что 50-ти мегатонный ядерный взрыв может привести к глобальной катастрофе, и от нее решили отказаться. Соответственно стала не нужна и ракета для доставки такой боеголовки к цели. Поэтому проект межконтинентальной баллистической ракеты "Урал" УР-500 в том же 1964 году был прекращен.

Но на основе двухступенчатой МБР была создана космическая ракета-носитель в двух- и трехступенчатом вариантах. Так как во время ее испытаний были запущены космические аппараты "Протон", то за двухступенчатой ракетой-носителем закрепилось название "Протон", за трехступенчатой - "Протон-К". Конструкция оказалась удачной.

После прекращения программы российского шаттла "Энергия-Буран" "Протон" стал единственной в России космической ракетой-носителем тяжелого класса. В 3-ступенчатом варианте он использовался для выведения в космос модулей орбитальной станции "Мир", а затем и Международной космической станции. С добавлением к нему разгонного блока (4-ступенчатый вариант) - для запуска космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты (европейская астрофизическая обсерватория "Интеграл"), в том числе на переходную к геостационарной и геостационар (навигационные космические аппараты ГЛОНАСС, спутники связи), а также на отлётные от Земли траектории ("Марс-Фобос", "Марс-96").

"Протон-К" заслужил репутацию самого надежного в мире, самого отработанного и рентабельного носителя тяжелого класса. Для коммерческих запусков он применяется с апреля 1996 года. И уже до конца 2000 года, когда еще действовали квоты (их отменили в декабре 2000 года) на его использование на мировом рынке услуг по запускам, Россия осуществила 23 коммерческих пуска "Протона" на сумму около 2-х млрд. долл. Причем продажа ракеты-носителя шла по ценам отнюдь не допинговым и колебалась от 65 до 90 млн. долл. за пуск.

К настоящему времени грузоподъемность "Протона-К" на орбиту высотой 200 км при запуске с Байконура составляет 20,6 т, а на геостационар - 2,6 т.

В апреле 2001 года состоялся первый успешный запуск "Протона-М" (М - значит модернизированный). В состав носителя введен новый разгонный блок, "Бриз-М", который значительно улучшает условия размещения космических аппаратов под головным обтекателем, что стало особенно привлекательным для коммерческих заказчиков.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

12-07-2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050712/40894615.html

Док. 476134
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 180

  • Зайцев Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``