В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лукавство от `ЛУКойла`? Назад
Лукавство от `ЛУКойла`?
Рецензия на спектакль, который это АО поставило на пермских подмостках

Как мы уже сообщали, 14 ноября состоялось собрание АО "Пермнефть", вошедшего в состав Нефтяной компании ^ЛУКойл" (см. "Капмтал-^уееМу" от 15 ноября).

"Вся жизнь - игра, и все мы в ней - актеры". Но классик так утверждал потому, что в каждом человеке видел прежде всего личность. Увы, в наше время "человек" в большинстве случаев не так уж гордо звучит, и понятие "все мы" - не более, чем суетящаяся "массовка", порой ничего не решающая. Во всяком случае такой вывод напрашивается, когда глядишь на театр политиков, законодателей, владык капитала

"Переходим ко второму акту", - произнес на собрании акционеров один из его ведущих -президент Пермской финансово-производственной группы (ПФПГ) Андрей Кузяев. Правда, он тут же признал, что оговорился, имея в виду не акт, а часть, этап собрания. Но оброненная невзначай фраза невольно наводит на размышление, что не так уж она далека от истины, и все происходящее осуществляется по заранее разработанному сценарию И следующий акт "спектакля", независимо от желания "массовки", пройдет также без непредусмотренных вставок - импровизаций . Почему?

Да хотя бы потому, что государство, передав свой пакет ценных бумаг акционерного общества "Пермнефть" Нефтяной компании "ЛУКойл", у которой их теперь 50 процентов "с копейками", заранее предопределило судьбу всех волеизъявлений акционеров самой "Пермнефти". И, практически, какие бы зигзаги ни делала "массовка", сидящая в зале, - 320 человек, решающее слово все равно оставалось за двумя членами президиума: вице-президентом НК "ЛУКойл" Леонидом Федуном и президентом ПФПГ Андреем Кузяевым. За их компаниями,- три четверти голосующих акций. И, выходит, все коллективные обсуждения на собрании - это не более чем показ демократизма, того, что с народом считаются На деле же цель стояла одна: все решения подогнать под заведомо возникшую ситуацию -автоматическое вхождение в состав "ЛУКойла".

АКТ 1. ЗАВЯЗКА

Итак, нынешний расклад сил по числу голосующих акций привел к тому, что представительство многочисленных "энгэдэушников" и "дочерников" (сейчас у "Пермнефти" более трех десятков дочерних сервисных подразделений) в составе совета директоров оказалось необоснованным. Ведь за последний год количество обыкновенных акций у трудового коллектива пермских нефтяников снизилось: было 15 процентов, а теперь едва достигает десятой доли (с привилегированными - пятой).

И то сказать, зачем иметь в совете директоров тех, кто добровольно отказывается от права владеть долей имущества объединения, избавляясь от ценных бумаг? И будет ли это справедливо, если не соблюсти в руководящем органе АО имущественные пропорции собственников? Явный же перевес имеют "ЛУКойл" и ПФПГ, главные владельцы акций.

Короче, отторгнув низы, в совет директоров ввели только "верхи". И уж коли первые не хотят, то вторые все равно смогут и все решат за первых.

Очевидно, заранее подумав об этом, "сценаристы" и решили сузить совет директоров с 17 до 10 человек, выбросив из прежнего списка всех, кто, как говорится, из глубинки.

Правда, чтобы представительское преимущество "накрахмаленных воротничков" от бизнеса в руководящем коллегиальном органе АО не выглядело столь очевидным диктатом "ЛУКойла" вкупе с ПФПГ, "бывший совет директоров" решил в новом дать место трем руководящим лицам "Пермнефти". Таким образом-де и демократия соблюдена (овцы целы), и власть собственников сохранена (волки сыты). Словом, полный ажур:

трое от "ЛУКойла", столько же от Пермской финансово-производственной группы, и на равных с ними будут совещаться руководители "Пермнефти".

И я бы не особенно распространялся тут относительно видимости демократии, если бы не одно "но". Ну совсем уж непонятное.

Наряду с изменениями в уставе АО, касающимися количественного состава совета директоров, предложено внести еще одно неожиданное дополнение, в совет директоров избирается и представитель областной администрации. Это сколько же у нее акций?..

В "Пермнефти" говорят - нисколько. Тогда как понимать сей шаг?.. Тем^не менее проголосовали за эту формулировку И теперь невольно думаешь, видать, хорошее же положение у нефтяников, коли обладми-нистрация, стремясь уберечь местные ресурсы от бесконтрольной утечки, настояла на своем представительстве в совете директоров. Вот тебе и акционерное общество!

Как ни странно, но именно за эту неожиданную запись об участии обладминистрации в совете директоров, похоже, многие в зале уцепились, какутопающий за соломинку. Пусть не совсем понятно, на каком основании, зато, мол, шанс в нашу пользу. Если-де не мы сами, то хоть зам. губернатора защитит наши интересы. Потому что попытки "массовки" ввести в руководящий орган, например, председателя профкома объединения как защитника прав трудящихся или выдвинуть кого-то от НГДУ при голосовании были обречены на провал. Ибо голосуют не люди - акции И если бы было нужно, то с таким^ же успехом вполне можно было в совет директоров протащить, ну, скажем, заступника обездоленных Емельяна Пугачева.

АКТ 2. КУЛЬМИНАЦИЯ

После формальностей, связанных с работой над документами АО, официально закрепляющими законность действий "сценаристов", перешли к основному разговору: о том, чтобы интегрироваться в АО "НК ЛУКойл" как дочернее предприятие в составе "ЛУКойл-Пермь".

Ну, здесь-то как раз все было просто, так как низы не могут понять глубинный смысл этой меры, а верхи не хотят понять, что тут может быть непонятного. Тем более, что господин А. Кузяев объяснил: цель - создать единую региональную компанию, иметь единую акцию и сохранить за регионом влияние на нефтедобычу.

Ну, если АОЗТ "ЛУКойл-Пермь" - это и есть весь регион, тогда, конечно, влияние бесспорное. Тем более, что согласно принятому на собрании постановлению, АО вступило в АОЗТ "с передачей лицензий на право пользования недрами". Вклад "Пермнефти" в уставный капитал единой региональной компании - 249 миллионов рублей и еще - "объем добычи, обеспечивающий загрузку мощности АО "ЛУКойл-Пермнефтеор-гсинтез".

Если учесть, что за девять месяцев нынешнего года

филиалами объединения добыто почти 6,5 миллиона тонн нефти, то примерно 2,5 миллиона тонн в год, передаваемые в фонд "ЛУКойл-Пермь" - это, казалось бы, вполне терпимый куш (куда он потом пойдет - это уж "личное" дело единой компании). Гарантия же того, каким количеством "черного золота" станет безраздельно распоряжаться сама наша область, что будет в ее копилке, зависит от общей выработки буровиков. Повысят добычу - есть гарантия, не повысят Во всяком случае в информационном бюллетене, подготовленном к собранию АО, констатируется, что "налицо все увеличивающийся разрыв между вводом структур в бурение и темпом их подготовки, что может весьма отрицательно сказаться в будущем". Словом, либо пан (интенсификация производства), либо пропал. Сейчас разрабатываются 39 месторождений нефти, из которых 22 переданы совместным предприятиям.

И хотя финансовый директор объединения Геннадий Буничев по просьбе акционеров сообщил на собрании обнадеживающие результаты: сокращение убытков (от десятков, сотен миллиардов в предыдущие два года до минимума в нынешнем и даже предполагаемой прибыльности в IV квартале), - каждый понимает, что этот шаг вперед еще весьма неуверен.

Тем не менее, единой региональной компании "черное золото" уже гарантировано. А что все-таки гарантировано области, ее жителям?..

Сравнительно спокойная процедура вливания открытого АО в состав закрытого "ЛУКойл-Пермь" сменилась некоторыми волнениями "массовки", когда речь зашла о переходе к единой акции "НК ЛУКойла".

Тут уж публика поняла, что окончательно попала в сети нефтяного монстра. Попала хотя бы потому, что разработку порядка перехода и курса обмена акций предлагалось поручить новоизбранному совету директоров. Главные актеры тут свою роль знали, а "массовке" предлагалось играть вслепую. Но поскольку речь опять же шла о ценностях, задарма обменивать их на "кота в мешке" публика не хотела.

И чем убежденнее, горячее вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун говорил собравшимся о чрезвычайной доходности акций своей великой фирмы (аж 6 долларов за одну номиналом в 25 рублей; 400 процентов годовых - дивиденды; большие перспективы на мировом рынке), тем настороженнее относилась к этой рекламе "массовка".

А поднявшийся из зала представитель ЧИ-Фов "Детство-1" и "Защита" господин В. Ступников прямо обвинил "лукойловца" в лукавстве:

и курсовая, мол, цена не такая сейчас, и вообще неизвестно, что дальше будет.

Словом, учитывая гримасы рынка, инфляцию и ее скорости, "массовка" в своем монологе выразила желание сейчас же определить точный курс обмена ценных бумаг, к примеру, одну акцию "Пермнефти" - на восемь "лукойловских"; назвать конкретные и жесткие сроки этого обмена и установить точную продолжительность рассмотрения заявлений акционеров на обмен акций.

Противоречия в интересах "ЛУКойла" и АО "Пер-мнефть" имеются, равно как и противоречия общих и частных интересов акционеров. И их, как констатировало "Детство", надо учитывать, согласовывать. Данная сделка есть не что иное,, как операция купли-продажи. А покупатель должен воочию видеть, что за товар ему предлагают и по какой цене.

Увы, все осуществилось вопреки желанию разнервничавшегося "покупателя" Товар, невзирая ни на что, ему все-таки всучили в непрозрачной упаковке. И, как выяснилось при голосовании, лишь позже будут верхами разработаны условия этой сделки. В общем, актеры и здесь не отступили от сценария.

АКТ 3. РАЗВЯЗКА

Окончен бал, потухли свечи. Спектакль удался, и "массовка" расходилась, так и не исполнив свой "гвоздь программы". Солистами же все было разыграно так точно и талантливо, что действие шло практически без запинок. И вместо планируемых семи оно завершилось за четыре часа.

"К чему ето голосование, все равно оно ничего не изменит", - прозвучала в микрофон как-то в ходе собрания реплика одного из акционеров. И действительно, ничего не изменило.

"Лукойлизация", о необходимости которой так долго говорили (еще вступая в должность генерального директора, на собрании акционеров год назад высказал эту мысль Анатолий Тульников), совершилась. Апофеозом стала передача белого флага с красными линейками посередине (флаг НК "ЛУКойл") коллективу нефтяников.

Так закончилась история отдельно взятого акционерного общества и началась новая - АО "ЛУКойл-Пермнефть". Однако кто же теперь определит, куда потечет пермская нефть?..

И. ГЕОРГИЕВ...
Капитал
22.11.95



Док. 476088
Перв. публик.: 22.11.95
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 423

  • Кузяев Андрей Равелевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``