В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Кузяев: Истина посередине Назад
Андрей Кузяев: Истина посередине



В конце мая генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Пермь", депутат областного Законодательного собрания Андрей КУЗЯЕВ провел развернутую пресс-конференцию. Предлагаем вашему вниманию ее наиболее интересные фрагменты.


- Андрей Равелевич, недавно состоялось годовое собранно акционеров "ЛУКОЙЛ-Пермь"? Какая оценка дана работе предприятия в минувшем году, какие планы намечены на год нынешний?

- Прошедший год, как и все предыдущие, был для группы предприятий "ЛУКОЙЛ-Пермь" очень динамичным. В ее работе произошли существенные изменения - она вошла в компанию "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг", являющуюся составной частью нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и управляющей всеми международными нефтедобывающими проектами "ЛУКОЙЛа" и частью его российских проектов. Таким образом "ЛУКОЙЛ-Пермь" стала главным российским производственным офисом "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг", штаб-квартира которого находится в Москве. Между московским и пермским офисами существует четкое разделение труда. Московский офис утверждает и принимает стратегию, разработанную "ЛУКОЙЛ-Пермь" и управляет процессом ее реализации через бюджетную и кадровую политику. Все остальные вопросы являются непосредственной компетенцией "ЛУКОЙЛ-Пермь",

При этом мы очень четко проводим политику социально ответственной деятельности в нефтедобывающих регионах, поэтому ни в одном регионе, где мы работаем - ни в Республике Коми, ни в Ханты-Мансийском автономном округе, ни в Пермской области - не произошло снижения налоговых поступлений.

Внутри группы "ЛУКОЙЛ-Пермь" начались в прошлом году и происходят сегодня существенные изменения. Во-первых, они связаны с тем, что мы проанализировали ситуацию с рядом совместных и дочерних предприятий и пришли к выводу, что в таком состоянии в ближайшей перспективе они будут неконкурентоспособны и по структуре запасов, и по инвестиционной составляющей. Кроме того, эти компании не имели возможности достаточно эффективно перераспределять человеческие и финансовые ресурсы. В результате в 2001 году мы предприняли шаги, позволившие существенно изменить структуру наших активов. Вы знаете, что мы, в частности, приобрели новые активы на территории Республики Коми, три компании - "Парма-ойл", "Байтек-Силур" и "АмКоми" с годовым объемом добычи около 600 тыс. тонн нефти. Сейчас на базе трех предприятий создается единая добывающая компания. На приобретение активов в Республике Коми мы затратили около 140 млн. долларов и в результате получили более 80 млн. тонн новых, неразработанных запасов, которые сегодня и составляют основу для дальнейшего увеличения объемов добычи нефти "ЛУКОЙЛ-Пермь".

Во-вторых, мы начали создавать принципиально новый механизм управления компанией "ЛУКОЙЛ-Пермь". Мы приняли решение, что в Перми у нас будет корпоративный центр, а все остальные добывающие подразделения и стопроцентные дочерние предприятия приобретают статус филиалов. Мы создали филиал в Ханты-Мансийском округе и два филиала в Пермской области. В перспективе и все остальные добывающие предприятия, включая "Пермьтекс", будут включены в состав единой компании "ЛУКОЙЛ-Пермь". Таким образом структура компании на сегодня следующая: корпоративный центр в Перми, взаимодействующий с московским центральным офисом, филиал "Ватойл" в Когалыме (ХМАО) и филиалы в Пермской области - Пермский дивизион добычи нефти (ПДДН) и "Кама-нефть". Между ними различия следующие: ПДДН работает на высокопродуктивных новых месторождениях, а "Кама-нефть" - на истощенных месторождениях. В результате этой реорганизации на базе "ЛУКОЙЛ-Пермь" создано крупнейшее подразделение нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", Я напомню, что в 1996 году "ЛУКОЙЛ-Пермь" была компанией, добывающей 2.3 млн. тонн нефти с темпом снижения объемов на 3-4 процента в год. С этого "ЛУКОЙЛ-Пермь" начиналась. Сегодня наша компания, где работает около 5 тысяч человек, добывает 8,4 млн. тонн нефти в год с ежегодным приростом добычи 10 процентов. То есть в, ближайшие два-три года компания перешагнет порог добычи в 10 млн. тонн нефти в год.

"ЛУКОЙЛ-Пермь" - наиболее динамично развивающееся подразделение ПК "ЛУКОЙЛ" и одна из наиболее крупных компаний на территории Уральского региона в сфере добычи, переработки и сбыта углеводородов. Еще несколько слов о финансовых итогах года. По прибыли результаты несколько хуже, чем в 2000 году - лучшем за последние годы. Мы сократили объем балансовой прибыли на 22 процента. Основными факторами снижения прибыльности нашего бизнеса являются очевидное снижение цен и изменение налоговой ситуации, в частности существенное увеличение таможенных и других платежей. Но я хотел обратить ваше внимание на то, что эти факторы объективно могли привести и к большему падению прибыли и сокращение на 22 процента - это неплохой результат. При этом мы выполнили все свои производственные планы и инвестиционную программу.

- Как изменятся отношения между "ЛУКОЙЛ-Пермь" и Пермской областью после вхождения "ЛУКОЙЛ-Пермь" в состав "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг"?

- Никаких изменений не произойдет. В Прикамье появилась тенденция к созданию межрегиональных холдингов с центром в нашей области. И, в принципе, "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг" - первопроходец в этом процессе. Пермь является очень удачным; центром - и по географическому расположению, и по административным, интеллектуальным и финансовым ресурсам - из которого очень легко и удобно управлять нашими подразделениями на других территориях. Что касается налоговых поступлений, то согласно новому Налоговому кодексу вся прибыль распределяется пропорционально активности в том или ином регионе.

При этом очевидно, что раз центр нашей российской деятельности находится здесь, то Пермь имеет некоторые привилегии за счет возникновения синергетического эффекта, связанного непосредственно с финансово-хозяйственной деятельностью корпоративного центра. В 2000 году балансовая прибыль "ЛУКОЙЛ-Пермь" составила 560 млн. долларов, в 2001 году 360 млн. долларов. Объем выручки (вместе с налогами) составил около 2 млрд. долларов. То есть "ЛУКОЙЛ-Пермь" огромная компания и ее присутствие в регионе является важным фактором стабилизации. И мы намерены всячески развивать наше сотрудничество с Пермской областью.

- Вы двигаетесь в северном направлении: Ханты-Мансийский округ, Республика Коми. Наверное, в силу сложных северных условии там добывать нефть дороже? И второй вопрос:

многие пермские машиностроительные предприятия ориентированы на нефтяную отрасль. Как вы развиваете сотрудничество с ними?

- Вопросы управления затратами, особенно в условиях нестабильности рынка, являются одними из важнейших задач и для всей компании "ЛУКОЙЛ", и для "ЛУКОЙЛ-Пермь" в частности. Сегодняшние операционные затраты "ЛУКОЙЛ-Пермь" (без налогов) по международным стандартам составляют 2,3 доллара за баррель. Это вполне конкурентоспособная цифра. И мы уделяем внимание снижению затрат и управлению себестоимостью продукции не только во время кризиса, но занимаемся этим целенаправленно и постоянно.

Когда мы идем в регионы Республики Коми, то мы действительно имеем сложности с освоением месторождений, климатическими условиями, извлекаемостью запасов. Но с другой стороны, мы имеем там дебиты от 80 до 150 тонн. А сегодня средний дебит по "ЛУКОЙЛ-Пермь" при фонде скважин свыше 2 тысяч - около 10 тонн. То есть в этом смысле затраты себя оправдывают. В Пермской области мы имеем хорошую инфраструктуру, но есть другие проблемы - например, залегание нефти под калийными солями, что приводит к удорожанию скважин почти в два раза. Точно так же и в Ханты-Мансийском округе есть свои факторы, повышающие или понижающие себестоимость добываемой нефти. По второму вопросу. У нас налажены прямые взаимоотношения со многими предприятиями в Пермской области. Работаем с "Камкабелем", "Мотовилихинскими заводами", "Приводом" и десятками других предприятий. Для наших прикамских партнеров мы всегда открыты.

Кроме того, мы служим для них своеобразной испытательной площадкой, мы апробируем новинки и технологии, с которыми они идут дальше в Западную Сибирь и другие регионы, где находят новых заказчиков.

- Сейчас идет полемика между администрацией Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Это может как-то отразиться на работе "ЛУКОЙЛ-Пермь"?

- Я не могу характеризовать это как конфликт. Думаю, что проблему нужно перевести из плоскости высказываний со страниц газет в деловой разговор между руководителями двух субъектов федерации. Что касается "ЛУКОЙЛ-Пермь", то мы работали, работаем, и будем работать в Коми округе. К сожалению, наши планы там несколько изменились, так как геологоразведочные данные не подтвердили наличие в округе больших запасов нефти и газа, а существовавший в свое время межведомственный барьер по поводу отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы не позволял наращивать объемы геологоразведочных работ. Кроме того, чисто бюрократические проблемы, связанные со сменой власти в округе, изменениями в Минприроды не позволили нам в период, когда у нас были необходимые деньги, ввести в эксплуатацию ряд средних и мелких месторождений округа. В связи с этим темпы развития нефтяной отрасли в Коми-Пермяцком округе заметно уменьшились, что вызывает критику со стороны руководства округа. Но в рабочем порядке мы эти вопросы решим. Мы - давние партнеры, сотрудничаем еще со времен северного завоза, мы всегда шли навстречу округу, а он шел навстречу нам. И надеюсь, что мы и дальше будем развивать наши партнерские отношения.

- Ваш прогноз динамики цен на нефть?

- Я на эту тему недавно выступал по телевидению и сказал; мы раньше следили за курсом доллара, потом жили мечтой о кредитах МВФ, а сейчас у нас новый фетиш (иначе не назовешь) - цены на нефть. Долголетние наблюдения за ценами на нефть показали - цена колеблется в среднем в районе 18 долларов за баррель. Этот показатель не изменится и в дальнейшем. И временные политические, экономические, цикловые причины никогда не приведут к катастрофическому обвалу (или резкому взлету, что тоже плохо). Так что пермская нефть пользовалась и будет пользоваться спросом.

Что касается цены на нефть конкретно в этом году... Я не трейдер, поэтому меня, как и всех, больше волнует, что будет с бюджетными поступлениями. Первый квартал для "ЛУКОЙЛ-Пермь" был провальным. Но несмотря на это все свои налоговые обязательства мы выполнили и даже перевыполнили на 30 процентов сверх плана. Сейчас у нас будет определенный рост показателей по объему прибыли и соответственно возрастут и налоговые отчисления, хотя очевидно, что по отношению к предыдущему году эти показатели в абсолютных цифрах сократились. В условиях, когда нефтяные компании проводят сокращения расходов (мы, к примеру, на 50 процентов сократили объем инвестиций), правительству и нефтяникам необходимо вырабатывать совместные решения. И одним из путей стабилизации обстановки я вижу стимулирование использования малодебитного фонда месторождений.

Но вернемся к цене на нефть. Мой прогноз (и даже не мой, а ведущих международных агентств) - около 20 долларов за баррель. Некоторые агентства делают немного другой прогноз - 20-22 доллара за баррель.

- "ЛУКОЙЛ-Пермь" ввел в эксплуатацию и расконсервировал ряд небольших месторождений. Это политика или экономика?

- Это чистая экономика. Мы в "ЛУКОЙЛ-Пермь" провели анализ наших лицензий и месторождений и приняли решение: те лицензии на мелкие месторождения и разведочные площади, которые нас не устраивают в силу неэффективности разработки, мы сдаем. Сегодня это по Пермской области свыше 10 тысяч квадратных километров разведочных площадей. В Республике Коми мы также откажемся от ряда неэффективных месторождений (они пока уточняются). Эти лицензии у нас накопились исторически. Раньше политика государства состояла в том, чтобы все запасы были закреплены за той или иной компанией. Поэтому многие лицензии достались нам "по наследству". Сейчас политика изменилась и государство говорит: раз вы не осваиваете - отдайте обратно. И мы говорим - хорошо, заберите. Все, что не эффективно, мы сдадим. При этом все лицензионные соглашения, от реализации которых мы не отказываемся, будут безусловно выполнены. Кроме того, мы разработали программу и заключили ряд соглашений с небольшими компаниями и сдаем им в аренду для операторской деятельности небольшие месторождения. Это тоже один из вариантов решения проблем развития среднего и малого бизнеса в нефтяной отрасли.

- Говорят, в Пермской области будет создана еще одна маленькая нефтяная компания...

- Я всегда приветствовал развитие нефтяного бизнеса. И мы с радостью примем нового партнера. Но по этому конкретному поводу ничего сказать не могу, поскольку слухам не верю. Если ваш вопрос о том, боимся ли мы конкуренции, то отвечу: нет, не боимся. На вещи надо смотреть трезво. У нас что, в области появились новые крупные месторождения? Нет. У нас есть запасы в природоохранных зонах, требующие высокотехнологического подхода, и есть проблема малых месторождений. Но если будут созданы условия для их выгодной эксплуатации, то мы и сами с удовольствием будем это делать.

- Что ожидает прекрасные социальные программы "ЛУКОИЛ-Пермь"?

- Сегодня нефтяная отрасль переживает не лучшие времена. Мы объективно должны быть конкурентоспособны, а для этого необходимы затраты. Это коснется и социальных программ. Но мы ориентируемся на реальный рынок труда, и поэтому сегодня те социальные гарантии, которые мы предоставляем нашим работникам, все равно значительно выше, чем на других предприятиях Пермской области.

- Ожидаются ли сокращения в "ЛУКОЙЛ-Пермь" в связи с непростой финансовой ситуацией?

- Да, и начнем мы с корпоративного центра. Ожидаемое сокращение - около 20 процентов. Существует проблема, связанная с производительностью труда. Сегодня "ЛУКОЙЛ-Пермь" имеет один из лучших показателей производительности труда. Но несмотря на это она все равно на порядок меньше, чем на аналогичных предприятиях международного класса. По факту у нас один работник производит в два раза меньше прибыли, выручки и нефти, чем специалист в международных нефтяных компаниях. Мы стремимся быть конкурентоспособной компанией, а конкурентоспособность достигается в том числе и оптимизацией численности. Но мы не будем действовать путем простого увольнения людей. Мы будем выводить из своего состава сервисные компании, то есть произойдет реструктуризация бизнеса. Когда соответствующее решение будет Принято, мы его, конечно же, опубликуем. Что касается Полазны - поселка нефтяников, который может наиболее существенно пострадать в ходе реструктуризации, то мы приняли решение разработать отдельную программу, которая смогла бы снизить социальную напряженность в этом регионе.

- В экономике Пермской области намечается спад и снижение объема производства, инвестиции и т.д. Ваш комментарий но этому поводу - в чем причины, что надо делать?

- По этому вопросу я выступал на Законодательном собрании. Моя позиция заключается в следующем. Мы по-прежнему относимся к экономике созерцательно. Хорошая конъюнктура - и у нас все хорошо, плохая конъюнктура - у нас все плохо. Это связано с тем, что локомотивом экономики области является нефтяная отрасль. Снизились в ней показатели - сразу же подкосились и другие предприятия, в первую очередь - машиностроительные. Нужна долгосрочная целевая политика, но в данной конкретной ситуации необходимо принятие оперативных решений. Важно проанализировать причины снижения потока инвестиций, причины снижения активности нефтяных компаний и выработать не просто обращение, к примеру, к президенту "ЛУКОЙЛа":

"Дайте нам больше инвестиций!", а создать налоговые условия, создать конкретную программу.

И еще. Будучи депутатом ОЗС уже третьего созыва, я постоянно говорю: "Давайте, прежде чем формировать бюджет, составим программу социально-экономического развития области на следующий год. Мы должны решить не только то, кому и сколько мы даем, но и за счет чего мы будем формировать бюджет". Вот спикер Николай Девяткин недавно опять объявил о проведении семинара по бюджету. То есть мы опять будем делить деньги, а вот каким способом мы будем зарабатывать эти деньги? На этот вопрос так мне никто и не ответил. Я констатирую: мы сегодня страдаем от отсутствия системности в промышленной политике в Пермской области. И если в нефтяной, энергетической и лесной отрасли обладминистрация имеет очень четкую политику и программу, то в целом комплексного подхода пока нет. И мы вместе - и администрация, и депутаты - должны решать данный вопрос. Очень приятно, что на недавнем заседании ОЗС заместители губернатора Анатолий Темкин и Аркадий Кац с этим подходом согласились, и мы договорились здесь действовать вместе.

- Но если столько идет разговоров, почему на выходе ничего нет?

- А потому, что жизнь намного сложнее. Скажем, в "ЛУКОЙЛ-Пермь" можно посмотреть маркетинговые исследования, провести анализ и в итоге издать приказ - сделать так-то и так-то, здесь сократить, здесь инвестировать. У сегодняшней власти такой возможности нет. Нельзя командным приказом заставить предприятия что-то производить или не производить. Здесь совсем иные рычаги настройки. Вопрос заключается в том, чтобы овладеть этими рычагами.

Я не согласен, что на выходе ничего нет. Просто за последние четыре года мы привыкли к хорошей жизни, к росту экономических и производственных показателей. Пермская область росла. И печально, что мы этим ростом не воспользовались - думали, так будет продолжаться всегда. Значит, где-то мы все вместе (и я с себя, кстати, этой ответственности не снимаю) допустили промах - не использовали ситуацию, чтобы создать задел для следующего цикла. И в результате получили то, что получили - кризис. Но не надо драматизировать ситуацию. Надо принимать адекватные решения, и я уверен, что мы дальше снова начнем расти.

- Сейчас опять поднимается вопрос об укрупнении областей. Ваше отношение к этой тенденции?

- Во многом это игры чиновников. Эти перестановки мест слагаемых существенного изменения не дадут. Сейчас рождается новый взгляд на федерализм. Была крайняя точка маятника, когда Ельцин сказал - берите суверенитета столько, сколько унесете. Все взяли и потащили. Пришел Путин и сказал - давайте-ка назад. И правильно сказал. Но у нас, как всегда, есть ретивые исполнители, которые говорят - не просто верните назад часть федеральных функций, а отдайте вообще все. Это другая крайняя точка - все в центр: деньги, собственность, права и так далее. Проблема суверенитета возникла тогда, когда в регионах годами не решались местные проблемы. Помните - десять лет назад в Пермской области лишь небольшой процент райцентров был соединен с Пермью асфальтовыми дорогами. Вспомните проблему газификации села, ситуацию в здравоохранении, проблему Чусовского моста, наконец (теми темпами он бы и по сегодняшний день не был бы построен). Вот так и происходило в российских регионах - проблемы не решались и возникал соблазн решить их самим, без федерального центра - при соответствующих полномочиях, конечно.

Сегодня надо искать золотую середину. Надо понимать, что из центра все вопросы решить нельзя. Ведь что произошло, когда центр сказал, что будет сам управлять ресурсами? В итоге сейчас на получение лицензии на нефтяные месторождения нам необходим год и больше, а раньше - только полгода. Сейчас Минприроды предлагает забрать право на выдачу лицензий об аренде лесов, а мы полтора года не можем получить лесные участки для освоения месторождений. То есть я еще раз хочу сказать: необходимо найти золотую середину.

Подготовил Григорий ВОЛЧЕК
Звезда
07.06.02


Док. 476046
Перв. публик.: 07.06.02
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 252

  • Кузяев Андрей Равелевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``