В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПФП-ГРУППА: ТАК СОШЛИСЬ ЗВЕЗДЫ... Назад
ПФП-ГРУППА: ТАК СОШЛИСЬ ЗВЕЗДЫ...
000 "Пермская финансово-производственная группа" готовится отметить свое 15-летие

Редкая из современных российских компаний может похвастаться тем, что она способна под свое "честное купеческое слово" привлечь многомиллионные кредиты. Буквально по звонку одного из руководителей. Под имя. Под репутацию, которая создавалась годами. Под свою историю, где нет страниц, которые хотелось бы стыдливо "переписать".

История ПФП-группы уникальна. Как буквально из ничего появился один из столпов региональной (да и не только) экономики? Объяснить это одними только логическими выкладками не удастся - придется обращаться к метафизике и астрологии.

А впрочем, почему бы и нет?



Андрей Кузяев:
от трамвая до "девятки"

Богатые и успешные люди, отвечая на вопросы о своем успехе, как правило, рассказывают все, кроме одного: как они заработали свой первый миллион. Кузяев - исключение из правил. Ему нечего скрывать, потому что это общеизвестно: первые по-настоящему серьезные деньги он заработал на Пермской товарной бирже - краеугольном камне фундамента ПФП-группы.

Начало 1990-х - время почти революционной романтики. "Тогда создавались первые банки, первые страховые компании, первые биржи, - говорит Андрей Кузяев. - Все было впервые. Это было как первая любовь".

Многие хорошо помнят то время: хотя люди исправно получали зарплату, тотальный дефицит не позволял купить практически ничего. Разве что морскую капусту да хлеб. Элементарные продукты - крупы, масло, мыло - распределялось по карточкам, которые стыдливо именовались талонами. Наверное, чтобы избежать прямых ассоциаций с военной разрухой.

Предприятия сталкивались с теми же проблемами, что и граждане. Деньги у них тоже были. Но распределительная система, система "лимитов" заставляла директоров "выбивать" буквально каждый гвоздь. Руководители, чтобы выполнить "задание партии", вынуждены были идти на всевозможные ухищрения. А потом "накрылась медным тазом" даже такая система. Предприятия отпустили "на свободу"; налаженные технологические цепочки разорвались, и они "потеряли" друг друга: просторы Родины оказались огромными.

Дело осложнялось еще и действующим законодательством. Оно было суровым. Сделка на сумму более 1 тыс. руб., осуществленная выше "госцены", именовалась спекуляцией в особо крупном размере. За это давали от трех до семи лет лишения свободы.

Вот в таких условиях созрело решение о создании Пермской товарной биржи. Это была первая пробная модель рынка - площадки, на которой продавцы и покупатели находят друг друга, а цена на их товар устанавливается в процессе торгов. Таким образом, биржа не просто стала пионером рыночной экономики региона. Она заложила саму ее основу - свободную торговлю.

Решение принималось "на самом верху". Инициатором создания биржи выступил тогдашний заместитель председателя Пермского облисполкома Евгений Сапиро.

Юрий АНТОНОВ, генеральный директор ОАО ПАО "Инкар":

- В 1991 году в рамках планового социалистического хозяйства пробивались первые ростки рыночных отношений. Тогда нас, директоров крупных промышленных предприятий, собрал Евгений Саулович Сапиро. Было предложено создать Пермскую товарную биржу. Предложение упало на вполне подготовленную почву. Общими усилиями был создан акционерный капитал совершенно нового для области предприятия. Но нужен был руководитель. В качестве кандидата нам был представлен молодой высокий парень. Нам с директором завода им. Свердлова Эдуардом Черкашиным он чем-то понравился. Мы решили поддержать его кандидатуру...

Есть несколько версий, почему выбор пал на Кузяева. Проектов биржи в Перми было восемь, но победил проект аспиранта МГУ Андрея Кузяева. Видимо, как наиболее "сильный".

Принято также считать, что выбор пал на Кузяева именно потому, что он был абсолютно неизвестным - как и будущее ПТБ. В самом деле, Кузяев был известен директорам только тем, что он учился в Пермском государственном университете у профессора Сапиро. Никто из известных людей не хотел рисковать имеющимся положением ради непредсказуемого проекта.

Так или иначе, мэтры, по мановению пальцев которых двигались тектонические плиты социалистической экономики, устами тогдашнего директора "Пермских моторов" Эдуарда Черкашина вынесли Кузяеву вердикт: "Пусть попробует!". Президентом биржи стал Виктор Гуля, тогда - руководитель "Пермглавснаба", а Кузяев назначен на должность управляющего. Правда, очень скоро он доказал свою способность быть первым руководителем и был переведен на должность президента.

"Я чувствовал себя, как Маугли, за которого только что поручились на Скале совета", - так годы спустя охарактеризует Кузяев свое состояние после этого собрания.

Учредительные документы ПТБ "весили" миллионы. С этими "миллионами" в портфеле Андрей Кузяев вышел с собрания, облегченно вздохнул и... сел на трамвай. Откуда машина у советского студента?

"Трамвай замечательный транспорт. Он идет по заранее запланированному маршруту с заведомо предсказуемым результатом", - говорил Кузяев. Если бы все в те годы было таким же понятным и предсказуемым, как трамвай! Биржевики только начинали учиться предсказывать результаты своего движения.

Чуть позже, конечно, Кузяев "круто поднялся" - купил белую "девятку", предмет вожделения многих российских автомобилистов. Иномарки были еще настолько редкими, что сами их названия вызывали в душе советского человека настороженную робость. Наверное, Андрей Кузяев, который ни для кого еще не был тогда "Равелевичем", очень любил свою машину. Во всяком случае, посетители авторынка в начале 1990-х могли издалека видеть высокую фигуру в спортивном костюме. Это лично президент Пермской товарной биржи заботливо выбирал запчасти для своей жутко престижной машины. А пока он ехал в трамвае...

Кузяев и другие сотрудники ПТБ вскоре были готовы к открытию биржи. Страна - нет. На 12 апреля 1991 года уже были назначены первые торги, а закон по-прежнему "обещал" их устроителям тюремные сроки.

Андрей КУЗЯЕВ:

- Нам очень повезло. 24 марта появился "Закон о товарных биржах и биржевой торговле", который разрешал торговлю на бирже по свободным ценам. Мы просто бежали на стену и кричали "Расступись!" И стена расступилась.

Уж конечно, не аспирант Андрей Кузяев готовил этот закон. Просто... так сошлись звезды. И получилось, что закон приготовили для него.

Первые торги проходили торжественно. Как настоящее шоу, они собрали большое количество людей, многие из которых были просто любопытствующими. По окончании устроили фуршет. Он был организован по представлениям Андрея Кузяева о том, как это должно быть: столы без стульев, шампанское и бутерброды. Присутствовавшие на фуршете учредители - те самые матерые советские директора - смотрели с недоумением. Наконец, Юрий Антонов не выдержал: "Андрей, ну что это такое! Ставь стулья, неси водку..."

Капиталистическое нововведение обмыли абсолютно по-нашему. И примета сработала.

Биржа поднималась даже не просто как самолет с вертикальным взлетом, а как космическая ракета. Вот ее не было - и вот уже весь город только и говорит, что о бирже. Первыми оценили "пробный шар капитализма" представители обладминистрации.

Виктор ГОРБУНОВ, заместитель генерального директора 000 "Пермская финансово-производственная группа":

- Тогда существовал страшный дефицит материалов и комплектующих для предприятий. Их попросту невозможно было достать. Все руководители и снабженцы выучили: каждое наименование надо не просто закупать или даже доставать, а выбивать. Через Госплан и Госснаб - короче, через Москву. Появился и немедленно начал расширяться первобытный товарный бартер...

И вдруг в Перми возникает площадка, куда можно просто приехать и купить товар за деньги. Появилась принципиально новая схема взаимоотношений поставщика и потребителя.

В то время многие участники процесса не понимали, что биржа - это не магазин и не склад, а торговая площадка, где заключаются сделки. Возникали порой анекдотические ситуации. Например, на первых торгах лесом предприятие, которое выиграло лот, готово было немедленно забрать купленный лес... Покупатели очень удивились, что лес находится буквально в лесу, в Горнозаводском районе. Вот такое было в те времена понимание процесса!

Когда биржа заработала, появилось ощущение, что мы нащупали механизм решения тех проблем, которые мешали российской экономике 1990-х. Причем механизм, задействованный на самих субъектах экономического процесса, без участия государства. Тогда это казалось совершенно нереальным. Нас многие спрашивали: "Как? Вы не регулируете у них цены, не следите за ними?!" Рыночный механизм саморегулирования товарных цен не укладывался в голове. Предприятия постоянно обращались в администрацию с вопросом: а можно ли вообще этим людям доверять?

"Доверять" начали, прежде всего, предприятия, чьи директора сами учредили биржу. Вообще-то у них не было другого выхода. Ведь биржа была единственным местом, где разрешили свободные цены.

Геннадий КУЗЬМИЦКИЙ, генеральный директор завода им. Кирова:

-Биржа стала площадкой, на которой можно было представлять свою продукцию. Она восполняла потерю хозяйственных связей, позволяла находить (в том числе предприятиям) то, что было нужно. Таким образом, она являлась не просто спекулятивным инструментом, а помогла в практической деятельности.

Андрей КУЗЯЕВ:

- Предприятия не знали, куда деть деньги, они были готовы покупать все что угодно. Был устойчиво высокий спрос на любую продукцию, представленную на бирже...

Еще одна причина взлета пермской биржи - в том, что она была фактически монополистом. Если в Москве или даже Екатеринбурге число бирж измерялось десятками, то у нас она была одна. Это было сделано сознательно: все директора объединились, а не пустили дело на самотек и не начали каждый "тянуть одеяло на себя". Благодаря этому пермская биржа не только заняла устойчивое положение в области, но и начала экспансию в другие регионы.

Ну и, конечно, "человеческий фактор". Работали начинающие биржевики "от всей души".

Сергей ОХНЯКОВ, генеральный директор "Авторадио-ТВ" (в 1990-е годы был бессменным ведущим биржевых торгов):

- Все были охвачены начавшимися переменами. В новую и интересную работу погрузились с головой, потому что казалось - вот-вот, еще годик-другой, и мы построим нормальную рыночную экономику и начнем жить как люди. Это потом уже пришло осознание того, что рынок - это очень сложно и серьезно...

Олег ЧУПИН, генеральный директор управляющей компании "Парма-менеджмент" (один из первых и наиболее "продвинутых" брокеров ПТБ):

- Мы не просто новую дорожку торили - мы искали направления. Было как в фильме "Далекая страна": перед людьми лежала огромная неизведанная земля, и все бросились ее осваивать. Кто на чем. Кто на мустангах, кто на старых клячах, кто на повозках - все стремились забить свой "колышек".

Фактор денег... Да, конечно, он присутствовал. Каждый ожидал, что сможет заработать. Но поначалу привлекало все же не это.

Ольга ГУБАНОВА, заместитель генерального директора по экономике и финансам "Композит-Нефть" (первый бухгалтер ПТБ):

- Как я попала на биржу? Увидела объявление в газете и пришла на встречу с Кузяевым. При собеседовании возник вопрос о зарплате. Кузяев спросил: "Сколько вы получаете сейчас?" Я ответила. Андрей Равелевич ответил: "Нет, что вы! Столько мы вам платить не сможем..." Но я все равно осталась. Потом, конечно, моя зарплата была в десятки раз выше, чем я получала до устройства на работу в ПТБ.

Борис ГАЛКИН, председатель совета директоров рекламной группы "Паритет" (был первым начальником отдела общественных связей ПТБ):

- Биржа поначалу не была бизнесом в современном, серьезном понимании этого слова. Это была игра молодых ребят в бизнес. За этой игрой внимательно присматривали взрослые серьезные дяди. Если вдруг ребята начинали "заигрываться" - поправляли. Но биржа для этих молодых ребят стала... Нет, даже не школой, потому что учиться приходилось у самих себя, самим себе по ходу игры сочиняя правила. Это была "подкидная доска" - та, с помощью которой преодолевают спортивные снаряды. На какой-то короткий момент у человека словно вырастают крылья. И он летит ввысь.

Вот почему история Пермской товарной биржи была яркой, как полет болида.

Но, к сожалению, такой же и быстротечной. Или все-таки к счастью?

Источник: "Новый компаньон" No4 (393) Автор: Валерий Мазанов


Док. 476006
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 180

  • Кузяев Андрей Равелевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``