В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ефим Рачевский: Наши школьники побеждают на олимпиадах, но не умеют решать практические задачи Назад
Ефим Рачевский: Наши школьники побеждают на олимпиадах, но не умеют решать практические задачи
Наши школьники побеждают на олимпиадах     

В Высшей школе экономики прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования. Его тема - "Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования".

Впереди - Финляндия и Юго-Восточная Азия

Поводом для этого совещания послужили итоги международных сравнительных исследований качества образования PISA и TIMMS, в которых участвовала и Россия.

TIMMS - это мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования для школьников 4-8-х классов. Результаты российских участников превышают средний международный балл. Не отличаются от российских результаты 7-8 стран. По математике это Малайзия, Латвия, Словакия, Австрия, США, Литва и Англия. По естествознанию - Словения, Новая Зеландия, Литва, Латвия, Словакия, Бельгия, Шотландия и Малайзия. Среди лидеров оказались Сингапур, Тайвань, Корея, Гонконг, Япония.

Что касается исследования PISA, проводившегося для 15-летних подростков (об этом "Известия" не так давно писали), то первое место в нем заняла Финляндия. Результаты значительно выше среднего уровня показали Гонконг, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Канада и Бельгия. По математической грамотности наши школьники оказались между 29-м и 31-м местом, а по грамотности чтения - между 32-м и 34-м.

Впрочем, вовсе не все эксперты считают, что результаты PISA свидетельствуют о слабости нашего образования. По мнению академика Виктора Васильева, председателя Комиссии по школьному математическому образованию РАН, задания этих тестов часто предполагают неправильный ответ, искажают саму природу того, чем является математика. В пользу недостаточной объективности результатов PISA говорит и тот факт, что наши школьники дают стабильно высокие результаты на международных предметных олимпиадах.

Нельзя сказать, кто лучше, а кто хуже

По мнению выступавшего на РОСРО декана факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук Александра Каспржака, исследовавшего "причины наших неудач", нельзя сказать, кто лучше, а кто хуже. Все определяется теми приоритетами, которые выбирает страна в сфере образования. Мы ориентированы на фундаментальное академическое образование, а "они" - на практику. Поэтому если наших школьников спросить, в чем общефилософский смысл произведения, они (в отличие от своих иностранных сверстников) ответят. А если спросить, где висело ружье, то нет.

Или фрагмент задачи "на грамотность чтения". Школьникам даются два текста: письмо некоей Хельги, которая возмущается тем, что все стены в городе расписаны граффити, и противоположное ему письмо Софьи, которая приводит аргументы в пользу этого "искусства". Школьникам нужно выразить свое мнение о граффити, показать его популярность, рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи. Нужно аргументировать, с каким из этих писем они согласны; порассуждать о стиле этих писем.

Понятно, что наши школьники в лучшем случае перескажут какой-то текст и ответят на вопросы по нему. А иностранные - приобретают "предметные умения" в результате разрешения сложноорганизованных, максимально приближенных к реальности ситуаций. Наше образование ориентировано на принципиально иной результат: у нас на выходе проверяются знания и умения, а у них - способность разрешить нестандартную ситуацию и действовать самостоятельно.

Директор московской школы Ефим Рачевский убежден, что российская школа методично убивает все те способности, которыми обладают наши дошкольники: умение наблюдать и на основе наблюдений выдавать новую информацию, вести диалог, заниматься рефлексией. То есть то, чего и требует PISA.

Замдиректора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Игорь Реморенко объяснил, почему Финляндия победила в тестах PISA. В этой стране большие академические свободы у учителей, высоки ответственность и престижность профессии (в педагогических вузах конкурс 10 человек на место); каждый учитель имеет степень магистра.

Министр образования Самарской области Ефим Коган убежден, что сначала стоит решить, нужны ли нам те качества, которые проверяет PISA. Есть две образовательные модели: одна - способствующая предпринимательскому началу (скандинавские страны, "азиатские тигры") и другая - наша, дающая академическое образование.

Тему выбора продолжил глава комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. По его мнению, если лучшие результаты в исследованиях PISA дали такие страны, как Финляндия, Исландия, Канада, то, значит, "лучше" - просвещенный социализм. Но как тогда объяснить то, что все выпускники канадских школ мечтают поступить в университеты США (хотя в Канаде высшее образование бесплатное)? "Мы кем хотим быть - Канадой или США?". Только после решения этого вопроса можно начинать интерпретировать PISA.

Из всего этого следует, что мы не лучше и не хуже. Просто мы - другие. И никакой ЕГЭ эту ситуацию не решит, а только запутает. Отсутствие умения решать конкретные задачи при хороших академических знаниях лучше всего характеризует известное выражение про нас: "если вы такие умные, то почему такие бедные?" Вопрос этот - историко-политический и до сих пор остается открытым.


http://inauka.ru/education/article52341.html?ynd

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА

11.02.2005

Док. 475966
Перв. публик.: 11.02.05
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 201

  • Рачевский Ефим Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``