В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ефим Рачевский: Классный адвокат Назад
Ефим Рачевский: Классный адвокат
В некоторых школах появились люди, готовые анонимно решать детские проблемы

Когда закончилась советская эпоха, казалось, что до правового государства недалеко. Казалось, совсем немного - и Россия вольется в мировой демократический процесс. Одним из шагов на этом пути было подписание Конвенции о правах ребенка в 1990 году, а потом в 1992-м - Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Но к реальным делам, по сути, это не привело. Через несколько лет комитет ООН по правам ребенка проверял положение дел в России и признал его неудовлетворительным: государство не может гарантировать соблюдения прав детей.

Но не всегда все хорошее делается сверху. Иногда прорастает снизу - в классах, в школах.

Раньше чем в российских регионах были введены федеральные должности уполномоченных по правам детей, в 1552-й гимназии Южного округа Москвы появился омбудсмен - уполномоченный по правам участников образовательного процесса. Сейчас их в округе 70, здесь развивается проект: "Школа как правовое пространство".

Омбудсмен - слово шведское, там в деревнях выбирали омбудсменов из самых уважаемых людей для разрешения конфликтных ситуаций без вмешательства суда. Омбудсмен, с одной стороны, неофициальное лицо, но с другой - человек, уполномоченный общиной, вызывающий доверие у окружающих и способный не только решить вопросы между своими, но и обратиться от имени общины в другие инстанции.

Этому демократическому институту уже более 200 лет. Сейчас омбудсмены существуют во многих университетах Европы и Америки. Но в школах они и на Западе - редкость. Философия этой работы - сотрудничество.

У омбудсмена в школе несколько задач: защита прав детей, учителей, родителей, формирование у них правовой осведомленности. Например, Московским департаментом разработаны нормативы домашнего задания. Оно не должно быть больше, чем половина объема работы на уроке. То есть по каждому предмету на 20-25 минут. Надо сказать, что и это немало, учитывая, сколько предметов в день, но ведь учителя не придерживаются этих нормативов. Или еще пример: на выходные дни на дом не должно быть заданий ни по одному предмету ни на какой ступени обучения: дети - и малыши, и подростки, и юноши - имеют право на отдых так же, как и работающие люди.

Еще один, постоянно нарушаемый норматив - количество контрольных работ. С 1-го по 6-й класс должно быть не больше одной в неделю. С 7-го по 11-й - допустимы две в неделю. Но мало ли школ, в которых бывает по пять контрольных в один день. Чтобы этого не происходило, в школе должен быть график контрольных работ, куда каждый учитель вписывает свои.

В каждой школе, где начал работу омбудсмен, появились стенды с обязательными нормативными актами. Но знание своих прав - еще недостаточное условие, у ребенка надо сформировать умение сопротивляться коллективному воздействию, выражать свое мнение, а для этого в школе необходима атмосфера взаимного уважения. "Если в стране пока нет главенства закона, пусть оно будет непреложным хотя бы в школе. Может быть, когда эти дети вырастут, они и построят гражданское общество, для них будет аксиомой, что закон обязателен для всех, - рассказывает Ефим Рачевский, директор Центра образования No 548 "Царицыно". - У нас в школе приняты и действуют "Правила школьной жизни". Не "Правила для учащихся", а именно правила, обязательные для всех в школе - и для учеников, и для учителей, и для всего персонала школы, для родителей и гостей.

Закон будет мертвым, если его не начать применять. Первый жесткий прецедент правоприменения был в прошлом году: за курение в туалете исключили одиннадцатиклассника. Были попытки защитить, петиции, прошения, движение... Но "Правила..." составляли все вместе, они приняты, закон есть закон, и он обязателен для исполнения.

Текст "Правил..." небольшой, но он, как американская конституция, обрастает дополнительными актами. Есть, например, "Положение об оценивании учеников", "Правила пользования мобильным телефоном в школе" (во время урока нельзя им пользоваться даже как калькулятором или источником дополнительной информации). Таким образом, часть возможных конфликтов снимается, не возникнув.

"Правила..." мы выдаем всем родителям, есть они в каждом кабинете, есть на сайте.

Дети - жертвы произвола. Во всем мире. Если бы было по-другому, не нужна была бы Конвенция о правах ребенка. Произвол чинят взрослые - и в семье, и в школе, и просто на улице и в общественных местах. И чтобы дети рядом с ними не оказывались маленькими и беззащитными, нужен человек, которому ребенок может доверить свою проблему, а может быть, и свою настоящую беду, с которой одному просто не справиться. К сожалению, не всегда эту роль выполняют родители. Бывает так, что именно от них надо защищать ребенка. Не часто это бывает и учитель. Омбудсмен в школе вполне может стать таким человеком.

Разрешение конфликтов - дело конфиденциальное. Пожалуй, многие взрослые могут вспомнить из своего детства учителя, который что-то личное, доверенное только ему, потом использовал совсем не так, как рассчитывал ребенок: выдавал родителям, учителям, а то и одноклассникам, что для подростка самое страшное. Про омбудсмена и дети, и взрослые должны знать, что любой конфликт он попытается разрешить, никуда не вынося без ведома и согласия обратившегося.

Омбудсмен образовательного центра "Царицыно" Надежда Гарниш рассказывает, что по мере того, как к ее должности в школе привыкают и дети, и родители, и педагоги, обращений становится все больше и больше. Причем проблемы, которые приходится решать, выходят все дальше за стены школы. Даже на судах приходится выступать по делам, далеким от образования, например, по квартирным вопросам, когда ущемляются права детей, особенно если родители находятся в отчаянном положении, не знают, как составить иск, не могут нанять адвоката. Вообще-то такие дети имеют право на бесплатную адвокатскую помощь. Но на практике этого не делается.

Жизнь ребенка не делится на школьную и внешкольную: чего может добиться учитель в классе, если ученик сегодня просто не спал, если проблемы в семье, если выселяют из квартиры?

Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, но мало чем могут помочь. Омбудсмен - пытается. Но когда защита прав детей выходит за рамки школьных конфликтов, ему пока тоже не хватает полномочий: особых прав он не имеет, органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, префектура пока не очень-то к нему прислушиваются. Хотя в Южном округе Москвы, где у школьных омбудсменов десятилетний опыт работы, эта проблема уже решается.

Людмила Рыбина

02.07.2007

http://www.novayagazeta.ru/data/2007/49/28.html


Док. 475961
Перв. публик.: 02.07.07
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 142

  • Рачевский Ефим Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``