В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Зайцев: К звездам из Куру Назад
Юрий Зайцев: К звездам из Куру
Из Санкт-Петербурга во Французскую Гвинею - крупнейший заморский департамент Франции - отправилось первое из двух судов с оборудованием, предназначенным для обеспечения запусков российских ракет-носителей "Союз" с расположенного там космодрома Куру. Предполагается, что время в пути составит около шестнадцати суток.

К январю 2009 г. будут подготовлены к отправке в Гвинею и два первых носителя в особой модификации, адаптированной к условиям тамошнего климата. Так же у них увеличена тяга двигателей, ракета оснащена новой системой управления, а ее головная часть подогнана под размеры европейских спутников.

Европа давно присматривалась к российской ракете-носителю. Еще в 1996 г. специально для коммерциализации запусков "Союзов" было создано совместное российско-французское предприятие "Старсем", которому поручено на эксклюзивной основе осуществлять коммерческую эксплуатацию ракеты. Доля Роскосмоса в нем составляет 25%; Самарского ГСКБ "Прогресс", где делают "Союзы" - также 25%, и 50% принадлежат консорциуму французских фирм.

Пуски начались в 1999 г. И тогда же российская сторона выступила с предложением осуществлять старты "Союзов" помимо Байконура с французского космодрома Куру. Сменив прописку, ракета-носитель смогла бы за счет близости старта к экватору выводить на наиболее привлекательную для решения многих задач так называемую геостационарную орбиту полезную нагрузку в 2,5-3 раза большую, чем при пусках с территории Казахстана.

Однако европейские компании отклонили российское предложение, так как посчитали, что этом случае "Союзы" будут конкурировать с их носителем "Ариан-5".

Рассматривался также вопрос компоновки ступеней "Союза" и РН "Ариан-4". Но при этом терялось одно из важных достоинств российской ракеты - низкая стоимость пусков.

Вопрос о возможности реализации проекта "Союз"-Куру" на какое-то время завис и активизировался к началу 2001 г. уже на новой стадии - подключились российские официальные лица высокого ранга, и во взаимодействии с французскими учредителями "Старсема" обсуждение удалось вывести на уровень Европейского космического агентства (ЕКА). В июне 2002 г. совет ЕКА подтвердил интерес к сотрудничеству с Россией в применении "Союза" на космодроме Куру.

Долгое время, однако, не получалось урегулировать финансовую сторону проекта. Половину требуемой на его реализацию суммы была готова выложить Франция. На 6% соглашалась Германия, еще 1% давала Швейцария. Но больше никто из членов ЕКА не горел желанием войти в проект. Англия его вообще категорически отвергла. Россия же, как всегда, собиралась вкладываться лишь своим интеллектуальным ресурсом. В конце концов, все вопросы были урегулированы, и в ноябре 2003 г. Франция и Россия подписали соглашение о запусках РН "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвинее. По общему мнению, оно стало новой важной вехой в их космическом партнерстве.

Следует отметить, что в основе "Союза" - знаменитая королёвская "семерка", главная "рабочая лошадка" российской космонавтики и самая массовая космическая ракета мира. По мнению зарубежных специалистов - "крепкая, недорогая и надежная". Работает она на экологически чистом топливе - керосине и кислороде. Только ею запускаются пилотируемые космические аппараты. Она широко используется и для выведения на орбиты отечественных как гражданских, так и военных космических аппаратов, а также зарубежных полезных нагрузок.

На космодромы Плесецк и Байконур РН "Союз" доставляются поблочно по железной дороге в вагонах, внешне напоминающих обычные почтовые. Для транспортировки блоков ракет в Куру разработаны специальные герметичные контейнеры, в которых будут поддерживаться необходимые влажность и давление. Сначала контейнеры с блоками доставляют из Самары в Санкт-Петербург по железной дороге. Но уже не в вагонах, а на открытых платформах. От железной дороги до порта контейнеры перевозят на специальных прицепах, разработанных европейскими специалистами. В порту прицепы вместе с контейнерами перемещаются в трюмы судов, предназначенных для перевозки ракет-носителей.

Таких судов всего два в мире. В каждое загружается сразу по две ракеты, а также разгонные блоки (РБ), контейнеры с керосином для заправки "Союзов" и бронированные емкости с токсичным топливом для РБ "Фрегат".

Суда не относятся к ледокольному классу, поэтому доставка ракет-носителей во Французскую Гвинею из Санкт-Петербурга будет возможна, очевидно, только в летнее время. Рассматривался вариант транспортировки самолетами "Руслан". Однако он оказался достаточно сложным с технической точки зрения и нерентабельным с экономической.

Предполагается, что коммерческие пуски "Союзов" из Куру будут осуществляться в течение не менее десяти лет, около четырех стартов ежегодно.

Таким образом "Союз" станет единственным в мире носителем, стартующим из трех стран - России (Плесецк), Казахстана (Байконур) и Франции (Куру). Основной полезной нагрузкой при пусках из Куру станут космические аппараты, предназначенные для работы на геостационарной орбите. Преимущественно это могут быть коммуникационные спутники.

Одно время активно обсуждали вопросы пилотируемых запусков "Союзов" из Куру. В том числе к Международной космической станции (МКС). Однако, с точки зрения массы полезной нагрузки, приэкваториальный старт из-за специфического наклонения орбиты МКС преимуществ не дает. Необходимый при этом северный (а не вдоль экватора) азимут пуска - фактически нивелирует эффективность от более низкой широты старта. Впрочем, имеется какая-то выгода ввиду того, что Земля имеет форму эллипсоида, а не сферы, но это эффект, в лучшем случае, второго порядка.

Стартовый комплекс в Куру бесполезен и для автономных пилотируемых полетов по приэкваториальным орбитам. Такие орбиты обеспечивают лишь самую минимальную зону наблюдаемой земной поверхности и фактически находятся вне зоны работы пунктов управления полетом российского наземного измерительного комплекса. В принципе допустимо использование в этих случаях американских измерительных средств или запуск специальных спутников-ретрансляторов. Но это сопряжено с дополнительными расходами и вряд ли будет оправдано.

Наконец, еще одна проблема пилотируемых пусков из Куру - обеспечение их безопасности, учитывая, что трасса выведения будет проходить над океаном. Потребуется создание очень большого количества морских и воздушных средств поиска и спасения на случай аварийных стартов.

В чем же выигрыш от запусков "Союза" из Куру? Европейцы смогут использовать новый носитель практически на экваторе и получат полную цепочку средств выведения: легкую "Вегу", средний "Союз" и тяжелый "Ариан". Набор, к которому стремится любая страна в соей космической деятельности.

Запуск спутников - дело прибыльное. По экспертным оценкам, затраты ЕКА на строительство стартового комплекса в Куру для "Союза" окупятся примерно за 10 лет.

Российская сторона в убытке также не должна остаться, хотя ее приобретения не столь очевидны. Хотя бы потому, что прописка "Союза" на экваторе может нанести достаточно серьезный удар по нашему самому выгодному космическому перевозчику - "Протону". Зашатается и проект "Морской старт", в котором Россия принимает активное участие. Наконец, запуски "Союза" из Байконура могут стать нерентабельными. Не только из-за меньших возможностей по выведению полезных нагрузок в космос, но и из-за цены, которая в случае Куру предполагается, вроде бы, демпинговой.

По опыту прошлых лет хорошо известно, что не каждый совместный космический проект бывает выгоден всем, в том числе и его инициаторам, но каждая экспансия приносит те или иные желанные плоды.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


11-07-2008
http://pda.rian.ru/analytics/20080711/113783178.html

Док. 475760
Перв. публик.: 11.07.08
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 47

  • Зайцев Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``