В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Зайцев: Москва и Дели на пути к истребителю пятого поколения Назад
Юрий Зайцев: Москва и Дели на пути к истребителю пятого поколения
Несмотря на то, что российскими ВВС в лице истребителя МиГ-29М с отклоняемым вектором тяги в эти дни восхищаются многочисленные зрители и специалисты на авиакосмическом салоне в Дубаи, этот самолет принадлежит все же к уходящему поколению боевой авиации. Будущее - за принципиально новыми решениями, которые составят основу самолетов пятого поколения. И такие самолеты у России будут при непосредственном участии Индии: очередной раунд переговоров между российской и индийской делегацией начался в Дели 15 ноября. Российскую сторону представляет, в частности, авиастроительная "Компания Сухой", индийскую - руководство министерства обороны.

О том, что к 2015 г. Россия выйдет на создание истребителей пятого поколения, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе телеконференции в прямом эфире 18 октября. Ранее, будучи министром обороны, первый вице-премьер России Сергей Иванов утверждал, что истребитель пятого поколения поднимется в воздух в 2009 г., а серийное производство начнется в начале 2010 г. Но большинство экспертов не разделили его оптимизма. По их мнению, появление самолета можно ожидать в лучшем случае в 2012-2014 гг., что, в итоге, и подтвердил президент.

Напомним, что 7 сентября 1997 г. в США совершил первый полет предсерийный истребитель пятого поколения F-22. Спустя две с небольшим недели поднялся в небо российский СУ-37. Он был представлен как прототип истребителя пятого поколения и сейчас носит имя Су-47 "Беркут".

Сегодня самолеты пятого поколения, в частности, американский F-22 Raptor и американо-европейский F-35 Joint Strike Fighter уже летают. Последний, кстати, его создатели называют даже самолетом поколения 5+, подчеркивая превосходство над созданным ранее F-22.

Судьба "Беркута" сложилась иначе. Заложенный в его конструкции потенциал полностью реализовать в серийном производстве не удалось. Разработанный в КБ Сухого в инициативном порядке и построенный за счет собственных средств, он так и остался исключительно экспериментальным самолетом. Тем не менее, его схема оказалась очень удачной для отработки в масштабе один к одному различных технических решений, которые реализуются сегодня в проекте ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).

На разработку F-35 было потрачено более $20 млрд. И, как считают эксперты, без крупного иностранного партнера разработка нового боевого самолета в России невозможна. Только на проектирование двигателя - самого затратного этапа реализации проекта - требуется от $600 до $800 млн., а его производство обойдется в $1,5 млрд.

На роль партнера в наибольшей степени подходили Китай и Индия. Однако Китай предпочитал и предпочитает разрабатывать истребитель самостоятельно, а Индию в большей степени интересуют современные технологии проектирования, нежели строительство самолетов по готовому проекту.

Переговоры о совместном создании российско-индийской боевой машины неспешно тянулись с 2003 г. Индия настаивала на разработках "с нуля". Для России это означало работу над еще одним параллельным дорогостоящим проектом.

Долгий путь к решению о совместном производстве истребителя, по всей видимости, во многом обусловлен неоднозначным опытом Дели в военно-техническом сотрудничестве с Москвой. Кроме несомненных успехов, в нем имели место и большие провалы, и даже конфликты. Вот краткая история вопроса.

Самый свежий пример - затянувшаяся модернизация авианосца "Адмирал Горшков". По контракту он должен быть передан индийской стороне в 2008 г. Однако сможет выйти на ходовые испытания в лучшем случае в 2010, а то и в 2012 г.

Российская бюрократия поставила на грань закрытия и индийско-российский проект военно-транспортного самолета. Два года подготовительные документы бродят в чиновничьих лабиринтах. Индия уже заявила, что может выйти из проекта и предпринять совместную разработку с Бразилией или европейскими компаниями.

Мы многое потеряли в отношениях с Индией только из-за нашей неорганизованности, - считает руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. Постоянные срывы сроков поставок, ненадлежащее исполнение контрактов. Поэтому Индия стремится подстраховаться от российской неорганизованности. Так, закупка новых истребителей на сумму более $9 млрд. будет осуществляться на тендерной основе. Между тем, индийские инженеры и техники, хорошо знакомые с технологией производства российских машин, смогут без труда освоить и сборку, что входит в условия тендера, нового отечественного самолета.

Поэтому, если раньше просто был бы заключен контракт на приобретение российских Су-35, то теперь России придется бороться за него с американцами и французами.

Одно время индийское руководство стало склоняться к сотрудничеству с Соединенными Штатами, стремясь получить самолет F-35. Однако условия оказались неприемлемыми для Индии: США даже с самыми близкими странами-союзниками не желают делиться технологиями.

В конце концов, в ответ на российское предложение о совместной разработке боевого самолета пятого поколения Индия после достаточно продолжительных раздумий согласилась на сотрудничество в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на совместное производство истребителей индийской компанией HAL и российской "Сухой".

Соответствующее межправительственное соглашение было подписано в Москве в октябре этого года. Оно предусматривает равное финансирование и равный инженерный вклад сторон в создание самолета. По мнению министра обороны Индии Абраккабарамбилома Куриан Энтони, данное соглашение - новая страница российско-индийского сотрудничества в области военной техники и военных систем современного типа. Это будет одна из крупнейших совместных программ сотрудничества Москвы и Дели в военной сфере.

Одно из важнейших требований к создаваемому истребителю пятого поколения - сверхманевренность, т.е. способность сохранять устойчивость и управляемость на углах атаки 90 градусов и более. Следует заметить, что это требование первоначально предъявлялось и к американской машине. Однако в дальнейшем, столкнувшись с трудноразрешимой задачей совместить в одном самолете малую заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость и сверхманевренность, американцы были вынуждены пожертвовать последней.

У российско-индийской будущей машины есть все основания превзойти все ранее достигнутое в деле повышения маневренности самолетов. Ведь маневренные возможности американского истребителя F-22, вероятно, лишь приближаются к уровню, достигнутому на модернизированном Су-27, оснащенном системой управления вектором тяги. Испытанные на этом самолете двигатели Ал-37ФУ с круглыми поворотными соплами для управления вектором тяги позволяют без особых проблем летать на крейсерской сверхзвуковой скорости. Возможность интенсивных разворотов с большими угловыми скоростями и малыми радиусами траекторий во всех плоскостях резко повышает боевую эффективность самолета.

Истребитель пятого поколения - это еще и бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, которые должны обеспечивать большую дальность обнаружения противника и возможность работы по любым целям, а также автоматизацию управления бортовыми информационными и помеховыми системами. Он должен также обладать возможностью обмена информацией с внешними источниками по закрытым каналам, иметь повышенную боевую автономность и автоматизированную систему управления на уровне решения тактических задач. И здесь помощь индийских электронщиков может оказаться незаменимой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

15/11/2007
http://www.rian.ru/analytics/20071115/88269113.html

Док. 475733
Перв. публик.: 15.11.07
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 115

  • Зайцев Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``