В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Зайцев: Долгий путь `Ангары` на Дальний Восток Назад
Юрий Зайцев: Долгий путь `Ангары` на Дальний Восток
В ближайшие дни Роскосмос намерен формально объявить конкурс на разработку новой ракеты-носителя, которая будет запускаться с нового космодрома Восточный в Амурской области. Указ о его создании был подписан президентом России Владимиром Путиным в ноябре прошлого года. Между тем, создание новой системы выведения, которой станет, без сомнения, разрабатываемый добрый десяток лет комплекс "Ангара", и развертывание дальневосточного космодрома наряду с проектированием новых пилотируемых кораблей превратились в единую, пока с трудом решаемую проблему отечественной космонавтики.

По словам первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова, место для нового космодрома будет окончательно определено в 2009 г. В 2013 г. с него начнут запускаться автоматические космические аппараты, а с 2018 г. - космонавты. "Это будет совершенно новый объект, рассчитанный на технику, которой еще нет в природе, то есть следующее поколение ракет-носителей", - подчеркнул Иванов.

Коль это так, то вызывают определенные сомнения объявленные сроки начала эксплуатации космодрома. В этой связи нелишне будет напомнить о самом длительном "долгострое" в истории отечественной космонавтики - создании космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара", предназначенного как раз для нового космодрома.

Его эпопея началась в 1992 г., когда с распадом СССР пришло осознание, что у России больше нет независимого доступа в космос. Космодром Байконур, с которого можно было запускать тяжелую ракету-носитель "Протон" и выводить оборонные спутники (системы предупреждения о ракетном нападении, связи и другие) на геостационарную орбиту, оказался на территории независимого Казахстана. Теперь Россия должна была арендовать у него космодром за $115 млн. в год. Но проблема заключалась не в деньгах, а в том, что национальная безопасность страны стала зависимой от воли другого государства.

Работы по КРК тяжелого класса "Ангара" были инициированы постановлением правительства Российской Федерации от 15.09.1992 г. Долго не могли определиться с местом базирования комплекса. В конечном итоге был выбран космодром Плесецк - когда-то одна из первых боевых позиций межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Но главный недостаток космодрома - широта, на которой он расположен.

Выгоднее всего выводить полезные нагрузки в космос со стартовых площадок, расположенных вблизи экватора. Тем самым обеспечивается при использовании одной и той же ракеты-носителя почти двукратный выигрыш в массе запускаемого космического аппарата. Однако, выбирая место базирования МБР поближе к потенциальному противнику - ракеты должны были лететь через Северный полюс, советские военные не предполагали, что когда-нибудь из Плесецка будут запускаться спутники. Строить же старт для "Ангары" в "чистом поле" в 1990-х годах посчитали, и, надо заметить, совершенно обоснованно, слишком дорогой затеей. Поэтому и остановились на Плесецке, где уже была к тому времени достаточно развитая инфраструктура.

В 1994 г. победу в конкурсе на КРК одержал Центр Хруничева с проектом "Ангара-26" (число 26 означало массу полезного груза, выводимого на низкую орбиту). Создание комплекса было узаконено Указом президента и постановлением правительства РФ от января и августа 1995 г. соответственно. Но к этому времени вопросы использования Байконура удалось урегулировать, и Росавиакосмосу "Ангара" стала уже не особенно нужна: отечественное космическое агентство вполне удовлетворялось имеющейся номенклатурой ракет-носителей. Заинтересованной стороной оставались только военные. Они по-прежнему считали необходимым обеспечение независимого доступа в космос. Но их поддержка проекта была больше моральной. Финансирование работ велось в основном за счет собственных средств Центра Хруничева.

В процессе разработки КРК его концепция изменилась радикально. Первоначально в составе носителя планировалось использовать два двигателя, причем оба практически серийные - кислородно-керосиновый с первой ступени ракет-носителей "Зенит" и "Энергия" и кислородно-водородный с центрального блока "Энергии". Потом было решено перейти на новый кислородно-керосиновый двигатель, а затем - на его форсированный вариант. Разработка этого двигателя с высочайшими тяговыми характеристиками, формально базирующаяся на имевшемся заделе, а практически начавшаяся с нуля, столкнулась с многочисленными техническими трудностями.

Далее конструкция ракеты стала блочной: в основу компоновки лег так называемый универсальный ракетный модуль (УРМ-1). Надо сказать, что в середине последнего десятилетия прошлого века прогнозы развития рынка коммерческих запусков были очень оптимистичными. Концепция же модульного построения позволяла создавать из небольшого набора универсальных модулей ракеты-носители различной грузоподъемности - от легкого до тяжелого классов. Таким образом, это выглядело, вроде бы, наиболее оптимальным решением в завоевании рынка пусковых услуг. Однако реальность сильно разошлась с прогнозами, особенно в части спроса на ракеты легкого класса. При малом же количестве стартов основной вклад в их стоимость вносят затраты на разработку носителя. Поэтому принятая для "Ангары" модульная схема построения конструкции оказалась рекордной и по финансовым, и по временным затратам, поскольку требовала создания сразу всего набора ракетных составляющих.

Кроме того, унификация напрямую влияет на массовые характеристики изделия, причем в худшую сторону. В итоге вместо двухступенчатого варианта тяжелых и средних ракет потребовались трехступенчатые. Каждая дополнительная ступень - это не только снижение надежности (по количеству автономных блоков-модулей тяжелая "Ангара" превосходит "Протон"), но и дополнительное отчуждение территорий под поля падения отработавших ступеней.

Но и это еще не все. В первоначальном варианте "Ангару" предполагалось запускать со стартового комплекса РН "Зенит-2", который сооружался в Плесецке, и нужна была в основном лишь доработка его инфраструктуры. Для запуска носителей всех классов - от легкого до тяжелого - требовался универсальный стартовый комплекс, а это - совершенно новое сооружение (хотя часть инфраструктуры зенитовского старта все же удалось использовать). Только в 2006 г. на северодвинском машиностроительном предприятии "Звездочка" смогли изготовить стартовый стол для запуска РН "Ангара" всех классов.

С целью снижения рисков летно-конструкторские испытания комплекса планируется начать пуском легкой РН "Ангара-1.2" (в 2011 г.). Но уже второй пуск, как ожидается, будет выполнен в тяжелом варианте, но, очевидно, не ранее 2012 г. Таким образом, весь цикл создания космического ракетного комплекса "Ангара" - от выхода постановления правительства до старта - составит практически 20 лет. Притом, что с 2004 г. финансирование проекта ведется из госбюджета по графику и в полном объеме.

Скорее всего, российское правительство и не задумалось бы о новом космодроме на своей территории, если бы не осложнились отношения с Казахстаном по вопросу использования Байконура. Совсем недавно случились очередной скандал и денежная тяжба из-за аварии с РН "Протон".

Но сроки! Несомненно, новый, более южный, чем Плесецк, космодром рано или поздно понадобится России, чтобы сделать отечественную космическую программу полностью самодостаточной.

По-сути, все, что происходит с этой программой последние 15 лет, стало закономерным следствием распада СССР, и ситуация только-только начинает выправляться. Как заявил первый вице-премьер Сергей Иванов: "На сегодняшний день мы уже обеспечили независимый доступ России в космос для запусков любых космических аппаратов военного назначения с космодрома Плесецк". Однако это не так. До начала эксплуатации "Ангары" выведение с северного космодрома космических аппаратов, как гражданского, так и военного назначения, на геостационарную орбиту по-прежнему остается невозможным. Сейчас Плесецк подходит для запуска спутников только на низкие орбиты.

Что еще не понятно из "пассажей" федеральных чиновников, так это - для чего нужно объявлять нереальные сроки. Тем более что задержка с созданием космодрома Восточный - отнюдь не повод для огорчения. Скорее, наоборот. Все тот же Иванов заявил: "Космодром - это очень серьезное дело. Это даже не микрорайон построить. Это, по существу, новый город: со школами, жилыми домами, больницами, детскими садами, с развитой энергетической и транспортной инфраструктурой".

Так, может, и следует сначала построить этот город, чтобы ракетчики работали в нормальных условиях, а не как в Плесецке в конце 1950-х и даже начале 1960-х годов, когда ставили на боевое дежурство первые ракеты и жили в железнодорожных вагонах и аппаратных помещениях монтажно-испытательного корпуса. А на Байконуре, который начал создаваться раньше, - даже в землянках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

09/01/2008
http://www.rian.ru/analytics/20080109/95866604.html

Док. 475731
Перв. публик.: 09.01.08
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 116

  • Зайцев Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``