В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`, том 2, `Условие Nо 6: Подготовка и смена управленческих кадров` Назад
Алексей Подберезкин: `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`, том 2, `Условие Nо 6: Подготовка и смена управленческих кадров`
"... основной проблемой будет поиск компетентных идеологов ..."1

В.Васильев

"Интеллигенция уже не может
претендовать на то, чтобы знать
за других или мыслить за них..."2

М. Мамардашвили

Решение задачи опережающего развития "Большого скачка" обусловлено наличием необходимого кадрового потенциала. Это одно из важнейших, если ни самое важное условие. Этому есть объективное объяснение. Известно, что социальные революции на разных этапах выдвигают на первый план различные социальные и профессиональные группы. Не вдаваясь в детали их можно классифицировать как "революционеров" (уничтожающих прежние устои, - Б.Ельцин, Г.Бурбулис, Е.Гайдар и др.), "хозяйственников" (закрепляющих новое соотношение экономических и социальных сил, - В.Черномырдин и его команда) и - если стране повезет! - "компетентных креативщиков".

Требования, предъявляемые "историческим моментом", к этим группам, также разные. Если для "революционеров" важно сломать систему, безобидно бороться "против", зачастую не понимая, где конечная цель, то неизбежно сменяющая их команда "хозяйственников" должна уметь "делить и умножать". Труднее всего с третьей группой - компетентных креативщиков", - которые, во-первых, должны вытеснить "хозяйственников", а, во-вторых, предложить (навязать, заставить) стране и обществу свой вариант развития. Здесь все зависит от лидера и его команды, которая, кстати, должна уже быть не только предана, но и компетентна и креативна. Как справедливо отметил один генерал ФСБ, "здесь все дело в команде, сформированной для решения стратегических задач по принципу компетентности". При этом можно согласиться, что основной проблемой будет "поиск и обнаружение компетентных идеологов, доступно и просто объясняющих народу и его лидерам перспективы социально-экономического развития страны" .

К сожалению, масштаб этой проблемы еще полностью недооценен, хотя очевидный кадровый голод на управленческие ресурсы и на высокопрофессиональные трудовые ресурсы, возникший в 2007 году, уже начал остро сказываться на социально-экономической жизни страны. Политические изменения, связанные с выборами в Госдуму и Президента России, должны были дать старт изменениям кадровым. Окончательному переходу от социальных групп "революционеров" и "хозяйственников" к "компетентным креативщикам". Появление в феврале 2008 года стратегии долгосрочного развития, а в марте проекта концепции социально-экономического развития до 2020 года отчетливо зафиксировало эту тенденцию.

К середине 2008 года, по мере роста в российской экономике, этот голод, - управленческий, "на идеологов" и кадровый, как я ожидаю, должен превратиться уже в острейший кризис, который по своей актуальности может стать более важным, чем даже энергетический. Кризис, возможно, не только экономический, но и политический.

Но кризис с кадрами это лишь одна сторона проблемы. Другая же заключается в том, что новая экономика и новое общество потребуют, чтобы большинство граждан стали выполнять ту функцию, которая прежде принадлежала интеллигенции, т.е. создание интеллектуального продукта и услуг. Таким образом, большинство общество постепенно, но в обозримой перспективе, должно превратиться в общество интеллектуалов, а, в конечном счете, в общество интеллигентов.

В этой связи необходимо яснее представить себе, что включает в себя понятие "интеллигент", каковы основные качества этого, класса и в чем он отличается от такой важнейшей социальной группы, как "креативный класс". Если обратиться к подходу социологов (Социологический бюллетень "Доминанты: поле мнений, 2008 г., No 4, с. 7), то набор качеств, приписываемый интеллигенции, следующий:


(в % от числа опрошенных)

Образованный, грамотный, начитанный, эрудированный        27

"Всесторонне развитый"; "высоко образован, имеет ученую степень"; "грамотный, образованный"; "имеет высшее образование"; "много знает, много читает"; "широко образованный"; "эрудированный".
        
Воспитанный, вежливый, скромный, сдержанный, уважает окружающих, ведет себя достойно        26

"Ведет себя достойно во всех отношениях"; "знает чувство такта, умеет вести себя в обществе"; "кто не унижает людей"; "никогда не будет перебивать собеседника в любой полемике"; "правильно воспитанный"; "скромен"; "тактичен, деликатен"; "уважает окружающих и старших"; "ведет себя сдержанно в обществе"; "может держать себя в руках, не вызывая эмоций"; "серьезный"; "умеет контролировать свое поведение в обществе"; "умеет себя сдерживать"; "хорошо воспитанный, может уступить место женщине, пожилым людям в транспорте".
        
Культурный, несет культуру в массы        15

"Владеет и бережет и передает из поколения в поколение культурный опыт"; "занимается возрождением культуры в людях"; "культурные люди"; "культуру распространяет хорошую"; "несет культуру в общество"; "обладает культурой бытия".
        
Умный        10

"Имеет высокий интеллект"; "с царем в голове"; "у кого развит интеллект"; "умеет думать"; "умен".
        
Честный, порядочный, справедливый        9

"Для кого честь и моральные правила превыше всего"; "добропорядочный"; "не кривит душой"; "не поступается своими принципами и поступает по совести"; "против совести не делает ничего плохого"; "порядочный в любой ситуации"; "честен перед собой".
        
Общественно активный, приносит пользу обществу, патриот        7

"Заботится о людях, знает их проблемы"; "несет ответственность за судьбу страны"; "общественно полезный человек"; "патриот своей Родины"; "переживает за судьбу страны, а не думает о себе, переживает за народ"; "своей деятельностью оказывает положительное влияние на общество"; "вкладывает весь свой талант в работу на благо"; "умение внимательно относиться к проблемам общества"; "участвует в политической жизни страны, патриот".
        
Добрый, отзывчивый, помогает другим людям        5

"Внимательно относится к окружающим людям. Само поведение в обществе доброжелательное"; "внимательный, неравнодушный"; "во всем положительный, готов помочь в любую минуту"; "добро людям делает"; "не пройдет мимо чужого горя"; "сочувствует, сопереживает за других"; "хорошо себя ведет, помогает более слабым".
        
Ответственный, добросовестный, хороший специалист        4

"Верен принятому решению"; "добросовестно относится к своей работе"; "кто ответственно подходит к своим обязанностям и отвечает за свои слова и действия"; "может отвечать за свои поступки"; "ответственно относится к данному слову"; "ответственный за свои деяния"; "знающий своё дело"; "профессионал"; "хорошо понимает в делах".
        
Занят умственным трудом, творчеством        3

"Занимается непосредственным умственным трудом"; "занимается интеллектуальной деятельностью"; "занимается наукой"; "занимается творчеством, умственным трудом"; "занимаются наукой, культурой"; "работа не физическая"; "занимаются творческой деятельностью".
        
Уважаемый человек, пример для других        2

"Вызывает уважение окружающих"; "другим пример подает, как жить надо"; "показывает хороший пример"; "уважаемый в обществе"; "является примером для других".
        
Духовный, нравственный        2

"Высокоморальные люди"; "духовно богатый"; "живет духовной жизнью"; "обладают моральными
        
и т.д.        


Другими словами в общественном сознании это, прежде всего, "интеллектуал", "умный", "образованный" человек, который также обладает культурой и воспитанием, честностью и порядочностью, т.е. знания и образование сочетаются с культурными и нравственными качествами.

Вместе с тем необходимо отметить, что социальные группы, куда входит интеллигенция и креативный класс отнюдь не тождественны. Такие качества как креативность, предприимчивость, способность реализовывать идеи отнюдь не отмечаются социологами как качества интеллигенции. Это означает, что интеллигент не рассматривается в обществе как созидательная, влиятельная сила общества. Что, в общем-то, отражает сегодняшние российские реалии. Не случайно, что соцопросы показывают, что только 23% граждан считают, что интеллигенция оказывает сильное влияние на положение дел в стране .

В отличие от интеллигенции представители креативного класса могут не обладать всем интеллектуальным и нравственным набором качеств, но заметно выделяться предприимчивостью, энергетикой, целеустремленностью и т.д. Последние 15 лет показывают, что отнюдь не самые умные и образованные, а тем более нравственные наши сограждане преуспели на ниве предпринимательства и карьеры. Скорее наоборот.

Другое дело, что это можно рассматривать как временное явление, характерное для переходного периода. Для будущего страны вероятно сочетание интеллигентности (как общего качества) с предпримчивостью, к которой будет способно 5-10% интеллигентов. Вопрос в том, как сознательно выстроить этот процесс.

Это в частности означает, например, что высшее образование должно стать не только общедоступным, но и всеобщим, а процесс переподготовки кадров - постоянным.

Переподготовка кадров для новой экономики и нового общества предъявляет качественно новые требования к ВУЗам и всей системе подготовки и переподготовки кадров, которая должна стать фактически непрерывной. Глобализация образования, рост его стоимости (для сравнения: в США - 22-24 тыс. долл., а в России 1-2 тыс. долл. на одного студента), информатизация, которая в том числе делает общедоступными любые учебные курсы и практически любых преподавателей, рост численности студентов, который превратил высшее образование практически во всеобщее и другие факторы, делают образование самой динамичной развивающейся отраслью экономики.

Другая сторона проблемы - растущая связь образования и науки, когда доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов превышает 25%. Более того, сегодня говорить о качественном образовании без научного опыта становится бессмысленно. Знания "чистых" преподавателей, не занимающихся научной деятельностью, стремительно устаревают и уже не соответствуют требованиям.

В России пока что наблюдается другая тенденция: реформы нередко дают обратный результат. Как справедливо отмечает ректор Российской экономической школы С. Гуриев: "Все количественные показатели уровня исследований (такие как публикации в международных журналах, индексы цитируемости и т.д.) за последние 15 лет существенно ухудшились. При этом надо иметь в виду, что показатели качества исследований очень инерционны: в их общем весе доля достижений советской науки все еще очень велика, так что на самом деле ситуация может быть еще хуже. С другой стороны, как указывают сами академики, в расчете на доллар потраченных средств российская наука, наверное, самая эффективная в мире. Годовой бюджет РАН примерно равен годовому бюджету хорошего, но небольшого американского университета (с 1000 преподавателей и 6000 студентов). При этом в РАН работает примерно 100 000 человек (из которых около половины научные работники), поэтому вообще удивительно, как РАН удается производить хоть какие-нибудь конкурентоспособные исследования" .

Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. Как справедливо заметил в январе 2008 года митрополит Климент: "Церковь, "беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей" таких дисциплин, как история, литература и русский язык. "Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно" , - призвал иерарх".

Это вытекает из объективных закономерностей нового этапа развития человеческого общества, который на глазах трансформируется из информационно-технологического этапа. На этом отрезке развития уже не только технологии, но и нравственно-духовные и культурные факторы будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.

Отставая в 90-ые годы на технологическом этапе, Россия не имеет права не учитывать эти новые факторы, которые в 2010-2020 годы будут определять темпы развития общества, экономики и качество человеческого потенциала.

Из приведенного примера много видно. Главное, - что масштаб финансирования (а, значит, и приоритеты) российской науки и образования все еще абсолютно несопоставимы с требованием времени. И как бы ни совершенствовалось ее управление, какие бы инновации ни предлагались, от этого вывода уйти нельзя. В период, когда будущее наций определяется их вниманием к фундаментальной науке и НИОКР, требуется принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением научных исследований. Принципиально это значит в десятки раз увеличить нынешние объемы финансирования. Причем, речь идет не только о фундаментальной науке, а о сознательной политике государства по созданию "креативного класса".

Но материальная составляющая не является единственным инструментом для решения проблемы подготовки кадров. Огромное значение имеет консолидация нации, сознательное патриотическое воспитание граждан. "Большой скачок" - это национальная мобилизация, которая невозможна без сознательного воспитания чувства патриотизма, которое является огромным и еще малоиспользуемым резервом нации. Так, по оценке социологов, почти 80% граждан страны считают себя патриотами .

Полный текст материала находится в приложении.

Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор.

13 августа 2008 года.
www.nasledie.ru




Док. 475702
Опублик.: 13.08.08
Число обращений: 360

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Внимание всем! Мы начинаем публикацию второго тома монографии Алексея Подберезкина `ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛЪ`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``