В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Владиславлев: `Прелести` экономического бандитизма Назад
Александр Владиславлев: `Прелести` экономического бандитизма
Расскажу историю 1995 года, связанную с капитализацией.

Группа товарищей, директоров цементных заводов, в те времена полностью разрушенных, решили объединиться в компанию, в которой было четыре завода при собственности компании выше 51 процента.

Стали изучать, как дальше быть... И сами пришли к капитализации. Стали смотреть, сколько это реально стоит и где взять деньги. И тогда мы наткнулись на интересное обстоятельство: тонна установленной мощности цементного завода в России стоила 6 долларов, а скажем, в Румынии в то же самое время - 49. В Болгарии и Венгрии - уже 80 долларов. В Европе - 120-140, а в Америке - 160!

Резерв потрясающий: 6 у нас - и 49 в Румынии. Через полгода мы провели оценку и, затратив номинальные деньги, получили цифру 90 миллионов долларов. Логика была такой: 6 долларов мы получали за тонну установленной мощности, и 60 процентов от общей стоимости добавляли к оценке при наличии хорошего российского менеджмента. У нас было 10 миллионов тонн, шесть долларов за тонну, плюс 60 процентов, вот и 90 миллионов.

И еще мы на практике поняли одну важную вещь: когда ты крадешь мешок цемента, ты у себя из кармана крадешь гораздо больше, чем этот мешок стоит. Поэтому надо было нанять "братву", чтобы защищать этот цемент, чтобы самым страшным для бизнеса делом стал этот пропавший мешок.

Дальше все шло нормально. Я предложил компанию Мировому банку, они, увидев оценки капитализации, купили 19 процентов бизнеса, потом еще крупный производитель пришел. Мы получили первые 36 миллионов долларов для компании и на эти деньги построили цементные терминалы на Тихом океане для продажи цемента на Восток, и в Саратове - для продажи в Азербайджан... Прошел год. Снова оценили, не инвестируя ни одного рубля, и оценка составила свыше 200 миллионов долларов. Трагедия наступила, когда через четыре года компания стала стоить 520 миллионов. В этот момент появились товарищи "олигархи", или полуолигархи, и возникла проблема: либо они разрушают бизнес, либо ты должен его продать. Сопротивление бесполезно.

Мы немножко, конечно, повоевали, но продать пришлось. Поэтому, когда мне рассказывают о "криминале в спортивных костюмах" - это детский лепет по сравнению с криминалом, который наступает после определенных цифр. Когда компания отлажена, функционирует, когда она инвестирована, когда все в порядке, вот тогда в полной мере и проявляются все прелести нашего экономического бандитизма.

Мне очень приятно, что тема капитализации стала, наконец, обсуждаться, но я бы кое-что изменил в подходах. Мне кажется, что надо было бы, говоря о капитализации, начать масштабный ликбез, который у нас попросту отсутствует. И еще. Я бы начал этот ликбез на опыте компаний, которые реально умеют этим пользоваться ("ЮКОС" и прочие свалки краденного, так скажем, не в счет).

Вот их опыт надо взять и определить, какие факторы реально определяют судьбу капитализации в России. Поначалу это - достаточное образование и просвещение, чтобы бизнес почувствовал: "товар - деньги - товар" - забытая категория. Хотя у нас большинство компаний живет именно так: "произвели - продали", чуть-чуть подправили и продали, и так далее.

Кроме того - надо начинать реально анализировать государственную ситуацию. Есть основания утверждать, что в нашей стране, в этих условиях, при данной организации власти, ни о какой рыночной экономике говорить невозможно. И если вы меняете организацию власти, тогда появляется возможность что-то сделать. Причем, на примерах простых цементных или угольных заводов это легко доказывается.


http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?subaction=showfull&id=1109933969&archive=1112609966&cnshow=news&start_from=&

No3, Март 2005


Док. 475680
Перв. публик.: 13.03.05
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 187

  • Владиславлев Александр Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``