В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Шлыков: Об этапах развития информационных технологий в компании DIXIS Назад
Андрей Шлыков: Об этапах развития информационных технологий в компании DIXIS
Интервью с Андреем Шлыковым об основных этапах развития корпоративной информационной системы в группе компаний DIXIS.

- Андрей, расскажите, в какой момент своего развития компания DIXIS впервые задумалась о необходимости комплексной автоматизации?

- Компания DIXIS основана в 1996 году. Изначально профиль компании предполагал оптовую продажу оборудования. Но уже через год был открыт первый розничный магазин в галерее "Актер". Активное развитие розничной сети компании началось в 2002 году, когда количество салонов утроилось, и уже к 2003 - выросло в 4 раза. К этому времени в составе компании насчитывалось около 200 салонов связи, расположенных не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже и Краснодаре. Перед руководством компании остро встал вопрос о повышении эффективности управления территориально-распределенной структурой. Необходимо было отладить систему товарооборота, а также оптимизировать всю структуру управления компанией. Для решения этой задачи было принято решение о проведении комплексной автоматизации на базе Microsoft Business Solution - Axapta.

- На смену какому программному обеспечению придет Axapta?

- С 2000 года и до настоящего времени компания DIXIS использует продукт 1С. Сейчас работает 1C: Предприятие v7.7. - собственная конфигурация, написанная с нуля. Оптовое направление компании перешло на 1С осенью 2000 года.
Со временем из оптовой конфигурации выделилась отдельная розничная конфигурация. С мая 2002 года появилась сервисная конфигурация. С тех пор все три основные конфигурации постоянно совершенствуются и еженедельно обновляются.

Оптовая конфигурация работает в режиме единой центральной базы, к которой регионы получают удаленный доступ. Розничная и сервисные базы в каждом регионе свои, однако, они ежедневно отправляют необходимую информацию в центральный офис, где она обрабатывается аналитическим программным обеспечением.

- Расскажите чуть подробней об использовании 1С для основных направлений DIXIS. Что из себя представляет розничная конфигурация?

- Как я и говорил, мы работаем в нескольких регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. И в каждом из них существует своя региональная база розничных продаж, объединяющая все магазины региона и работающая по принципу распределенной базы данных (РБД). Это означает, что каждые 24 часа из локальной базы каждого магазина накопленная за сутки информация о продажах поступает в региональную базу. При необходимости поступление информации можно сделать более динамичным, но нам хватает ежесуточного обмена данными. В результате по каждому региону мы имеем ежесуточно обновляемую информацию о продажах.

На Рис. 1 Вы можете увидеть схему взаимодействия региональных БД и локальных БД магазинов.

- Но Вы сказали, что регионов несколько. Как же Вы консолидируете информацию в Центре?

- После завершения сбора данных о продажах из магазинов, обновленные данные из региональных баз поступают в Центр. Это также происходит ежесуточно. В Центре эти данные консолидируются с помощью специального аналитического программного обеспечения, работающего по OLAP-технологии.

На Рис. 1 Вы можете увидеть схему взаимодействия региональных БД и OLAP-хранилища в Центре.

- Вы упоминали еще и оптовую конфигурацию. А как она работает?

- Принцип функционирования оптовой конфигурации отличается от розничной. Здесь доступ из регионов к единой базе осуществляется через удаленное подключение (терминальный доступ). При этом сама база находится в Центре. Для анализа используется все та же OLAP-технология, но уже с другой конфигурацией. Общую схему взаимодействия баз данных оптовой конфигурации Вы можете увидеть на Рис. 2.

- Если просуммировать возможности оптовой и розничной конфигурации, какие функции они позволяют автоматизировать?

- Во-первых, это продажи. Оптовые и розничные продажи, о которых я уже говорил, а также франчайзинг и субдилинг. Для последних двух созданы отдельные базы по аналогии с розничными продажами.

Во-вторых, это закупки, причем закупки как у вендоров (непосредственно телефоны), так и у операторов сотовой связи (пакеты подключений к тарифам услуг сотовой связи).

В-третьих, это оформление заказов из магазинов, внутренние перемещения между магазинами и в регионы. Но это касается только розничной конфигурации.

- А как происходит учет гарантийного и послегарантийного обслуживания? Ведь разветвленная сеть сервисных центров - это "конек" DIXIS!

- Для этого у нас есть еще одна конфигурация, о которой я уже упоминал - сервисная. По структуре баз данных сервисная конфигурация напоминает розничную, только вместо магазинов в ней - приемные пункты сервис-центров. Да и функции несколько отличаются. Вот перечень основных функций, реализованных в сервисной конфигурации:

* закупка запчастей;
* продажа запчастей;
* анализ потребности в запчастях;
* учет производственной фазы ремонта (приемка, склад телефонов, склад запчастей, этапы работы мастера).

Общая схема взаимодействия баз данных сервисной конфигурации представлена на Рис.3.


- А как решается проблема огромной номенклатуры запчастей, которая должна быть единой во всех сервиц-центрах по всем регионам?

- Для этого в сервисной конфигурации предусматривается отдельная, расположенная в Центре, база общих справочников, единых для всех регионов и сервис-центров. Редактирование справочников в этой базе осуществляется через терминальный доступ, после чего происходит обновление региональных баз. Ну а региональные базы ежесуточно обмениваются информацией с локальными базами сервис-центров, в том числе и обновленными данными справочников. На том же Рис. 3 эта база выделена жирными линиями.

- Насколько я знаю, одним из преимуществ системы семейства 1С:Предприятие является тесная интеграция с бухгалтерским учетом, а периодические обновления форм очень удобны для бухгалтеров. Как Ваши конфигурации связаны с бухучетом?

- Да, учет во всех базах у нас ведется в разрезе юридических лиц, поэтому необходимая информация напрямую из региональных баз попадает в бухгалтерские базы, где и формируется требуемая отчетность.

- Получается, что 1С может охватить практически весь необходимый функционал. Так почему же было принято решение от нее отказаться?

- Действительно, 1С - это очень хорошая система, на сегодняшний день ее никто не может превзойти по возможностям модификации. Для нашего бизнеса это очень важно: торговые схемы для розницы сотовой связи в несколько раз сложнее, чем, например, при продаже продуктов питания. Но в процессе развития компании были поставлены другие задачи, и мы поняли, что на "1С" "выехать" уже не удастся. Основные проблемы связаны с тем, что по объемам перерабатываемых данных компания переросла возможности, заложенные в платформу 1Сv7. Современный бизнес, особенно в части, связанной с непосредственным обслуживанием клиентов, является очень динамичным и зависимым от малейших колебаний рыночной конъюнктуры. Теоретически мы могли бы рассматривать развитие всей информационной системы на базе 1Сv8. Но данное решение является достаточно новым, и предпочтение отдано испытанным временем возможностям Axapta. Кроме того, данная система обеспечивает широчайшие возможности для оптимизации управления, минимизации расходов и повышения эффективности работы компании. К тому же Axapta обладает большим потенциалом масштабируемости системы. От "1С" мы не отказываемся - финансовые и торговые операции будут и дальше поддерживаться новыми версиями данной программы. А система Axapta поможет нам автоматизировать бизнес-процессы компании и повысить управляемость как Группы компаний в целом, так и каждого отдельного подразделения, повысит конкурентоспособность компании, поскольку помимо прочих функций, одной из ценных возможностей системы является максимально оперативный и полный анализ данных и прогнозирование рыночной ситуации.


http://www.retailer.ru/?cat=im_article&key=5

29.03.2005


Док. 475504
Перв. публик.: 29.03.05
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 186

  • Шлыков Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``