В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АЛЕКСЕЙ ЧЕПА: ЛОББИСТ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМА Назад
АЛЕКСЕЙ ЧЕПА: ЛОББИСТ РОССИЙСКОГО АГРОПРОМА
Хотя определение "владелец заводов, газет, пароходов" к нему вполне подходит, но на "мистера-Твистера" этот обаятельный, уверенный в себе человек вовсе не похож.

Владельца крупного и весьма разнообразного бизнеса отличает живой интерес к людям, идеям и, что нынче является редким качеством, умение ценить не только собственное мнение. О себе рассказывает немного, благотворительную деятельность старается вовсе не афишировать. А историю делает на самом трудном - защищает интересы сельского хозяйства. Недавно создал Институт продовольственной политики.


Алексей Васильевич, из всех направлений Вашего бизнеса аграрный, должно быть, самый процветающий?
Как раз аграрный бизнес для меня самый трудный и наименее прибыльный. Очень сложная работа, сложные отношения с людьми, самое большое количество переживаний и огорчений. Но я уже уверен, что это дело для меня сегодня и впредь - самое важное. Ему я буду посвящать все больше и больше времени и сил.

А как возник этот приоритет? Или Вы начинали с аграрного предпринимательства?
Еще несколько лет назад я был далек от этих проблем. Но занялся производством удобрений на основе биотехнологий, потом минеральными удобрениями. Потом рыболовством, птицеводством. Вначале для меня это был обыкновенный бизнес. Чувства и осознание возникли потом. Я понял глобальный масштаб проблем всего АПК, сегодняшних и завтрашних, понял, что они имеют прямое отношение буквально ко всему происходящему в стране. Либо эти задачи будут решены, либо будущее России не состоится. А это зависит, в том числе, и от меня. Поэтому в силу всех своих возможностей буду помогать встать на ноги нашему сельскому хозяйству.

Как возникла идея создания Института продовольственной политики?
Чтобы сельское хозяйство России перестало считаться "черной дырой" и получило масштабные инвестиции, бизнес-план его развития должен показать очевидные выгоды для всего общества.
"Экономическое чудо" ФРГ после второй мировой войны во многом случилось благодаря тому, что еще в 1942 году Союз немецких промышленников заказал будущему "отцу немецкой экономики" Людвигу Эрхарду программу послевоенного развития Германии. Сознавая, что поражение в войне неизбежно, большой германский бизнес позаботился о том, чтобы общество и государство знало что, как и зачем восстанавливать и строить и каких результатов ожидать. Пожалуй, это понимание оказалось решающим на пути к успеху. Практически полностью разрушенная страна с деморализованным населением подняла экономику в считанные годы.
Не буду утверждать, что создание Института продовольственной политики для России сопоставимо по значимости с тем, что сделал Эрхард для Германии, но решать только свои личные или корпоративные проблемы в нынешней ситуации уже невозможно. Создание Института продовольственной политики - это возможность не только глубоко исследовать положение дел на важнейшем для всей страны направлении - поддержании продовольственной безопасности. Необходимо создать научно обоснованную программу решения этой проблемы, которая будет принята всеми слоями общества и не будет основана исключительно на узко понимаемой "экономической целесообразности".


Алексей Чепа осматривает теплицы агрохолдинга

Каковы ближайшие планы Института?
Работать. Создавать программу восстановления продовольственной безопасности. Вести исследования, выступать по актуальным темам таким образом, чтобы понимание проблем и способов их решения были доступны практически каждому грамотному человеку в России.

Какой Вы видите роль государства в решении проблем АПК?
В России государство всегда было основным координатором развития общества. Справлялось оно с этой задачей, понимали государственные мужи задачи, стоящие перед страной, - Россия реально, а не в анекдотах, шла впереди планеты всей. И по темпам роста производства, и по уровню научных достижений, и по уровню образования и культурного развития.
Едва ли не главный парадокс нашего времени в том, что мы единственная страна в мире, где государство сегодня устранилось от продовольственной политики. Активную политику поддержки своего АПК проводят все - от стран центральной Африки с диктаторскими режимами до суперлиберальных государств Западной Европы и Северной Америки. Последние только на дотации своему сельскому хозяйству тратят до 30% госбюджета. Необходимость срочного вмешательства российской власти в эту область уже диктуется экономической и социальной ситуацией. Кстати, Эрхард был сторонником применения жесткого государственного регулирования, а отнюдь не "рыночником". Но вмешательство государства убивает свободную конкуренцию...

В 1880 году английский парламент отказался защитить свое сельское хозяйство и разрешил беспрепятственный ввоз в страну продовольствия из США, как раз отстаивая принципы свободной конкуренции. В результате даже ко второй мировой войне не удалось восстановить продовольственную безопасность. В первую мировую Англия голодала, во вторую - сидела на карточках. Теперь в Англии куда в большем почете принципы продовольственной безопасности. Россия же сейчас ввозит почти 50% того, что съедают россияне. Изобилие на прилавках маскирует реальное положение дел - полную зависимость страны от импорта продовольствия.

пресс-конференция в Челябинске

Все рассказы о том, что рынок все сам отрегулирует, что безработица - это нормальное следствие конкуренции - абсурд. Не должно быть безработицы в стране, где отрицательная демография, где не освоены огромные пространства, не хватает дорог, жилья, не производится достаточно своего продовольствия! Это вокруг сырьевой трубы, выкачивающей в другие страны наши ресурсы, очень тесно, а для нормальной работы Россия - поле непаханое.

Когда говорят о 5% населения США - фермерах, кормящих всю страну и еще многие страны мира, обычно не вспоминают о еще 25% американцев, которые их обслуживают. Крестьянину необходим некий центр, где он может сбыть свою продукцию и получить набор услуг, гарантируемых современной цивилизацией: медицинскую помощь, школу для детей, магазин, банк, почту, кинотеатр, библиотеку, бытовые услуги и т. д. Кто-то должен построить нормальные дороги в сельской глубинке, подвести газ, поставить водонапорную башню и т. д. Обеспечить все это силами частных инвесторов невозможно. Роль государства в регулировании взаимоотношений в АПК на ближайшее время должна стать решающей. В технологической цепочке "поле - переработка - реализация" заложена общая выгода. Но максимальную прибыль, часто оставляя производителя с убытками, получают переработка и торговля. Если на государственном уровне поддержать создание вертикально интегрированных холдингов и максимальную кооперацию более мелких хозяйств, то и АПК останется с прибылью, и покупатель не разорится.

"Аграрные олигархи" - это будущее сельского хозяйства или его тормоз?
Сегодня крупнейшие перерабатывающие предприятия Москвы, чтобы гарантировать себе стабильные и качественные поставки сырья, покупают либо создают в провинции целые агрокомплексы, обеспечивая людей работой и гарантируя хозяйствам реализацию их продукции по стабильным закупочным ценам. Этот процесс финансируют московские банки. Гарантом выступает правительство Москвы. При этом возникают финансово-агропромышленные гиганты, руководителей которых можно назвать "аграрными олигархами". Но сегодня именно эти люди спасают наше село и пытаются вывести Россию на современный путь развития.


Владивостокский порт, очередные переговоры

С другой стороны, в стране идет процесс скупки некими гражданами и подставными фирмами обнищавших хозяйств. Не для того чтобы оздоровить производство, а чтобы перепродать, например, под строительство коттеджей. Если вы зовете "аграрными олигархами" этих умельцев, ответ понятен: лучше бы таким бизнесменам держаться подальше от села. По их милости люди остаются без работы, без перспектив, а страна все больше "подсаживается на иглу" продовольственного импорта. Нельзя рассматривать нашу землю как простой рыночный товар. Даже если не говорить высокие слова о том, что эта земля - наша родина. Это, прежде всего, среда обитания россиян. И их интересы должны быть на первом месте.

А кто защитит интересы аграрных предпринимателей?
Бизнес не будет процветать на тропе бескорыстной любви к обществу. Любовь в экономике должна быть взаимной и взаимовыгодной. Как известно, великий меценат и очень высоконравственный человек Савва Мамонтов разорился, и "благодарная" империя спокойно отдала его под суд, не вспомнив былые заслуги. Где та империя? Мы слишком большая страна, чтобы решать государственные вопросы на уровне личного альтруизма.

Сейчас предприниматель, который не позволяет себе заниматься земельными спекуляциями, выводить для удешевления производство за границу и лишать людей рабочих мест, который не ввозит второсортные продукты и не производит некачественные, то есть не делает то, что приносит сегодня быстрые деньги, оказывается, по сравнению с менее совестливыми конкурентами, в проигрыше.
Вот почему национально, социально ориентированный бизнес нуждается в систематической поддержке государства. Подчеркну: не в льготах и дотациях, а в создании комплекса условий, при которых именно такой бизнес окажется эффективным. Сегодня подъем России невозможен без подъема российского села. А он, в свою очередь, невозможен без образования на земле мощных экономических структур. Но барин, живущий в столице на доходы от своих имений, где никогда и не был, это персонаж из XIX века, пусть там и остается. У того, кто живет на доходы от земли, должны присутствовать не только прямая заинтересованность в прибыли, но и личная компетентность и прямая ответственность за урожай, за сохранение плодородия земли, за судьбы живущих на ней людей.


с Главой Республики Алтай Михаилом Лапшиным

Фактически Вы ставите вопрос о воспитании в России новой элиты, нового правящего класса?
Конечно. Совсем без морали бизнес может развиваться только в колониях. Его обычно называют компрадорским. Для любой национальной экономики он разрушителен, поскольку не отождествляет себя с данной страной. Или мы воспитаем ответственного собственника в соответствии с национальными представлениями о роли и ответственности богатства, или - космополитических потребителей мировых благ VIP-класса, презирающих свою родину и готовых поступиться ее интересами без колебаний. Если в нашем обществе таким людям перестанут руку подавать, многое, поверьте, изменится.

Вас часто называют лоббистом российского агропрома. Как Вы к этому относитесь?
Не вижу ничего плохого в этом слове. Лоббировать важнейшее для страны дело не только уместно, но и почетно.

Вы себя относите к бизнесменам, которые предпочитают жить и строить планы в России? Или есть мысли подобно многим уехать в более спокойные и комфортные края?
Таких мыслей у меня никогда не было. Я очень устаю за границей. Это другой мир, другая культура, другая природа. Все другое. Очень быстро ощущаешь, как сильно тянет домой. Я в свое время создал Фонд русскоязычного зарубежья, чтобы помогать возвращаться тем, кто хочет вернуться в Россию или содействовать ей. Конечно, тем людям, которые давно осели в других странах, непросто это осознать, но корни - великий стимул.

Вы сказали об опоре на возобновляемые ресурсы. Значит ли это, что Россия сможет достойно существовать без продажи энергетического сырья, металлов и т. п.?
Сегодня уже стоит вопрос о замене традиционных энергоносителей, а вот хлебу, воде, чистому воздуху никакой замены не нашли и вряд ли найдут. К ресурсам, которые при умелом хозяйствовании можно использовать бесконечно, относятся не только нивы с пастбищами, но и леса, водоемы, пляжи, минеральные источники, памятники истории и культуры. Именно возобновляемые ресурсы - основа выживания России. При правильной организации АПК мы могли бы экспортировать продукты питания не хуже американцев, и самим бы с избытком хватило. Хлеб продашь - новый вырастет, а нефть продашь - что останется? Средства от экспорта невозобновляемых ресурсов должны целенаправленно инвестироваться в отрасли, базирующиеся на ресурсах возобновляемых. Только в этом случае деньги не будут нами попросту проедены. И систему образования в России нужно переориентировать на национальные интересы и обучение грамотному использованию возобновляемых ресурсов. Россиянам пора избавиться от комплекса неполноценности перед Западом. Надо не ломать собственное сознание, а сделать наш традиционный уклад максимально эффективным в современных ус
ловиях. Чтобы все мы вновь прониклись чувством собственного национального достоинства, уважением к честному труду на благо своей семьи, коллектива и страны, независимо от того, труд ли это простого крестьянина или богатого предпринимателя. Когда нашими национальными приоритетами станут возрождение российского села и поддержка отраслей, базирующихся на высоких технологиях и возобновляемых ресурсах, тогда и поиск национальной идеи перестанет напоминать экспедицию за тем, "чего на белом свете вообще не может быть".

Вы считаете себя счастливым человеком?
Да. И не боюсь себе в этом признаться. Я нашел настоящее применение своим силам и способностям. Вы хотели бы, чтобы Ваши дела продолжали Ваши дети? Пусть делают собственный выбор, если понравится мое дело, буду рад. Впрочем, дочь свой выбор уже сделала - учится в Лондоне на дизайнера.

Унаследовала от отца художественные способности?
Что Вы, у меня в институте единственная тройка была по черчению. Может быть, в маму.

А сын проявляет интерес к сельскому хозяйству?
Ему восемь лет, пока в основном увлекается футболом. Но когда в школе спрашивают, чем занимается папа, он отвечает: "Папа работает в аграрной партии". Я заместитель председателя Аграрной партии России.

Как идет партийная работа?
Трудностей больше, чем успехов. В таком проблемном секторе очень сложно работать с людьми, находить взаимопонимание. Но бросить это не могу, стараюсь оказывать реальную помощь, поддерживаю региональные проекты.


http://www.esj.ru/journal_archive/2005/april/aleksej_chepa_lobbist/

Док. 475431
Перв. публик.: 01.04.05
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 162

  • Чепа Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``