В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Рудинский: Итого... Сторожилы российского фармрынка подвели итоги его десятилетнего существования Назад
Игорь Рудинский: Итого... Сторожилы российского фармрынка подвели итоги его десятилетнего существования
СОБЫТИЯ

Пресс-конференция "Фармацевтическому рынку России - 10 лет. Итоги и перспективы" прошла 30 мая в помещении московского ресторана "Ле Клуб". Организатором мероприятия выступила Российская ассоциация фармацевтического маркетинга (РАФМ).

В пресс-конференции приняли участие генеральный директор ХФК "Акрихин" И.И. Тюляев, генеральный директор компании "СИА Интернейшнл" И.Ф. Рудинский, председатель Совета директоров ЦВ "Протек" В.С. Якунин, президент компании "НИКОМЕД Россия-СНГ" Й. Дэвидсен. Вел мероприятие сопредседатель Координационного совета РАФМ, председатель Совета директоров ЦМИ "Фармэксперт" Ю.А. Крестинский.

По сути, рождением фармацевтического рынка России можно считать май 1992 г., сказал, открывая пресс-конференцию, Ю.А. Крестинский. Именно тогда были зарегистрированы первые негосударственные поставки лекарств в Россию. Государство, наконец признавшись в бессилии обеспечить своих граждан препаратами достойного качества и ассортимента, делегировало свои полномочия частным структурам. Таким образом, подобное решение спасло испытывающее серьезный лекарственный голод здравоохранение. Время шло, постепенно развивался и фармацевтический бизнес. Сначала он основывался лишь на импорте лекарств, затем компании-импортеры серьезно занялись полноценной дистрибуцией, одновременно шло изменение и развитие российского производства, иностранные компании стали открывать представительства в России, развивался аптечный сектор. Современный российский фармрынок - быстрорастущая (в последние два года ежегодный прирост составляет более 20%) развитая мобильная структура с довольно четким разделением функций, работающая на самом современном технологическом уровне. Инфраструктура российского фармрынка включает около 2 тыс. дистрибьютерских компаний, порядка 300 российских фармпроизводителей, 550 иностранных фирм, продукция которых представлена в России, 18 тыс. аптек, около 40 тыс. аптечных пунктов и киосков. Объем рынка (по усредненным оценкам) составил в 2001 г. около 3,5 млрд долл. Из всех дистрибьютерских компаний, которые начинали работать и лидировали на рынке в 1992 г., до сегодняшнего дня дошли и сохраняют за собой заметное присутствие, по словам Ю.А. Крестинского, лишь три - "Протек", "Интерлизинг", "Интермедсервис". По результатам 2001 г. две крупнейшие оптовые фармацевтические компании России - ЦВ "Протек" и "СИА Интернейшнл" (созданная в 1993 г.) имели суммарный годовой оборот порядка 1 млрд долл., т.е. почти треть российского рынка.

Дав краткую характеристику современного состояния фармрынка России, Ю.А. Крестинский предоставил слово для подведения итогов десятилетия участникам пресс-конференции. По словам В.С. Якунина, наиболее значимым событием, повлиявшим на развитие фармрынка, был кризис 1998 г. К этому моменту фармрынок был хорошо развит и, главное, характеризовался (в отличие от иных крупных секторов экономики) финансовой прозрачностью. Кроме того, до кризиса у российских компаний сложились доверительные отношения с зарубежными партнерами; это, кстати, очень повлияло на то, что вследствие дефолта аптечные прилавки не опустели, продолжая регулярно пополняться новыми лекарственными препаратами. Основной удар от дефолта пришелся на дистрибуцию, которая потеряла более 700 млн долл. Однако, по словам В.С. Якунина, партнерские отношения между компаниями позволили довольно быстро провести реструктуризацию долгов: фармрынок России сумел всего за год привести в порядок все финансовые взаимоотношения и продолжил свое развитие. Правда, последний шаг, сделанный правительством, - введение НДС на лекарства, по мнению В.С. Якунина, ставит под сомнение все успехи, которых удалось добиться на фармрынке, и, прежде всего, угрожает его прозрачности.

После введения НДС на лекарства с января 2002 г. фирмы-однодневки, занимающиеся "серым" импортом, получили второе дыхание, констатировал Вадим Сергеевич. Более 10% российских дистрибьютеров сейчас используют незаконные схемы ухода от уплаты налогов и пошлин. Введение НДС также послужило поводом для повышения цен на лекарственные средства. В среднем по России они выросли на 12,4%. В то же время, заметил В.С. Якунин, предварительные расчеты аналитиков предсказывали 15%-ное повышение цен. Почему же реальная цифра "не дотянула" до расчетной? Причина, по мнению председателя Совета директоров ЦВ "Протек", в "сером" импорте, распространении фальсифицированной продукции по заведомо низким ценам.

Затем слово было передано генеральному директору компании "СИА Интернейшнл" И.Ф. Рудинскому, который был вовсе не склонен подводить какие-то итоги, обосновывая это тем, что рынок продолжает развиваться и говорить о нем, как о сформировавшейся структуре, несколько преждевременно. "Сегодня мы можем оценить лишь результаты тех или иных решений, событий, а также говорить о тенденциях развития рынка", - сказал Игорь Феликсович и сразу же признался, отвечая на вопрос корреспондента "ФВ" о перспективах развития дистрибьютерского сектора на ближайшие пять лет, что строить какие-нибудь прогнозы в этом отношении, учитывая российскую действительность, довольно сложно. Так или иначе, возникновение рынка в фармацевтической отрасли руководитель "СИА" расценивает как положительное явление. И главным результатом считает наполнение рынка лекарствами: "Да, препараты дороги, отнюдь не всегда доступны населению, система лекарственного страхования отсутствует, государство своих обязательств не выполняет. Но лекарства есть везде: в любом уголке огромной России теперь можно приобрести любой препарат. И задача всех участников рынка, и прежде всего государства, состоит в скорейшем создании систем, которые бы позволили повысить доступность лекарств".

По мнению И.Ф. Рудинского, залогом успешного развития фармрынка является хорошо развитая сбытовая сеть. Именно сюда следует инвестировать средства дистрибьютерским компаниям. Говоря о перспективах развития аптечного сектора, г-н Рудинский отметил, что последний только начинает свое формирование. Сейчас идет процесс развития и расширения информационных, финансовых, технологических связей между аптеками и дистрибьютерами лекарств. Кроме того, генеральный директор компании "СИА Интернейшнл" уверен, что число аптечных киосков будет сокращаться, поскольку их ассортимент, состоящий, как правило, из 500-600 наименований, уже не может устраивать ни потребителя, ни оптовика. На смену аптечным киоскам придут аптеки с большим выбором лекарств и высоким уровнем сервиса.

Взгляд иностранного производителя на процесс развития российского рынка изложил президент компании "Никомед Россия-СНГ" Й. Дэвидсен. Проследив хронологию отношения зарубежных производителей к рынку России, которое менялось в разные периоды от необычайной заинтересованности до холодности и наоборот, он тем не менее отметил, что российский рынок (правда, как и китайский) на протяжении всех десяти лет был, пожалуй, наиболее обсуждаемым в штаб-квартирах зарубежных фармкомпаний. А сегодня наблюдается новый всплеск активности иностранных фирм относительно деятельности на российском рынке. И, несмотря на все негативные атрибуты, сопровождающие российский фармрынок, он не перестает быть привлекательным для иностранных компаний, отметил Й. Дэвидсен. "Ни низкий уровень доходов населения, ни обращение на рынке фальсифицированной продукции не являются предпосылками для выпадения фармрынка России из сферы стратегических интересов зарубежных фирм. Все недостатки с лихвой перекрываются огромными перспективами роста рынка 150-миллионной страны (ведь сейчас его объем довольно скромен и сравним лишь с рынком 11-миллионной Швеции)".

Кстати, о заинтересованности и "больших перспективах" иностранных производителей (в отличие от отечественных) на российском рынке говорил генеральный директор ХФК "Акрихин" И.И. Тюляев. Однако обо всем по порядку. Прежде всего Иван Иванович отметил, что с приходом в Россию рыночных отношений фармпроизводителям пришлось коренным образом изменить тактику и стратегию своей работы. Например, если раньше более 50% производства "Акрихина" было сосредоточено на выпуске субстанций, то к настоящему времени предприятие почти полностью перешло на выпуск ГЛС в рамках программы импортозамещения. К сожалению, фармпромышленность России на протяжении последних десяти лет так и оставалась вне интересов государства. Порой складывается впечатление, что власти проводят продуманную, хорошо организованную кампанию по удушению отечественного производства лекарств, заявил И.И. Тюляев. Он убежден: действующая в России регистрационная система позволяет выводить на рынок все и вся, не отдавая никакого предпочтения отечественным препаратам, по качеству нисколько не уступающим зарубежным аналогам. При этом в стране весьма успешно регистрируются и впоследствии реализуются препараты из третьих стран, нередко сомнительного качества. То же касается и установившейся практики проведения тендеров при государственных закупках лекарств, когда при прочих равных отечественные препараты нередко остаются за пределами утвержденных в результате конкурса списков. Еще пример. Последние изменения таможенных тарифов, уравнивающие ставки таможенных пошлин на ввозимые в Россию готовые лекарственные средства и препараты in bulk, сделали невыгодным выполнение столь распространенной в последнее время на российских предприятиях операции по фасовке и упаковке лекарств (это значительно удешевляло продукцию, а кроме того, давало возможность предприятиям пополнять оборотные средства и инвестировать их в производство). И последний удар, нанесенный государством всему фармацевтическому рынку, по мнению И.И. Тюляева, - введение 10%-ной ставки НДС на лекарства. Последствия известны: стоимость ЛС повысилась, доступность лекарственной помощи снизилась. И сегодня, по словам И.И. Тюляева, потребителю не следует рассчитывать на снижение цен. Он лишь может уповать на гуманное их повышение.

Каков же результат подобной политики? Кто выиграет от гибели отечественного производства? Как считает И.И. Тюляев, это прежде всего иностранные производители (отсутствие конкуренции со стороны российских предприятий дает им карт-бланш на российском рынке). И, конечно, в выигрыше окажется чиновничий аппарат (не следует забывать о высоких финансовых возможностях зарубежных фармкомпаний в отличие от отечественных). А кто проиграет? Естественно, отечественные производители и в конечном счете - российский пациент.



М. Щетинина

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=5524

ФВ No19 (258) от 11.06.2002

Док. 475379
Перв. публик.: 11.06.02
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 283

  • Рудинский Игорь Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``