В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Рудинский: Новые схемы борьбы с `серым` импортом от ГТК Назад
Игорь Рудинский: Новые схемы борьбы с `серым` импортом от ГТК
Государственный таможенный комитет (ГТК) обязал иностранные компании-производители электробытовой техники подавать информационные письма (инвойсы) с указанием таможенной стоимости своей продукции и официальных дилеров. Таким образом в ГТК решили разобраться с "серым" импортом. Крупнейшие европейские и азиатские компании - среди них Samsung, LG, Sony и Philips - уже согласились добровольно предоставить таможенникам сведения о реальных ценах на технику и своих официальных российских дилерах. Эту инициативу также поддержали и члены Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Мы попросили представителей ГТК и глав крупнейших фармацевтических дистрибьюторских компаний высказаться по поводу введения данной схемы борьбы с "серым" импортом: насколько она действенна с их точки зрения, что даст ее использование производителям и потребителям.

Омельченко Сергей Михайлович,
зам. руководителя пресс-службы ГТК России

В канун и после вступления в силу с 01.01.2004 г. нового Таможенного кодекса ГТК России качественно изменился характер взаимодействия таможенных органов с бизнесом, основанным на принципе сотрудничества в форме официальных консультаций. Активно развиваются контакты с непосредственными производителями. Такой подход соответствует новому уровню государственного управления, предусматривающего диалог власти с бизнесом, рекомендуемого ВТО. Кроме того, сотрудничество с бизнесом для таможенной администрации - еще один эффективный метод борьбы с "серым" и "черным" импортом. Упрощая систему таможенного оформления и таможенного контроля для законопослушных участников ВЭД, таможенная администрация теперь развязывает себе руки, чтобы сосредоточиться на товарах группы риска, к которым относится и фармакологическая продукция, направить силы на потенциальных и реальных нарушителей закона и, прежде всего, на криминальные компании-однодневки. Либерализация таможенной системы в итоге ведет к повышению эффективности деятельности таможенной службы и, как следствие, к увеличению таможенных сборов, чего и добивается российское правительство.

Информационные письма, в которых указаны таможенная стоимость товаров и официальные дилеры, - одна из форм общения таможенной службы с производителями и участниками ВЭД. Естественно, это предложение таможенной администрации не имеет никакого директивного характера, но, как говорится, отказаться от него невозможно. По здравому размышлению, прислушаться к предложению таможенников даже выгодно, и прежде всего крупным компаниям. У них будет меньше конкурентов, сбивающих цены за счет "серых" и "черных" поставок. Сотрудничество государственных и коммерческих структур делает рынок более предсказуемым, стабильным, динамичным. Крупные компании сразу поняли, что здесь заложен существенный потенциал увеличения прибыли, развития дела, и уже стоят в очереди на заключение договоров о взаимодействии с ГТК России. Для потребителя изменения в таможенном законодательстве и внешнеторговой политике могут обернуться приятным снижением цен там, где они были спекулятивно завышены посредниками.

Сложнее обстоят дела со средними и мелкими предпринимателями. Во-первых, таможенной администрации гораздо легче и удобнее работать с крупными структурами: большие фирмы берегут и лелеют свое доброе имя, реже идут на криминал и вряд ли скроются от уплаты налогов. Да и взять с них можно больше, чем с мелких при одинаковых затратах сил и нервов таможенников. Поэтому таможенная администрация не прочь связать малые фирмы с крупными компаниями в одну налогооблагаемую систему. Выстраивать подобные конфигурации ГТК России, скорее всего, будет не только с помощью пряников. Во-вторых, с развитием российского рынка крупные иностранные компании все меньше нуждаются в услугах российских посредников. Они сами выходят на уже подготовленный российский рынок. Поэтому отечественному коммерсанту средней руки сегодня непросто получить из-за границы подтверждение производителя, что имярек действительно является прямым дилером иностранной компании. А без такого поручительства его ждет таможенный контроль и оформление по полной программе. И здесь возникает третье обстоятельство, которое, пожалуй, можно характеризовать как психологическое. Оказавшийся между двух огней предприниматель приходит к выводу: зачем делать сложные и, скорее всего, бесполезные телодвижения, когда проще работать по старой обкатанной схеме взаимоотношений с таможней. У каждого предпринимателя эти взаимоотношения складываются по-своему, но часто они граничат с криминалом, который имеет один конец.

Дело в том, что в рамках информационно-технической политики ГТК России создается автоматизированная система анализа и управления рисками в таможенном деле. Учитывая, что к группе риска относятся 70 групп товаров, к которым применяются высокие таможенные и внутренние сборы, сегодня в практику таможенной службы активно вводится таможенный контроль после выпуска товара в свободное обращение. Эту меру предусматривает приказ ГТК России No 672, который на практике отрабатывает нормы, заложенные в новом Таможенном кодексе: согласно п. 3 ст. 361 таможенные органы могут проверять все рисковые категории товаров в рознице. И у таможенной администрации уже есть предпосылки полагать, что таможенный постаудит заставит недобросовестные компании работать по чести. Так что пока не ясно, куда деваться бедному отечественному предпринимателю

Якунин Вадим Сергеевич,
председатель Совета директоров ЦВ "Протек"

Моя точка зрения - это правильный шаг, и нам нужно такую инициативу ГТК поддержать, а за других решать не могу. Мы это обсудим на наблюдательном совете СПФО. Я считаю, что данная система позволяет сделать рынок прозрачным и открытым, он отталкивает все нелегальные процессы, которые могут возникать. Чем хорош этот механизм? Он никого не ограничивает, а просто делает систему прозрачной и показывает, кто поставщик, какие цены в ГТК должны быть заявлены и кто официальные дистрибьюторы. Таким образом, сразу ликвидируется группа офшорных компаний, фирм однодневок, занимающихся фальсификатами, "левой" растаможкой и т.д. Такая система позволяет переложить на производителей часть ответственности за состояние рынка, в т.ч. за фальсифицированную продукцию. И для производителей это выгодно - многие поддерживают инициативу ГТК и участвуют в ней. Нормальные участники рынка заинтересованы в том, чтобы рынок был легальным, потому что заниматься "темными" делами невыгодно с точки зрения бизнеса и морали: не будешь против своего народа действовать и фальсификаты продавать. Что касается повышения цен на товары в результате введения этой схемы, то для потребителя, возможно, цены вырастут, но большой плюс в том, что не будет нелегальной продукции, а для лекарств это особенно важно. С одной стороны, цены будут подниматься, но с другой - гарантируется качество товара.

Рудинский Игорь Феликсович,
генеральный директор "СИА Интернейшнл"

Я за введение этой схемы. С точки зрения легализации рынка это один из методов, который может принести определенные плоды. Что касается возможного подорожания продукции вследствие введения этой схемы, то, по моему мнению, на ценах это никак не отразится. Наверное, возрастет средняя цена ЛС, но за счет не удорожания лекарства как легального продукта, а исчезновения с рынка дешевых, но нелегально завезенных препаратов. Невозможно конкурировать по ценам, какие бы скидки ты не давал, с нелегально ввозимым и производимым товаром. Он всегда будет дешевле. Поэтому реальная цена ЛС не вырастет. Эта мера скажется на том потребителе, который согласен покупать дешевый, но нелегальный продукт. А в отношении ЛС, конечно, важнее качество, а не цена.


http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7851

ФВ No5 (326) от 10.02.2004


Док. 475363
Перв. публик.: 10.02.04
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 213

  • Рудинский Игорь Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``