В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Рудинский: `В `СИА` я знаю все и могу давать гарантии с закрытыми глазами` Назад
Игорь Рудинский: `В `СИА` я знаю все и могу давать гарантии с закрытыми глазами`
Сделка по продаже 50% акций крупнейшего фармацевтического дистрибьютора России "СИА Интернейшнл" американскому фонду прямых инвестиций TPG, заключенная 8 апреля, обещает стать исторической не только для российской фармотрасли, но и для отечественной экономики. Покупка акций "СИА" за 800 млн долл. США стала самыми большими разовыми инвестициями в частную российскую компанию в истории нашей страны. О том, для чего дистрибьюторской компании понадобился финансовый инвестор и куда будут направлены средства, вырученные в ходе сделки, в интервью "ФВ" рассказал генеральный директор и владелец 50% акций "СИА Интернейшл" Игорь РУДИНСКИЙ.

- Американский фонд прямых инвестиций TPG покупает 50% акций "СИА Интернейшнл" за 800 млн долл. США, а весь бизнес "СИА", соответственно, оценен примерно в 1,6 млрд долл. Но еще два года назад на одной из пресс-конференций вы называли цену 1 млрд долл. за компанию весьма привлекательным предложением. Из каких расчетов складывалась сегодняшняя оценка компании?

- В данном случае повлияли два фактора - внешний и внутренний. Во-первых, российская экономика, в т.ч. фармрынок, стала более стабильной. Во-вторых, все это время и сама компания не стояла на месте. Показатель EBITDA за эти два года довольно-таки серьезно вырос благодаря развитию инфраструктуры компании, клиентской базы и региональной сети. Внутренний рост компании и внешняя стабильность создали такую стоимость.

- TPG покупает одновременно и дистрибьюторский, и производственный бизнес "СИА"?

- TPG покупает только дистрибьюторскую часть. Хотя фонд смотрел и заводы производственной группы "Фарм-Центр" (саранский "Биохимик", курганский "Синтез", Усолье-Сибирский ХФЗ и ставропольский "Биоком". - "ФВ"), мы обоюдно сошлись на том, что покупка этих предприятий - пока рискованные инвестиции. Ведь в любом договоре прописано, что продавец дает определенные гарантии покупателю. И если в "СИА" я знаю все и могу давать гарантии с закрытыми глазами, то с заводами ситуация совсем иная. Эти предприятия, за исключением построенного около четырех лет назад "Биокома", существуют более 60 лет, при том что пакеты их акций были приобретены всего около трех лет назад. У этих предприятий есть и другие акционеры. Так что группа "Фарм-Центр", которую я по-прежнему намерен контролировать, не входит в периметр сделки с TPG.

- С какими показателями завершили 2007 г. дистрибьюторский и производственный дивизионы "СИА"?

- Объем продаж дистрибьюторского дивизиона - около 69 млрд руб., или 2,75 млрд долл. США. Показатель EBITDA составил 190 млн долл. США. По производственному дивизиону суммарно - около 200 млн долл. США, EBITDA - около 20 млн долл.

- После объявления параметров сделки с TPG отдельные эксперты неоднозначно отнеслись к тому, что в структуре акционерного капитала компании будет сохранен паритет. Они отмечают, что в условиях отсутствия контролирующего акционера неизбежны сложности при принятии стратегических решений о развитии компании...

- Как правило, любой инвестор, если хочет приобрести компанию, заинтересован в приобретении контрольного пакета акций, но не 100%. С моей точки зрения, продавать что 51%, что 100% - одно и то же. В любом случае речь идет о передаче контроля, но разница в деньгах при этом заметная. Мне кажется, что 50 на 50 является оптимальным соотношением: стороны могут принять какое-нибудь решение только в полном согласии друг с другом. Если кто-то не согласен, решение не принимается. В такой ситуации меньше риск возникновения внутренних конфликтов, которые часто случаются между мажоритариями и миноритариями. Равное владение долями, наверное, усложняет принятие некоторых управленческих решений, но снижает возможность возникновения конфликта акционеров.

- Вы намерены в дальнейшем сохранить в своих руках управление компанией?

- В договоре с TPG у нас прописано, что минимум на ближайшие два года я остаюсь на посту генерального директора, а после займу пост председателя Совета директоров компании. Я также намерен и дальше сохранить в собственности 50% акций "СИА".

- Кто войдет в состав Совета директоров от TPG и "СИА"?

- Это определится ближе к маю. Сейчас могу сказать, что будет по четыре человека от TPG и "СИА". С нашей стороны пока точно определены только два человека - я и мой заместитель Александр Сторожев.

- Структура операционного управления компании останется прежней?

- Абсолютно та же самая. Перед сделкой TPG провела кадровый аудит в "СИА". Среди 30 менеджеров упраленческого звена выявляли лидеров, проверяли их на профессиональное соответствие. Подтверждение соответствия получили все.

Игорь Феликсович Рудинский родился 18 апреля 1954 г. в Новосибирске. В 1977 г. окончил Московский авиационный институт. С 1977 по 1981 г. работал на Московском машиностроительном заводе "Салют" в должности инженера-технолога, а с 1981 по 1989 г. - в Научно-исследовательском кинофотоинституте. В 1989 г. организовал АО "Ринк", которое стало производить приборы для иридодиагностики. В 1993 г. совместно с партнерами создал фармацевтическую дистрибьюторскую компанию "СИА Интернейшнл", через два года стал ее единственным владельцем.

- А какой в таком случае будет роль TPG?

- Будет принимать участие в выработке стратегических решений. Я ведь сразу при выборе инвестора для компании больше ориентировался не на профильные фармацевтические, а именно на финансовые компании. Финансового инвестора интересуют не оперативное управление, не текущие дела, а показатели компании в целом. Для решения оперативных задач он как раз вместе с акциями "покупает" и команду компании.

- TPG ведь был не единственным претендентом на покупку?

- Помимо TPG было еще два иностранных фонда, а также предложения и от российских инвесторов. Параллельно переговоров ни с одной структурой я не вел. А переговоры с компанией Millhouse Capital (управляет активами губернатора Чукотки Романа Абрамовича. - "ФВ") были задолго до появления TPG, первая встреча с представителями которой у нас состоялась в мае прошлого года. Конкретику с будущим покупателем мы начали обсуждать в июле.

- Перед новым годом на рынке появились слухи о переговорах "СИА" с одним из крупнейших европейских дистрибьюторов Celesio...

- Как я уже отмечал, параллельно переговоров мы ни с кем не вели. Правда, некоторый интерес Celesio к нам проявляла. Это очень хорошая компания, крупная и серьезная. Но все-таки у меня был приоритет по финансовому инвестору.

- Как рынок отреагировал на сделку с TPG?

- Сразу после подписания сделки мы вместе с представителями TPG провели встречу с директорами московских аптек. Основные вопросы, которые от них поступали, были предсказуемыми: изменится ли с приходом нового инвестора ценовая политика компании, система взаимодействия компании с клиентами? Мы их заверили, что система работы компании с приходом TPG останется прежней. В мае-июне мы проведем еще несколько подобных встреч с нашими клиентами в регионах.

Вообще же наша сделка с TPG вызвала больший резонанс не в России, а за рубежом. Так получилось, что покупка 50% акций "СИА" стала на сегодняшний момент самой крупной сделкой private equity в России.

- Накануне подписания сделки вы говорили, что значительная часть вырученных от продажи акций "СИА" средств пойдет на развитие бизнеса "СИА". На какие конкретно проекты они будут потрачены?

- Деньги пойдут в первую очередь на дистрибуцию, в основном на развитие складского хозяйства. В условиях роста цен на недвижимость это требует достаточно много средств. Например, во Владивостоке мы вообще не нашли подходящего помещения под склад. Нашли на окраине города только пустой участок. Представляете, гектар земли без коммуникаций стоит 5 млн долл.!

Смотрите, у нас из 40 складов в регионах уже около 30 находится в собственности, мы начали постепенно выкупать их в 2001-2002 гг. В первую очередь мы рассчитываем подобрать для выкупа или построить склады в оставшихся 10 регионах. Кроме того, сегодня площади многих наших складов нас уже не устраивают, необходимо их достраивать. В Санкт-Петербурге, например, мы в три раза увеличили площадь здания склада, купленного в 2004 г.

- У вас уже сформирован план по развитию инфраструктуры?

- Конкретного плана еще нет, есть только понимание того, где надо увеличивать площади. Сейчас общая площадь складов составляет около 220-250 тыс. м2, примерно 70 тыс. из которых - в Москве. Согласно нашим подсчетам, необходимо еще около 100 тыс. м2. Развивать инфраструктуру в новых субъектах мы особо не планируем. Вполне достаточно сегодняшних 40 регионов присутствия. Хотя, возможно, в будущем мы и выйдем в 1-2 новых региона.

- Сколько средств пойдет на развитие складской инфраструктуры?

- 200-300 млн долл. США.

- А фонд будет вкладывать средства в развитие компании?

- Естественно. TPG будет параллельно вкладывать деньги. Столько же, сколько и я.

- На что еще вы потратите вырученные средства?

- Около 200 млн долл. пойдет на пополнение оборотного капитала. Еще часть средств я направлю на развитие предприятий "Фарм-Центра". В них нами уже довольно много было вложено. Мы создаем новые цеха согласно стандартам GMP, а также систему контроля качества на предприятиях. В "Биохимик" и "Синтез" уже вложено около 30-35 млн долл. Эти предприятия очень старые: отдельные цеха нужно сносить и заново строить, отдельные - реконструировать. Требуется где-то от 50 до 70 млн долл. США только в строительно-ремонтные работы. Есть еще и организационные работы.

- Если эти предприятия настолько проблемные, для чего вы их покупали? Не проще было построить с нуля?

- При строительстве нового завода инвестор упирается в главную проблему - где найти для его обслуживания профессиональные кадры. Это самый серьезный вопрос. На старых предприятиях уже существует своя команда опытных производственников, есть кому работать. Опять же уже есть определенный продуктовый портфель, пусть и не самый совершенный. На каждом из предприятий, исключая Усолье-Сибирский ХФЗ, который сосредоточится на выпуске малотоннажных субстанций, мы планируем заняться совершенствованием продуктового портфеля, созданием бренд-дженериков - выводить по 10-15 препаратов ежегодно. Можно подумать и о покупке лицензий на выпуск оригинальных препаратов.

- Вложения в покупку розничных активов, развитие медицинского бизнеса вы планируете?

- Нет.

- TPG - финансовый инвестор, а значит, через определенное время рассчитывает выгодно продать свою долю. Согласно условиям сделки у вас преимущественное право выкупить долю TPG?

- Да, такое право у меня есть.

- А сколько, по вашим оценкам, будет стоить компания, например, через 4-5 лет?

- По прогнозам, от 3,5 до 4,5 млрд долл.

Фонд прямых инвестиций TPG Capital является частью ведущей частной инвестиционной компании TPG (Texas Pacific Group), основанной в 1992 г. Под управлением компании находятся активы объемом более 50 млрд долл. США. Представительства компании находятся в Сан-Франциско, Лондоне, Гонконге, Нью-Йорке, Москве, Бомбее, Пекине, Шанхае, Сингапуре и Токио. TPG Capital обладает международным опытом инвестирования посредством поглощений, рекапитализации отделений компаний, создания СП и реструктуризации. TPG Capital занимается поиском и финансированием успешных и прогрессивных компаний в различных отраслях, включая здравоохранение, развлекательную и туристическую индустрию, СМИ и телекоммуникации, промышленность, технологии и финансовые услуги.

- Кто, кроме вас, может выступить покупателем 50% акций "СИА" у TPG?

- Реализовать акции можно по-разному. Либо через продажу стратегическому инвестору, либо через IPO. Второй вариант пока мне кажется наиболее вероятным.

- С приходом сильного финансового инвестора стратегия "СИА" будет изменена?

- Ничего революционного происходить не должно и не будет. Основное направление компании - это развитие дистрибьюторской, логистической структуры на российском рынке. У нас пока нет планов выхода на другие рынки, в т.ч. в СНГ. Если компания растет на 400-500 млн долл. США по обороту в год только на территории России, значит, простор для этого есть. И я предпочитаю концентрироваться на российском рынке, нежели разбрасываться по разным направлениям.

- TOP10 фармдистрибьюторов контролируют более 90% российского рынка. Расширение "СИА" возможно за счет приобретения конкурентов?

- Думаю, что нет. Эта мысль обсуждалась еще в самом начале открытия филиальной сети: что проще - строить филиал заново или покупать какую-то местную компанию? Тогда мы пришли к выводу, что проще строить заново. Так дешевле и эффективнее. Этой линии будем придерживаться и впредь.

- И вероятность мегаслияний с другими крупными игроками для качественного увеличения рыночной доли вы тоже исключаете?

- Я об этом не думаю. Слияния для компаний - это сильное потрясение, подходить к ним нужно крайне осторожно.

- Сейчас "СИА" - компания No 1 в рейтинге дистрибьюторов. У ближайших конкурентов в обозримой перспективе есть шанс обогнать компанию по рыночной доле?

ЗАО "СИА Интернейшнл ЛТД" ("СИА") было основано в 1993 г. Компания создала дистрибьюторскую сеть из 40 дочерних предприятий в регионах России. Они поставляют свыше 10 тыс. наименований фармпродукции более чем в 30 тыс. аптек и ЛПУ России. Поставщиками "СИА" являются 350 отечественных и 150 зарубежных производителей. В 2007 г. оборот компании составил 2,75 млрд долл. США. Сегодня в компании работают 15,5 тыс. сотрудников.

- Мы не соревнуемся и не боремся внутри рейтинга. Гораздо интереснее ставить задачи внутри компании и развивать ее. Большинство проблем компании создают себе и решают сами. Поэтому в данном случае правильнее говорить не о том, кто кого перегнал, а кто от кого отстал. Я не хочу этим сказать, что конкуренции нет, она есть и довольно сильная. Но для того, чтобы серьезно конкурировать и развиваться, в ближайшем будущем дистрибьюторам необходимо делать очень серьезные вложения в складские мощности. Я не вижу сейчас компанию, которая серьезно развивает складское хозяйство.

- Какую цель вы ставите для компании по достижению рыночной доли?

- Сейчас, по данным ЦМИ "Фармэксперт", доля компании составляет 22-23%. Ориентир, который мы ставим перед собой, - 30%. Это высокая планка.

Вообще наша задача - растить объем продаж, сохраняя уровень рентабельности бизнеса или хотя бы контролируя его снижение. Это наша неизменная политика, которая, в принципе, успешна. И менять ее мы не будем. Она в результате привела нас к самой большей доле в общих продажах на рынке.

- Усиление конкуренции на дистрибьюторском рынке будет влиять на вашу ассортиментную политику?

- В постоянном наличии у нас около 8,5 тыс. наименований. В прайс-листе - около 10 тыс. наименований. Мы позиционируем себя в первую очередь как дистрибьютор лекарственных средств. Поэтому доля парафармацевтики у нас несколько меньше, чем доля, соответствующая спросу на рынке. По всем группам лекарств у нас полное соответствие рыночному спросу. Серьезных изменений в этом отношении мы не планируем.

Интервью вели Дмитрий Кряжев и Ольга Макаркина
    
http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=13051

ФВ No14 (504) от 15.04.2008


Док. 475349
Перв. публик.: 15.04.08
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 127

  • Рудинский Игорь Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``