Петр Авен: Калининградская эйфория по поводу обещанного `финансового дождя`Назад
Петр Авен: Калининградская эйфория по поводу обещанного `финансового дождя`
В Калининграде легкая эйфория: правительство РФ наконец-то одобрило представленную Минэкономики Федеральную целевую программу (ФЦП) социально-экономического развития Калининградской области на 2002 - 2010 годы общей стоимостью почти 93,5 млрд рублей.
Нечто подобное уже происходило при прежней администрации области, когда по ее инициативе Москва приняла такую же ФЦП на 1998-2005 годы, оцениваемую в тогдашних 14 триллионов рублей. В предвкушении финансового дождя, который вот-вот щедро прольется на российский анклав на Балтике, местные власти с энтузиазмом строили грандиозные планы, обещая близкое процветание региона и рост благосостояния его почти миллионного населения.
Правы оказались пессимисты, предупреждавшие, что ничего из этого не сбудется: за минувшие годы из федерального центра сюда капнуло каких-то жалких полтора процента из обещанной суммы, а на такие деньги Нью-Гонгонг не построишь. Говорят, Москва не давала денег под бывшего губернатора Леонида Горбенко, который слишком вольно с ними обращался, а вот Владимир Егоров получит все сполна, тем более что тот обещал пропускать выделенные средства только через федеральное казначейство. К тому же области теперь назначен "смотрящий" - в лице заместителя полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Андрея Степанова, которому поручен контроль за целевым использованием средств.
Однако не все так просто, если вспомнить, что на эти годы пришелся дефолт августа 1998 года, и что региону постоянно урезались льготы, предоставленные ему принятым в 1996 году федеральным законом об Особой экономической зоне и компенсировавшие таможенные и транспортные издержки, связанные с отдаленностью от материковой России. Уже при новом губернаторе - в январе этого года - ГТК нанес области многомиллионный ущерб, вычеркнув ее из общего экономического пространства страны требованием уплаты пошлин за вывоз в Россию произведенной здесь продукции как с иностранного государства. Так что не только неумелое руководство областью привело к тому, что она, как констатировали аудиторы Счетной палаты, оказалась к началу 2001 года кандидатом в банкроты: ее долг федеральному бюджету на сегодня превысил доходы областной казны, а уровень жизни населения оказался в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. Эта безрадостная ситуация усугубляется и тем, что в ближайшие годы соседи - Польша и Литва собираются вступать в Евросоюз и НАТО, что реально угрожает полной изоляцией региона от остальной территории страны и превращением его в некую нищую российскую резервацию в центре Европы.
Вот почему с подачи администрации Владимира Егорова Москва вновь озаботилась судьбой калининградцев - 22 марта состоялось заседание правительства, на котором было принято решение реанимировать ФЦП. Цель ее - подъем экономики области и выравнивание на этой основе уровня жизни здешнего населения с поляками и литовцами, чьи подушевые доходы уже сейчас выше, соответственно, вшестеро и втрое. Видимо, чтобы не было завидно и чтобы у жителей региона не возникло соблазна окончательно отделиться от далекой России. Предусматривается, что объем производимого здесь валового продукта возрастет к 2010 году в 1,7 раза, а средняя зарплата увеличится с нынешних 60 до 260 долларов США. Спустя девять месяцев после этого исторического заседания "гора родила мышь": Минэкономики совместно с администрацией области представили в правительство окончательный вариант вышеупомянутой ФЦП социально-экономического развития Калининградской области, которая и была одобрена на прошлой неделе.
Многие местные аналитики недоумевают: зачем понадобилось тратить столько времени на разработку и согласование программы, которая, в общем-то, повторяет старую? Объекты финансирования в ней перечислены практически те же - транспортный комплекс, включающий в себя порты, автомагистрали, пограничные пункты пропуска, недостроенные очистные сооружения, нефтедобыча на балтийском шельфе, федеральные курорты Светлогорск и Зеленоградск, нуждающиеся в серьезном обустройстве, жилье для бездомных военнослужащих, а также пребывающие в упадке агропромышленный комплекс и рыбная отрасль. Предусмотрено в ней выделение федеральных средств даже на сооружение в Калининграде Храма Христа Спасителя, которое, по словам вице-губернатора Владимира Пирогова, сделает калининградцев пусть и не богаче, то зато добрее.
Особой строкой в этом перечне прописаны возведение мощной газогенераторной ТЭЦ и строительство второго газопровода, без которого этот будущий гигант местной электроэнергетики не сможет работать. О проблеме так называемой энергетической безопасности области, которую здесь пытаются решить за счет этого амбициозного проекта ценою почти в миллиард долларов США, писалось и говорилось столько, что нет нужды повторяться. Скажу только, что он стал камнем преткновения и на нынешнем заседании правительства, из-за чего проект ФЦП развития области был лишь одобрен, но не утвержден, как это планировалось. "Газпрому", имеющему менее затратную концепцию газоснабжения области и сопротивлявшемуся до последнего, буквально вывернули руки, поручив до 1 ноября определиться с вариантом непременной прокладки за счет собственных средств второй нитки газопровода - через сопредельную Литву или, минуя ее, по дну Балтийского моря.
Инициаторы ФЦП считают эти объекты инфрастуктурными, базовыми, на основе которых предстоит в ближайшие годы развиваться региональной экономике, став привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов. Усилить их интерес к области должен и новый вариант закона об ОЭЗ, также рассмотренный на заседании правительства, который планируется внести на утверждение в Госдуму еще до конца этого года.
Этот документ, кстати, даже важнее, чем программа, на финансирование которой из федерального бюджета предусматривается выделить всего 19%, а из областного - около пяти процентов от запланированных 93,5 млрд рублей. Остальные средства правительство и руководство региона надеются получить в виде инвестиций и кредитов, для чего и вводятся дополнительные льготы и гарантии.
Прольется ли на сей раз вожделенный финансовый дождь на Калининград? У областной администрации на этот счет нет сомнений, хотя уже в проекте федерального бюджета 2002 года на реализацию ФЦП заложена весьма скромная сумма в 400 млн вместо ежегодных программных 1,8 млрд рублей. Правда, Минфин обещал изыскать возможность удвоить объем финансирования области и внести поправки, но утвердят ли их депутаты Госдумы?
Например, руководитель ее подкомитета по инвестициям Анатолий Аксаков назвал все это бюджетной "холявой, которой надеется попользоваться регион" - вместо того, чтобы привлекать средства инвесторов, как это делает Великий Новгород, не имеющий льготных условий ОЭЗ. Резко отрицательно относится к ФЦП даже представитель Калиниградской области в нижней палате парламента Владимир Никитин, который считает эту программу сырой и откровенно лоббистской. По его мнению, не решает проблем области в складывающихся геополитических условиях продвижения Евросоюза на восток и новый вариант закона об ОЭЗ, так как он не представляет собой "конкретный механизм стыковки действующих в ЕС и России законодательств, интеграции экономики области в экономику соседних с нею стран", а всего лишь требует еще больших, чем прежде, льгот.
В те же часы, что и заседание правительства, в Калининграде проходила бизнес-конференция "Механизмы привлечения инвестиций и внедрение новых финансовых технологий на предприятиях региона", организованный "Альфа-Банком", где также говорили о перспективах Калининграда. Президент банка Петр Авен призвал не возлагать больших надежд на помощь из центра, заявив, что "администрации области надо не с правительством работать, выпрашивая у него деньги, а трудиться на месте, создавая условия для привлечения инвестиций".
Еще радикальнее высказался на этот счет находившийся здесь с визитом руководитель думской фракции СПС Борис Немцов, который считает, что интеграция России с Евросоюзом неизбежна и ее следует начинать с Калининграда, который реально может войти в ЕС уже к 2005 году. Чему благоприятствует его геополитическое положение и действие на его территории отличного от других российских регионов экономического механизма - закона об ОЭЗ, который несложно привести в соответствие с европейскими стандартами. По его мнению, "Россия не имеет права упустить уникальный шанс сделать через этот регион прорыв в Европу" и, тем самым, открыть путь инвестициям в его экономику и, следовательно, к повышению уровня и качества жизни калининградцев. Если же такого не произойдет, подчеркнул Немцов, мы можем потерять эту российскую территорию, так как молодое поколение вряд ли согласится жить бедно в окружении богатых европейских соседей.
Но похоже, федеральный центр пока не готов пойти на столь радикальный метод решения будущей судьбы Калининградской области, предпочитая пользоваться старыми и, как мы видели, малоэффективными способами...