В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Авен: Русское искусство бьет рекорды на мировых аукционах Назад
Петр Авен: Русское искусство бьет рекорды на мировых аукционах
В эти дни в рижском музее Латвийской железной дороги при поддержке Фонда Петра Авена проходит выставка российского современного искусства номинантов "Премии Кандинского". Об этом знаковом на арт-рынке событии, о том, кто поддерживает молодую награду, о самих номинантах и членах жюри в интервью "Росбалту" рассказал исполнительный директор Фонда Петра Авена в Латвии, член Совета директоров Альфа-банка Александр Гафин.

- Премия Кандинского была учреждена культурным фондом "АртХроника" всего год назад. Однако за столь короткий срок ей удалось стать весьма популярным независимым институтом поддержки российского современного искусства. Согласно рейтингу, опубликованному в периодике, "Премия Кандинского" вошла в десятку самых значимых культурных событий искусства в России за весь 2007 год. Александр Дмитриевич, как вы считаете, в чем феномен столь стремительного развития?

- Очевидно, что он складывается из нескольких составных. Одна из удач Премии Кандинского - создание очень интересной команды единомышленников. Впервые российская премия в области современного искусства подкреплена убедительной работой международного жюри. Состав кураторов и жюри на редкость авторитетен. В него входят такие имена, как Аниш Капур, художник из Великобритании, Фридхельм Хютте, директор Deutsche Bank Art, Жан-Юбер Мартен из Франции, Валери Хиллингс, куратор музея Гуггенхайма из США, Андрей Ерофеев из Третьяковской галереи. Не менее громкие имена и в Попечительном Совете: Шалва Бреус, Тесен фон Хайдебрек, Константин Эрнст, Самюэль Келлер. Такой международный состав жюри мгновенно лишил это мероприятие местечкового подхода. Из узко национальной истории оно быстро превратилось в международное явление.

- Проект осуществлен культурным Фондом "АртХроника" совместно с Фондом Петра Авена...

- ...Который полностью взял на себя поддержку этой выставки. Петр Авен входит также в состав Попечительного Совета. В России много говорят о культуре и мало кто помогает ей конкретно. К счастью, в последнее время находятся люди, у которых проснулось желание вновь помогать своей культуре, как это было в XIX и начале XX века, как делали это Третьяков, Щукин и так далее. Вы, наверное, знаете, что Премия Кандинского стала крупнейшей в мире в области современного искусства, ее призовой фонд составил 55 тыс. евро. Победитель в главной номинации "Художник года" получил $50 тыс., что отвечает мировой практике национальных премий в области современного искусства. Для сравнения - главный приз британской Премии Тернера составляет 25 тыс. фунтов (около $50 тыс.).

- Как бы вы определили главную задачу нынешней выставки?

- Ничто так не характеризует страну, как ее искусство. Сближение образа России в умах иностранцев с Россией сегодняшнего дня - это первая и главная цель выставок работ Премии Кандинского. Вторая цель - доставить эстетическое удовольствие зрителям. В Риге можно увидеть работы финалистов Премии: живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию. И третья цель - искусствоведческая. Ведь здесь представлены работы признанных мастеров, популярных не только в России, но и в мире. Они ярко, мощно, убедительно демонстрируют свое место в мировом художественном процессе. Все эти работы уже раскуплены - частными лицами, музеями. Например, фарфоровая композиция номинанта Премии Кандинского-2007 AES+F стоит более двух миллионов долларов.

- Почему гастроли выставки номинантов решено было начать с Риги?

- Первоначально были предложены Берлин и Нью-Йорк - достаточно интересные города. Риги в первоначальном маршруте не значилось вовсе. Когда об этом узнал Петр Авен, он попросил создателя премии Шалву Бреуса изменить маршрут. И тот пошел ему на уступку.

- Для этого, очевидно, потребовались весомые аргументы?

- Аргумент был один. Авен убежден, что выставка современного русского искусства намного важнее в Риге, чем в Германии или Америке. И, прежде всего, потому, что искусство исправляет и делает адекватным представление о стране. В Прибалтике это представление искривлено максимально. То, что сегодня определенная часть населения в Латвии думает о России, не имеет ничего общего с тем, что происходит у нас на самом деле. Парадоксально, но отношение американцев и немцев к России намного адекватнее, чем в Латвии, они лучше понимают нашу страну, чем "бывшие родственники", ослепленные взаимными обидами многолетней давности. А культура намного больше сближает народы, открывая им дополнительные клапаны для взаимного понимания и уважения - это наше глубокое убеждение.

У Фонда далеко идущие планы. Уже идут переговоры с Аргентинским музеем. Любопытно, что именно в те дни, когда в Риге проходит выставка современного российского искусства, в Москве открылась выставка латвийских художников. Такой неожиданный экспромтный обмен искусствами тем более приятен и только подтверждает правильность наших убеждений - искусство сближает народы.

- Как вы сами характеризуете состояние современного российского искусства?

- Мне кажется очень важным, что на выставке представлено не классическое искусство, а именно современное, которое находиться на острие жизни современной России. За последнее время оно приобрело совершенно новый статус. Из маргинального явления, о существовании которого было известно единицам, оно постепенно превратилось в мощную институцию, занимающую прочные позиции как в музейном мире, так и на территории арт-рынка. После долгих лет заточения в андеграунде, оно вырвалось наружу, демонстрируя свою силу. Об этом говорят выставки современных художников в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее. Беспрецедентный рост цен на произведения современного русского искусства, которые стабильно бьют рекорды на мировых аукционах, проведение первого в истории специализированного аукциона современного русского искусства Sotheby"s в Лондоне - разве это убедительно?

- А вы поклонник этого искусства?

- Мир российских художников достаточно большой и интересный. Я не коллекционирую современное искусство, но я и не отвергаю его тенденции. Если общество живет в этом, если ему это интересно, значит оно имеет право на существование.

- Музей истории железной дороги - ваш выбор, или его предложила латвийская сторона?

- Это наш выбор. Мы посмотрели несколько площадок и решили, что искусство, которое мы привозим, органично будет смотреться именно в на этой площадке. Например, видеоинсталляция, которой мы привезли очень много, в этом огромном зале смотрится просто великолепно. Да и сам музей расположен весьма удачно. Рядом Старый город - надо лишь пройти через Каменный мост.

- Как вы думаете, что общего между банкиром и художником?

- Это только на первый взгляд кажется, что у банкира скучная рутинная работа. На самом деле без творческого процесса работа банкира невозможна. Настоящий банкир и настоящий художник в чем-то сродни.

Беседовала Елена Конивец


http://www.rosbalt.ru/2008/04/09/473014.html

Росбалт, 09/04/2008


Док. 475185
Перв. публик.: 09.04.08
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 121

  • Авен Петр Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``