В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Логика эпилога Назад
Логика эпилога

Подводя на коллегии Минобрнауки итоги недавно завершившейся Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы", высокое научное начальство с видимым удовольствием перечисляло достигнутые успехи и не скупилось на положительные оценки. Громадье цифр на самом деле впечатляет. Разобраться в нем корреспонденту "Поиска" после заседания помог основной докладчик - заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям член-корреспондент Российской академии наук Александр КЛИМЕНКО



- Александр Викторович, давайте сначала вспомним историю программы, состоявшую из двух отнюдь не равных частей.

- Действительно, последняя редакция ФЦНТП, действовавшая в 2005-2006 годах, резко отличалась от первой. Фактически, если называть вещи своими именами, вторая редакция - это принципиально новая программа, имеющая ярко выраженный инновационный характер. Пользуясь театральной терминологией, можно сказать, что это была пьеса в двух действиях, написанных разными авторами, отстаивающими разные подходы к одной и той же теме.

- Скорее - драма!

- Для кого-то, возможно, и драма. На первом этапе программа носила исследовательский характер, предоставляя больше простора для "чистой" науки. Вторая редакция, вступившая в силу с 2005 года, была уже гораздо жестче ориентирована на конечные результаты. Появились количественные показатели выполнения как отдельных мероприятий, так и программы в целом. Изменилась структура ФЦНТП, более четко определились приоритеты.

- Далеко не всем это понравилось.

- Да, критики было достаточно. И звучала она с разных сторон. Недовольство и опасения высказывали академические ученые, представители государственных научных центров, вузов... Но в итоге и те, и другие, и третьи приспособились к новым условиям, нашли свое "место под солнцем". Этому способствовало прежде всего наличие серьезных стимулов: финансирование ФЦНТП из средств федерального бюджета возросло почти в четыре раза. Если в 2002 году было выделено менее двух миллиардов рублей, то в 2006-м - около восьми. К тому же "разогнался" механизм государственно-частного партнерства. На старте программы из внебюджетных источников удалось привлечь всего 628,5 миллиона рублей, а на финише - больше пяти миллиардов. Это за один 2006 год.

- Цифры, не спорю, красивые. Но что они значат? Денег в стране стало больше? Это, извините, всем известно.

- Дело в другом. Финансовые показатели отражают изменения в государственной политике по отношению к научно-технической сфере, а также заметные сдвиги в сознании и поведении бизнес-сообщества. Власть и предприниматели наконец почувствовали вкус к инновациям.

- Ну хорошо. А что скажете о раздававшихся упреках по поводу тематики и результатов проводившихся в рамках ФЦНТП конкурсов?

- Скажу, что многие из них были надуманными и просто несправедливыми. Чиновники, дескать, решают, чем заниматься ученым. Но это неправда. Система управления программой была специально построена таким образом, чтобы в принятии всех ключевых решений основную роль играли не бюрократы, а люди науки. В рабочих группах по приоритетным направлениям их подавляющее большинство - свыше 70%. А остальные места и, соответственно, голоса примерно поровну делятся между представителями федеральных органов власти и бизнеса. Вся экспертная работа, естественно, проводилась исключительно специалистами в конкретных областях знаний. За учеными оставалось решающее слово и в конкурсных комиссиях. Причем на каждом этапе это были разные люди. Трудно предположить, что все они подвергались какому-то административному давлению. Так что если случались проколы, то претензии наши уважаемые конкурсанты могут адресовать в первую очередь коллегам, а потом уже чиновникам.

Из 862 объявленных в последние два года конкурсов фактически не состоялись всего 19. В девяти случаях не было получено ни одной заявки, в остальных заявки поступали, но, по мнению конкурсных комиссий, не соответствовали условиям конкурсов. Столь незначительная доля подобных инцидентов говорит об актуальности тематики и привлекательности конкурсов для научного сообщества. О том же свидетельствует средний конкурс - около четырех заявок на одно место. Еще одним подтверждением сказанному может служить тот факт, что среди претендентов на лоты оказались организации 43 федеральных ведомств. Вряд ли вы сможете назвать другую программу, которая могла бы похвалиться таким межведомственным составом участников.

- А какие из ведомств вырвались в лидеры?

- Это и любопытно. Именно те, которые считали себя обиженными при запуске новой редакции. В университетах тогда дружно оплакивали закрытую программу "Интеграция". Говорили, что в рамках ФЦНТП высшей школе рассчитывать не на что. Теперь очевидно, что тревога была абсолютно напрасной. И организации РАН, и вузы получили значительно большие средства из программы, что, впрочем, неудивительно, поскольку объем ФЦНТП во второй редакции существенно возрос. Однако абсолютный рост сопровождается увеличением их доли. Так, Федеральное агентство по образованию в лице подведомственных вузов уверенно находится в лидерах, доля полученных средств возросла за это время в 2,5 раза: с 6 до 15%.

А что с Российской академией наук, которую якобы "отодвинули" от ФЦНТП? У нее было 22% средств, стало 26. Рост небольшой, но рост! При том, что из программы действительно был исключен блок фундаментальных исследований, которые традиционно считаются "коньком" РАН. Смотрите: в 2004 году среди победителей значились 116 академических организаций, а в 2005-м и 2006-м - 188. Сибирское отделение вообще поражает: в списке победителей оказался каждый второй институт.

- Секунду, Александр Викторович! Вы хотите сказать, что ФЦНТП вскрыла какие-то внутренние резервы?

- Ну конечно! Как я уже говорил на коллегии, программа стала смотром научных сил страны. Если хотите - оселком, на котором ученые смогли в конкурентной борьбе проверить свои творческие силы. Кроме того, ориентируясь на цели и задачи ФЦНТП, многие сумели внести в свою работу коррективы, сосредоточиться на выделенных государством приоритетах, вплотную заняться коммерциализацией научных результатов.

- И все же в бочке меда должна быть ложка дегтя. Пострадавшие есть?

- К сожалению. Например, подтвердились опасения некоторых руководителей государственных научных центров, что с изъятием из программы специального раздела по поддержке ГНЦ их организации не выдержат конкуренции. Это может показаться странным, но 11 из 58 центров за два года даже не пытались побороться за лоты ФЦНТП. Еще столько же оказались среди неудачников. Боюсь, что скоро число организаций, носящих высокий титул ГНЦ, несколько сократится.

- Вот это будет уже настоящая драма!

- Соглашусь, но с одной оговоркой. ФЦНТП здесь ни при чем. Программа - это лишь своеобразное зеркало, отражающее истинное положение дел. А на зеркало, как известно, не попеняешь.




http://www.fcntp.ru/





Док. 475081
Перв. публик.: 12.02.07
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 123

  • Клименко Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``