В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НА СТОЛИЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ ЕДУТ ИЗ ПРОВИНЦИИ ТОКАРИ И ФРЕЗЕРОВЩИКИ Назад
НА СТОЛИЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ ЕДУТ ИЗ ПРОВИНЦИИ ТОКАРИ И ФРЕЗЕРОВЩИКИ
На трудоустройство населения Брянская область потратила за год 20 миллионов рублей. А народ подался на заработки в столицу. Поезд Климово - Москва столичные проводницы пренебрежительно называют "колхозным". В день отправления в кассе райцентра на него почти невозможно взять билет, хотя вагоны отправляются отсюда полупустыми. Зато на двух следующих станциях - Новозыбков и Клинцы - состав набивается молодыми мужиками, которые едут на заработки в Москву. Тут это называют "отхожим промыслом". Через пару месяцев многие вернутся домой с 20 - 30 тысячами рублей в кармане. Если их, конечно, не "кинут" работодатели. Если не пропьют деньги сами...

Ежедневно поезд увозит примерно полтысячи работников. Михаил Полуботко даже не успел свой огород засеять - его срочно затребовало подмосковное сельхозпредприятие, где он пристроился трактористом в теплицу. Пашет по 12 часов в день - получает 8 тысяч в месяц. Его сосед Дмитрий зарабатывает вдвое больше, но и труд арматурщика на стройке тяжелее. Жалуется: хозяева темнить стали. Половину зарплаты дают наличными, остальное обещают перечислять на книжку. Что из этого выйдет - неизвестно.

Больше других повезло холостяку из Клинцов Григорию Сорину, прозванному Соросом. Нашел место водителя в санатории под Наро-Фоминском. Возит на самосвале песок, за быструю езду отстегивает гаишникам по полтиннику и жизнью весьма доволен, потому что за две недели получает по 400 долларов. Теперь Соросу родные Клинцы смешны со своими низкими заработками: "Я ж не дурак, чтобы за три тысячи рублей вкалывать".

Теперь на клинцовских предприятиях квалифицированного рабочего уже днем с огнем не сыскать. Зам. директора районного центра занятости Николай Горошко говорит, что "отходников" никто не считал, но что рынок труда обезлюдел - это факт.

- В городе остались либо те, кому хорошо за 50, либо пьяницы. Строительные предприятия, которые становятся на ноги и хотят расширять производство, не могут набрать специалистов. Большинство давно подались строить подмосковные дачи. Отрасль держится только благодаря тому, что правительство дает кое-какие деньги под чернобыльские программы.

Генеральный директор Клинцовского автокранового завода Ярослав Соколовский голову ломает: чем привлечь на предприятие токарей и фрезеровщиков?

- Нам не хватает сейчас 48 станочников, - рассказывает он. - Приходится брать кого попало, лишь бы работал - о дисциплине и речь не идет. Из-за этого срываются производственные планы. А мы продаем краны во многие страны СНГ.

Многие брянские мужики практикуют сезонный "отхожий" промысел. Не увольняясь с местных заводов и фабрик, берут отпуск на лето - и в Москву, "за длинным рублем". Тоже не от сытой жизни. По словам председателя федерации профсоюзов Брянской области Михаила Балабко, обитают в столице по сторожкам и подвалам, питаются щавелем. Бывает, хозяева их "кидают", а жаловаться некому. Но и это полурабское состояние они готовы терпеть, потому что в своих маленьких городках на мизерные зарплаты не могут прокормить семью.

Между тем областные власти потратили за последний год на загадочную "Программу содействия занятости населения" почти 20 миллионов рублей. Имеются в виду некие общественные работы и поддержка тем, кто пытается открыть свое небольшое дело. Однако с какой пользой потрачены бюджетные деньги - непонятно. На помощь всем фермерам казна отпустила в 2003 году только 214 тысяч рублей. Хлеборобы назвали это издевательством и пожаловались губернатору. Чиновники службы занятости даже не знают, сколько отходников в области, считая их трудоустроенными. В итоге статистика выходит безбожно приукрашенной.

Промышленность на таких "чернобыльских территориях", как брянская, нуждается в особой государственной опеке. "Я - двумя руками за обсуждаемый сейчас в правительстве проект создания у нас зоны льготного налогообложения, - говорит Ярослав Соколовский. - Надо понимать: сюда предприниматели не стремятся, конкурентная среда развивается слабо, значит, у человека, который ищет достойный заработок, нет выбора. Если же в Клинцах, Новозыбкове начнут открываться филиалы московских и других предприятий, - это сразу оздоровит рынок". В противном случае так и будут нестись в столицу "колхозные поезда" с трактористами и комбайнерами - и никакими стоп-кранами их в Клинцах не удержать.

Алексеев Александр
No 113
http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200306241130502

Док. 474502
Перв. публик.: 24.06.03
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 297

  • Балабко Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``