В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Охота к перемене мест Назад
Охота к перемене мест
Но в прошлом году театр взял тайм-аут, показав одну-единственную премьеру - спектакль "Упавший с неба" по опере "Повесть о настоящем человеке" и кантате "Александр Невский" Прокофьева. Именно этим спектаклем 22 сентября открывается 16-й сезон "Геликона". А главной премьерой нового театрального года должна стать давно обещанная реконструкция особняка по Большой Никитской, 19. Дата начала работ уже несколько раз переносилась. Сначала планировалось, что "Геликон" должен покинуть помещение 1 сентября 2004 года. Потом эти сроки перенесли на 1 декабря, но и они оказались блефом. Уже успешно пройдена комиссия по охране памятников и прочие бюрократические лабиринты, но вдруг кому-то стало мерещиться, что дому, где родилась Опера Зимина, где выступал Шаляпин, опера противопоказана.

В 2002 году вышло распоряжение правительства Москвы, согласно которому здание "Геликона" будет реставрировано и достроено. В итоге и памятник культуры сохранят для потомков, и театр наконец получит возможность играть свои спектакли в нескольких залах. Причем основной зал будет принимать не двести зрителей, а семьсот. Выделили средства из столичного бюджета ("Геликон" - театр муниципальный), выполнили проект, все согласовали. Комитет по культуре даже определил генподрядчика - известную компанию "СТД-Девелопментс", построившую Оперный центр Галины Вишневской, Театральный центр Мейерхольда, Центр СТД на Страстном и еще несколько театрально-концертных помещений в Москве. Когда же дело дойдет до "Геликона"?

Основатель и художественный руководитель театра Дмитрий БЕРТМАН прокомментировал нынешнюю ситуацию вокруг реконструкции.

- Строительные работы в здании "Геликона" должны были начаться давно. Когда же это произойдет в реальности?

- Назревает очень тяжелая психологическая обстановка. Тянется все до изнеможения долго. Слишком многое и со многими надо согласовывать. Весь прошлый год ушел именно на это. Но процесс идет. Конечно, нашему театру помешало то, что сгорел Манеж, потому что бюджетные средства, которые были забронированы на строительные работы в "Геликоне" и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, все ушли туда. Но на сегодняшний день освоены уже большие суммы на предстроительную работу с документами. Проектные работы всегда занимают большую часть времени, чем сама реконструкция. "Геликон" находится в помещении "памятника истории и архитектуры". Но тут возникла масса интриг. И не раз назревала по-человечески неприятная, противная и опасная для театра ситуация.

- А при пессимистическом развитии событий сколько времени "Геликон" сможет находиться в этом здании без реконструкции?

- Уже не может. Мы, естественно, все зависящее от нас делаем для поддержания здания. Но возникают просто фатальные проблемы с коммуникациями. Зимой у нас уже было несколько серьезных аварий отопления. Здание фактически замерзало, но с этим мы как-то справились. Кроме того, у нас огромные фасадные проблемы. Когда десять лет назад шла реконструкция Большой Никитской улицы, наше здание дало трещину... В общем, мы ждем реконструкции, как манны небесной. "Геликон" уже вырос из коротких штанишек. В театре сегодня работают 400 человек. Он уже давно не камерный, но все еще, по не зависящим от него причинам, самый маленький из оперных. Именно поэтому "Геликону" в Москве почти нечего показывать. Точнее, негде. Хотя у нас поставлены оперы, которые не идут ни в одном из столичных театров. "Травиата" Верди, "Норма" Беллини, "Милосердие Тита" Моцарта сделаны нами в содружестве с испанцами, а вердиевский "Набукко" - с французами. В планах две оперы Моцарта. "Похищение из Сераля" театр представит в Страсбурге и "Волшебную флейту" в испанской Мериде, а "Нос" Шостаковича мы покажем на фестиваля в Равенне.

- Разве это нормально, что такие востребованные театры, как "фоменки" или "Геликон", не имеют достойного дома, а в центре Москвы годами творчески простаивает не один театр?

- Это очень больной вопрос. Здесь у меня раздвоение личности. Как менеджер, я считаю, что существующее у нас "пожизненное" руководство театром - это не рентабельно и необходимо принимать самые радикальные меры. Наверное, по европейскому типу, где существует ротация интендантов - руководителей театров, и, таким образом, нет "прикормленных" мест. А как режиссер, я думаю, что Россия - носительница уникальной художественной традиции авторского театра. И равнять ее под европейскую гребенку было бы огромной глупостью. Ломать традиции - это модно сегодня. Хотя за театры, где нет театра, грех лежит на тех людях, которые занимают чужое место. Я понимаю, что наш театр молодой, а еще много не сделано для предыдущего поколения. Но нам здание нужно не для того, чтобы сдавать в аренду. Планов у нас громадье. Обидно, если в очередной раз повторится извечная российская история: люди получают "свои" театры на склоне лет, когда у них уже просто нет сил творить...

- Когда вы планируете увидеть первый экскаватор во дворе "Геликона"?

- Если бы это зависело от меня, я сказал бы - вчера. Скорость работ будет зависеть только от московского бюджета. Я надеюсь все-таки увидеть строительную технику в нашем дворе под новый, 2006-й год, а осенью 2008-го мы уже откроемся. Проект очень красивый. Москва в конце концов, я верю, приобретет очень красивое здание, оснащенное по последнему слову театральной техники. С зарубежной акустикой, чтобы избежать тех проблем, от которых страдают концертно-театральные новостройки. И стопроцентная вероятность, что Риккардо Мути продирижирует открытием нашей Новой сцены.

- Сколько будут стоить работы?

- Конкретную сумму назвать не могу. Сегодня деньги через театр не проходят. Все средства перечисляются подрядчику. В нашем случае - это "СТД-Девелопментс", которая и должна будет нам сдать вновь выстроенный театр под ключ. Но точно "Геликон" будет стоить в десять раз меньше, чем Большой театр.

- Когда вы начнете обживать ваше временное пристанище на Новом Арбате?

- Как только театр Калягина съедет оттуда. По документам, помещение уже передано в наше пользование на период реконструкции. Сцена Et Сetera, естественно, не подходит "Геликону". Там нет даже гримерок, не говоря уже об оркестровой яме. К сожалению, "Геликон" сможет играть меньше половины своего репертуара. Хотя мы, конечно, благодарны Комитету по культуре, что нас не выселили на окраину, а дали помещение в центре города, где театр сможет репетировать.

- Что именно репетировать?

- Свои планы на сезон мы перекроили таким образом, чтобы много гастролировать. От Калининграда до Бейрута. В год Андерсена правительство Дании и "Геликон-Опера" осуществят совместный проект - оперу "Русалка", премьера которой состоится 14-19 октября в городе Орхуз, на Андерсеновском фестивале. В декабре "Кармен" отправится в Израиль, а с января по март "Летучая мышь" предпримет тур по городам США, где запланировано 80 спектаклей. У нас есть интересное предложение из Петербурга, и, может быть, мы будем там работать. В Москве мы начали репетировать очень редкую оперу Джордано "Сибирь". Если все будет хорошо, премьеру покажем в апреле 2006 года. Еще хотим сделать московскую версию "Носа" Шостаковича к юбилею композитора. Очень трудно заниматься выпуском спектаклей, когда твое будущее от тебя не зависит. И пока в гости ездить придется чаще, чем бывать дома. Зато когда мы построим свой дом, мы тоже будем много гостей приглашать. Мы 15 лет проработали не благодаря реальным условиям, а вопреки. И теперь очень ждем тех возможностей, которые подарит нам новое здание. Я против формулы, будто истинное творчество рождается в лишениях. Состояние оперы в стране говорит об уровне интеллекта общества.

Автор: Мария БАБАЛОВА

Сайт: Театральные Новые известия

Дата публикации: 01.09.2005

Док. 474408
Перв. публик.: 01.09.05
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 199

  • Бертман Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``