В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Бербенец: Главными налогами станут подоходный и на недвижимость Назад
Владимир Бербенец: Главными налогами станут подоходный и на недвижимость
Какие схемы минимизации налогов наиболее популярны, и как с ними борются налоговики? Растет ли законопослушность индивидуальных предпринимателей? Стало ли больше членов "клуба миллионеров" в Липецке? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области Владимир Бербенец.

Российская газета: Владимир Иванович, в начале года у многих наблюдателей возникали опасения по поводу исполнения областного бюджета. Как складывается ситуация?

Владимир Бербенец: Действительно, некоторые компании-лидеры региональной экономики сократили налоговые платежи, хотя и в меньшей степени, чем предполагалось. Вместе с тем значительно прибавили другие предприятия, что говорит об экономической стабильности в области. В результате в первом полугодии в консолидированный бюджет поступило 13 миллиардов 135 миллионов рублей, на 12,7 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года. Бюджет области выполнен на 103,5 процента.

РГ: В прошлом году, несмотря на экономический подъем в регионе, общая сумма убытков предприятий неуклонно росла. Удалось ли справиться с этой парадоксальной тенденцией?

Бербенец: Убыточных предприятий стало меньше, сумма убытков за полгода сократилась на 795 миллионов рублей. Думаю, срабатывает концепция открытого финансового контроля, построенного на диалоге с налогоплательщиками. Почти 350 руководителей мы пригласили на межведомственные комиссии. Выслушали их позицию, объяснили, что лучше самостоятельно уточнить налоговые обязательства и не доводить до выездных проверок, по результатам которых могут быть возбуждены уголовные дела.

РГ: Какие схемы минимизации налогов применяются наиболее часто?

Бербенец: По налогу на прибыль убыточными оказываются те организации, которые используют заемные средства взаимозависимых лиц. Тем самым они переводят прибыль от одного налогоплательщика к другому. Обычно в таких схемах используются субъекты бизнеса, применяющие специализированное налогообложение. Другой вариант - платежи перекачиваются в арендную плату. Так нередко действуют торговые сети, автомобильные дилеры и обрабатывающие производства. Местные предприятия вошли в крупные иногородние холдинги. Готовый продукт, например сахар или кондитерские изделия, продают по себестоимости через собственные торговые дома в других регионах. В результате у липецких предприятий прибыли нет. Бывает, крупные фирмы, учитывая государственную политику поддержки малого бизнеса, формально дробятся на мелкие, со специализированным налогообложением. В итоге они уплачивают минимальные налоги. Некоторые предприятия пытаются включить в затраты расходы, которые не относятся к неучитываемым при налогообложении.

Следует признать, что в законодательстве достаточно пробелов, которые используют недобросовестные плательщики. Мы делаем доначисления, обращаемся в суд. Сейчас идет тяжба с одной крупной компанией, которая свою продукцию, бытовую технику, вывозила на продажу в Петербург и Калининград через страны Балтии. Как мы считаем, это делалось, чтобы получить освобождение от уплаты НДС, и добиваемся возврата "сэкономленных" денег. За полгода выявлено и доказано 10 схем минимизации налогов. В целом количество плательщиков, которые убыточны на протяжении 2 и более лет, резко сократилось. Их 43 - в основном это муниципальные предприятия с большим штатом.

РГ: Как скажется на вашей работе указ президента РФ о минимизации проверок в отношении малого бизнеса?

Бербенец: Во-первых, налоговой службы этот документ не касается. Во-вторых, подавляющему большинству малых предпринимателей наши проверки не грозят. В области 20 тысяч юридических лиц и еще 30 тысяч - индивидуальных предпринимателей, причем их количество растет. Мы в состоянии проверить лишь 700 предприятий в год, поэтому используем принцип "точечных ударов".

Если взять данные за полгода, то количество проверок индивидуальных предпринимателей сократилось, а сумма доначислений на них увеличилась до 89,8 миллиона рублей. К сожалению, законопослушность не повышается. С теневыми зарплатами в малом бизнесе мы боремся не первый год. Но около 3,5 тысячи предпринимателей показывают в отчетности заработок ниже того, что сложилась в среднем по отрасли. О них мы нередко узнаем от обиженных работников по телефону доверия. Приглашаем таких руководителей на межведомственные комиссии по легализации заработной платы. В этом полугодии две трети хозяев, прошедших "собеседование", повысили официальную заработную плату. Еще 20 процентов решили сделать это поэтапно. Остальные вступили в конфронтацию, подают на нас жалобы. Тем не менее мы дополнительно собрали более 70 миллионов рублей налоговых платежей и страховых взносов.
В области 20 тысяч юридических лиц и 30 тысяч - индивидуальных предпринимателей. Налоговая служба в состоянии проверить лишь 700 предприятий в год

Очевидных успехов в воспитательной работе с налогоплательщиками добились и по декларированию доходов. Из 7,5 тысячи человек самостоятельно это сделали 5 тысяч - втрое больше, чем в прошлом году.

РГ: Насколько, если судить по декларациям о доходах физических лиц, расширился в этом году региональный "клуб миллионеров"?

Бербенец: Его численность, в отличие от предыдущих лет, не изменилась. Как и в прошлом году, валовой доход от 10 до 100 миллионов рублей показывают 108 деклараций; от 100 до 500 - 28; от 500 миллионов до 1 миллиарда - 2 декларации, одна - свыше 1 миллиарда рублей. Правда, один из двух миллиардеров, которые "засветились" в прошлом году, перешел в другую "весовую" категорию. В целом поступления от подоходного налога, по сравнению с предыдущим годом, выросли на 41 процент.

РГ: Насколько финансовые потребности муниципалитетов покрываются за счет местных налогов?

Бербенец: Удельный вес земельного налога и налога на имущество физических лиц быстро растет. Конечно, их пока не достаточно, чтобы обеспечить самофинансирование муниципальных образований, даже если они будут собираться на 100 процентов. Но это - первые шаги. Местные власти учатся самостоятельно зарабатывать, создавать условия для развития малого бизнеса, который принесет дополнительные налоговые платежи. Проблема в том, что плательщиков много - свыше 330 тысяч - и велика задолженность. Приходится обращаться в суды. Там срок рассмотрения дела ограничен 6 месяцами.

К тому же законодатели пока не предусмотрели срок регистрации прав имущества, в том числе на землю. Мы провели проверку на одной улице в частном секторе Липецка, где 128 земельных участков. Право собственности оформили только 16 домовладельцев, по 43 участкам - договоры аренды. Остальная земля остается вне поля зрения налоговиков, поскольку по закону человек заключает договор аренды в заявительном порядке. Владельцы 9 строений из 122 умерли, а наследники не зарегистрировали право на наследство и налоговые начисления не производятся. За последние 3 года возведено 19 двухэтажных коттеджей, а инвентаризационная стоимость поступает в налоговые органы по старой оценке домов постройки начала XX века, которые стояли на их месте. В результате из-за законодательных пробелов бюджет города потерял около 500 тысяч рублей только с одной улицы.
Как видите, сложности возникают при сборе любых налогов.

РГ: Какие изменения происходят в налоговой сфере?

Бербенец: Пока основной источник пополнения бюджета - налог на прибыль. Он формирует почти половину доходной части, и его доминантное значение некоторое время сохранится. Налог на доходы физических лиц дает треть поступлений в казну. Местные налоги питают территориальные бюджеты на одну десятую. Земельный налог и налог на имущество физических лиц в 2010-2012 годах заменит налог на недвижимость. Ему наряду с подоходным в перспективе суждено стать главным. Как это происходит в развитых странах, где доходную часть бюджета в основном формируют физические лица - предприниматели, средний класс.

Что касается регионального бюджета, он диверсифицируется. Доля металлургического комбината, которая несколько лет назад превышала 60 процентов, составляет 44 процента и ежегодно снижается примерно на 2 процента. Лет через 5, когда начнут платить все налоги предприятия особых экономических зон, доля НЛМК может уменьшиться до 25 процентов.


Сергей Щетинин, Липецкая область

Опубликовано в РГ (Экономика ЦФО) N4721 от 5 августа 2008 г.

Док. 474319
Перв. публик.: 05.08.08
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 73

  • Бербенец Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``